• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диплом карман не тянет

Еженедельный журнал. 2004. № 28. 19 июля

...По мнению Ярослава Кузьминова, отличить хороший вуз от плохого абитуриент не может - информации о проштрафившихся вузах (а таких немало) ни федеральное министерство, ни региональные власти не распространяют.

В российской высшей школе вскоре начнется капитальный ремонт. Этой осенью правительство внесет в Госдуму пакет законопроектов, изменяющих структуру высшего образования в соответствии с требованиями Болонской конвенции, которая подразумевает создание к 2010 году единого общеевропейского образовательного пространства. (Наша страна присоединилась к ней в прошлом году.) Законопроект, в частности, отменяет пятилетнее образование во всех российских вузах. Студенты будут учиться сначала от трех до четырех лет на бакалавра (общее образование), а затем от одного до двух - на магистра (профессиональная специализация). Бесплатно в магистратуре уже нельзя будет учиться по "рыночным" специальностям, таким как экономика, юриспруденция и менеджмент, что позволит высвободить часть казенных денег и увеличить расходы на одного бюджетного студента, поступившего в бакалавриат.
Это лишь начало масштабной реформы высшего образования, которая назрела давно. В недавнем послании Федеральному собранию президент предъявил вузам немало претензий - например, что больше половины выпускников не находят работу по специальности, что пока число студентов растет, качество образования падает. Все это происходит на фоне дальнейшего обнищания высшей школы - государство финансирует ее лишь на треть от потребностей.

Во власти цифр
Спектр специальностей, которые давала советская высшая школа, сегодня по большей части сохранился. Многие инженерные факультеты набирают за казенный счет не меньше студентов, чем двадцать лет назад. Контрольные цифры бесплатного набора, которые Миноразования ежегодно спускает в подведомственные вузы, за последние десять лет выросли вдвое. Определяются они исходя из пожеланий ректоров вузов и представлений чиновников о том, чему нужно учить. Результат известен. Многие студенты учатся по принципу "нужно сдать, но не нужно знать" и при этом начиная с младших курсов работают не по профилю обучения. "Система профобразования в России сегодня неадекватна состоянию экономики", - признает председатель думского комитета по образованию и науке Николай Булаев.
Вузы по-своему пытались эту ситуацию "исправить". В последние годы стало популярным двойное образование: студенту, обучающемуся по невостребованной специальности, позволяют получить другую - востребованную (разумеется, за отдельную плату). Ректор МАИ Александр Матвеенко рассказал, что некоторые его студенты здесь же, в институте, учатся на слесарей по ремонту автоматических коробок передач и их тут же берут на работу в ближайший автосервис (понятно, что работа по первой специальности их не прокормит). По словам Татьяны Киселевой, ректора Московского госуниверситета культуры и искусств (бывшего Института культуры), некоторые студенты факультета библиотековедения параллельно получают профессию экономиста или журналиста (опять же платно).
В последние годы в вузы всех форм собственности в среднем поступает больше "платных" студентов, чем "бесплатных". "Экономистов, менеджеров и юристов готовят практически все вузы, - говорит Николай Булаев. - Сеть филиалов действует вплоть до райцентров. При таком количестве качество обеспечить невозможно". По мнению ректора Госуниверситета - Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, отличить хороший вуз от плохого абитуриент не может - информации о проштрафившихся вузах (а таких немало) ни федеральное министерство, ни региональные власти не распространяют. Вчерашнему школьнику трудно понять, чем лицензия (право вести образовательную деятельность) отличается от аккредитации (право выдавать диплом государственного образца). Благодаря появлению большого количества абитуриентов, готовых платить за обучение, иным вузам удается "впарить" образование низкого качества.
Несколько лет назад в одном из ПТУ Московской области я обнаружил филиал частного вуза - Международной академии туризма. По вечерам там получали высшее образование молодые люди из окрестных деревень (обучали их по большей части преподаватели того же ПТУ). На мой вопрос, где они собираются работать, будущие менеджеры охотно объясняли, что в скором времени вдоль Новорижского шоссе возведут шикарные отели, куда иностранцы толпами будут приезжать на отдых, так что работа найдется. Мудрая директор ПТУ, впрочем, "не для записи" сказала мне, что ребятам неплохо бы подыскать работу на близлежащих фермах.

Учиться, учиться и учиться!
Закон "Об образовании" гласит, что из 10 тысяч населения в вузах должны учиться за госсчет не менее 170 человек. Сегодня этот показатель - 196 человек. С учетом платного сектора в высшем образовании на 10 тысяч жителей в России приходится более 300 студентов. В рамках мониторинга, проводимого ВШЭ, респондентам задавали вопрос:
"Как вы считаете, в наше время важно или не важно иметь высшее образование?". 67% опрошенных ответили, что, безусловно, важно, 21% - что скорее важно. Показатели опроса в Москве - 79% и 13% соответственно.
Понятно, что главный инструмент, загоняющий молодых людей в вузы, - отсрочка от службы в армии. Студентам госсектора ее дают автоматически, частный вуз может ее предоставить, если имеет государственную аккредитацию (она есть у подавляющего большинства). Но в вузы идут и по другим причинам. Это и престиж высшего образования в обществе, и желание провести молодые годы в свое удовольствие, и надежда получить профессию. Если популярный вуз или факультет оказался не по зубам, вчерашний школьник готов учиться где угодно.
По данным мониторинга Высшей школы экономики, 60% студентов сегодня не воспринимают высшее образование как профессиональное. А общее образование вполне можно получать за три-четыре года в бакалавриате. "В западном понимании бакалавриат - это широкая, но неглубокая общепрофессиональная подготовка, - рассказывает заместитель генерального директора по персоналу ОАО "ОКБ Сухого", эксперт Российского общественного совета по развитию образования Сергей Ряковский. - Для нас бакалавр - это квалифицированный техник-конструктор, который еще не готов работать самостоятельно". По мнению Ярослава Кузьминова, бакалавриаты можно открывать и на базе хороших техникумов. Обучение в бакалавриате соответствует ожиданиям большинства абитуриентов. "Люди считают учебу в вузе необходимым условием жизненного успеха, а удастся ли найти работу по специальности, мало кого волнует, - говорит Сергей Ряковский. - Проблема в том, что это также не волнует ни руководство вузов, ни государство". Для составления официального рейтинга российских вузов за 2003 год, опубликованного недавно Министерством образования и науки, использовалось множество критериев, например число академиков РАН среди преподавателей, количество компьютеров, общая площадь спортивных сооружений, обеспеченность местами в общепите, процент пятерок и четверок на госэкзаменах. Лишь один критерий - процент выпускников с гарантированным трудоустройством - свидетельствует о дальнейшей судьбе студентов. Но и это фикция: получается, если дипломированный менеджер гарантированно устроен шофером, чиновники дают вузу дополнительные баллы.

Меньше, да лучше
Одним из вариантов развития бесплатного высшего образования иногда называют переход на систему госзаказа. Дескать, государство должно не просто спускать контрольные цифры, а прогнозировать, какие специальности понадобятся через пять лет. Сформировав таким образом госзаказ, нужно распределять его между вузами по результатам тендера, основной критерий которого - процент трудоустроенных по специальности. "Выпускник вуза должен быть востребован на рынке труда, и неважно, в какой именно сфере, - возражает Николай Булаев. - Нет ничего страшного, если дипломированный физик нашел работу в банке". А Ярослав Кузьминов считает, что "достоверный прогноз потребностей в специалистах на пять-десять лет можно сделать только для бюджетной сферы, для рыночных же профессий - лишь на два-три года. Ведь структура экономики меняется слишком быстро".
Вариант дальнейшего развития высшей школы, который предлагает ГУ-ВШЭ, основан на системе ГИФО - государственных именных финансовых обязательств. Эксперимент по ГИФО начали еще в 2002 году в Якутии, Чувашии и Мордовии - трех регионах, участвовавших в эксперименте по единому экзамену. ГИФО выдается по результатам ЕГЭ: чем выше баллы, тем больше номинал ГИФО, то есть тем больше денег государство дает выпускнику на учебу в вузе.
Ярослав Кузьминов предлагает давать ГИФО лишь трети выпускников школ (а не всем, кроме двоечников, как в рамках эксперимента), но размеры государственного финансирования на одного человека должны быть намного больше, чем сейчас. Первые по рейтингу абитуриенты получат ГИФО, позволяющее учиться в вузе бесплатно, остальные - с частичной компенсацией. В этом случае на 10 тысяч жителей останется гораздо меньше бесплатных студентов, чем теперь. Зато лучшие абитуриенты проголосуют ногами - принесут самые "дорогие" ГИФО в лучшие вузы. Таким образом, невостребованные специальности и откровенно слабые учебные заведения сами прекратят свое существование. Никакого государственного вмешательства в процесс их отмирания не потребуется. При этом, конечно, Министерству образования и науки придется более жестко контролировать платное образование и предоставлять абитуриентам информацию, в какие вузы поступать не стоит.
Отдельная проблема - подготовка специалистов для бюджетной сферы или того же ВПК. Понятно, что обладатели ГИФО в такие вузы не пойдут. По мнению Ярослава Кузьминова, власти должны, во-первых, поднять зарплаты бюджетникам, а если этого будет недостаточно, давать студентам, выбравшим приоритетные для государства специальности, доплаты к ГИФО, а также внедрять систему государственных возвратных субсидий. Их смысл в том, что студенту дается определенная сумма денег на время учебы - на них он может жить, доплачивать за обучение (если не хватает ГИФО), но, окончив вуз, обязан несколько лет отработать по специальности. За каждый год работы государство будет списывать ему часть субсидии.