• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управдомами не рождаются

Квартирный ряд. 2005. № 12. 24 марта

...Но нередкие гости здесь - и депутаты Мосгордумы Геннадий Лобок и Вера Степаненко, профессор ВШЭ Елена Шомина. (Это все равно, что занятия по математике вел бы Колмогоров, физику преподавал Ландау, а литературу толковал Аверинцев.) Они рассказывают о рыночных отношениях в мире жилья, о том, как жильцы могут отстоять свои интересы, позаботиться об экологичности среды, создать среди соседей атмосферу взаимопомощи...

Мы уже писали о том, как в Малоярославце ввели «жилищные уроки», на которых ученикам местной школы рассказывают о первых навыках домоведения. И вот теперь этот опыт подхватили в столице – в школе № 443 Восточного округа. С ним уже ознакомились депутаты Мосгордумы, начинание одобрили и рекомендовали распространить на всю столицу.

«Мирный атом»
Из всех методов воспитания молодежи дидактика – самый бесполезный. Выслушают и сделают наоборот. Великий Макаренко! Его открытие было в том, что нотации он заменил полезными делами, а самых отпетых хулиганов сделал еще и начальниками. Переключил точку приложения сил. Сделал атом «мирным».
Нечто похожее предприняли и в школе № 443, что в районе Перово. Во избежание кривотолков сразу скажем: нормальная школа, обычные дети. То есть обычные «невинные» вандалы – разве что жильцы жаловались на них префекту…
После этого и решено было ввести в школе факультативные уроки домоведения. Но потом идея переросла себя. Главной их целью стало не столько снизить уровень «художеств» в домах, сколько вернуть людям то забытое, потерянное чувство домохозяина, собственника жилья, которого, к сожалению, не вернули ни бесплатная приватизация, ни многочисленные объединения жильцов. В самом деле – не поздновато ли перевоспитывать старшее поколение? Может, начинать надо раньше?
Инициатором введения нового предмета явилась главный специалист Управления Департамента жилищной политики в Восточном округе Ольга Чуприна.

Мой дом – моя вселенная
...Просторное подвальное помещение, часть которого и сделали методкабинетом нового предмета. Здесь книги, рисунки, диаграммы. Но главный экспонат – макет дома, в котором, говорят, больше всяких узлов и деталей, чем в самолете. Не обо всех знают даже взрослые. Но это и интересно – знать то, что загадка для их родителей!
Кто мог, например, предположить, что обычная плоская стена, заклеенная обоями и украшенная картинками, на самом деле – сложное инженерное сооружение. Что внутри ее проходит электропроводка, трубы отопления, и потому неверный удар скарпелем по бетону может вызвать катастрофу в квартире. Что «удачно» найденное место для холодильника – взял да и вырубил часть вентиляционного короба в кухне! – может привести к тому, что стены квартиры вдруг покрываются испариной, на них, как экзема, появляются чешуйки, после чего они начинают разрушаться. Что и внешнее ограждение – это не сплошной монолит, внутри него проходят невидимые глазу каналы, и если их не чистить, то вода в один прекрасный день прорвет перегородку и хлынет в комнату. Наконец, то, что нынешние модные увлечения – например, теплые полы, внутри которых прокладывают трубы с горячей водой – не так уж безобидны: в одном помещении становится тепло, а у соседей наверху не попадает зуб на зуб…
Квартира – это не замкнутый островок, отгороженный от всех остальных бетонными стенами, стальными дверями да еще решеткой в холле. Это ячейка сложной, работающей в едином ритме конструкции. Будет серьезный сбой в одной «детали», может остановиться вся «машина». («Машина для жилья» – так называл дом великий Корбюзье). Проблемы одной квартиры – это проблемы всего дома. От тебя зависит благополучие многих людей. Это, пожалуй, первый и главный урок, который дает ребятам школа.
Уроки проходят каждую неделю, по четвергам. В классы приходят работники и префектуры, и управы, неожиданно много о домовых делах узнают дети от учителя литературы Татьяны Петуховой. Но нередкие гости здесь – и депутаты Мосгордумы Геннадий Лобок и Вера Степаненко, профессор ВШЭ Елена Шомина. (Это все равно, что занятия по математике вел бы Колмогоров, физику преподавал Ландау, а литературу толковал Аверинцев.) Они рассказывают о рыночных отношениях в мире жилья, о том, как жильцы могут отстоять свои интересы, позаботиться об экологичности среды, создать среди соседей атмосферу взаимопомощи.
Здесь интересно сравнить взрослое и детское восприятие. Знакомство с новыми жилищными законами и всякими юридическими нормами у взрослых вызывает чаще всего раздражение: от них так и жди подвоха. То квартплату повысят, то заставят создавать какие-то объединения… Совсем иначе к новшествам относятся подростки.

Веселые и находчивые
Когда-то придумали экзамены. Кто? Мучители и изуверы. Зачем? Чтобы на следующий день дети напрочь забыли все, что зубрили целый месяц?
В перовской школе отказались от «звериной серьезности». Здесь знания усваиваются играючи.
Объявили конкурс – с таким вот выстраданным названием: «Уже достали!». Имеются в виду те нотации и наставления, которые подростки слышат от взрослых по поводу того, что, мол, в местах общего пользования надо вести себя так же прилично, как в своей квартире. Хватит уже на эту тему! Надоело! Ах, так? Тогда сами подсчитайте, во что обходятся те безобразия, которые вы творите.

И вот взяли подъезд типичного
5-этажного дома – и то, каким он стал после традиционных посиделок молодежи: выщербленные ступени, почерневшие потолки, разрисованные стены. Требуется узнать: во что обойдется ремонт? А заодно – сколько на это надо материалов?
Подсчитали. Ответ ошеломил – в среднем 40 тыс. рублей.
– Ого! – воскликнул кто-то. – Можно было бы купить четыреста тортов-мороженых.
Еще одно соревнование: все ли знают, из чего состоят наши жилищные расходы?
Повесили две бельевые веревки со скрепками, разбили подростков на две группы. Кто быстрее добежит до веревок и повесит на них записочки соответствующих расходов. Сушатся на ветру квитанции ЕИРЦ… Их все больше. Конец – все вспомнили! Но тут раздался строгий голос представителя из управы:
– Чему радуетесь? Что платите деньги? А вот вы попробуйте сэкономить их…
И конкурс расходов плавно перерос в соревнование по экономии. Наиболее оригинальным было признано такое предложение: закручивать кран, пока зубная щетка во рту.
Дали задание: написать такое объявление – на любую волнующую жильцов тему – чтобы те не прошли мимо, прочитали. Тоже ведь проблема! Надоедливая реклама отбила всякую охоту рассматривать какие-то настенные надписи.
Первое место заняло такое объявление:
«Кто же любит жить в квартире,
Где повсюду мусор, грязь?
А в подъезде, значит, можно?
А подъезд – что? Не для вас?»
Стихи в холле – явление не частое. Останавливались. Улыбались. А может, кто-то мотал на ус.
И, наконец: «Как сделать так, чтобы пустая пластиковая бутылка занимала в мусорном контейнере как можно меньше места?» Ответа не даем. Дети догадались. Пусть теперь подумают взрослые…

Оранжерея в подъезде
Венец всех уроков – практические занятия. Момент истины: научили – теперь сам сделаю. Но могут быть опыты «понарошку», для отметки, а могут стать частью общего дела, которое заботит город. По такому пути и пошли в перовской школе.
Дали ребятам задание: сфотографировать в домах особенно неприглядные, неухоженные места. Потом из них сделали стенд. Что на снимках? Облезшая краска на стенах холла. Батарея почтовых ящиков, где на каждой дверце – не пропущена ни одна! – выведено неприличное слово. Разбитые стекла на лестничных площадках. Безжизненно повисшие лампы над лифтом. Почерневшие потолки.
Потом эти фотографии легли на стол главы управы и, несомненно, произвели впечатление. Последовал приказ: «В подъездах немедленно сделать ремонт».
Ободренные поддержкой, школьники пошли дальше – решили показать «как надо». Для эксперимента взяли дом на шоссе Энтузиастов, 78. Обошли все квартиры и подняли – это дети-то! – взрослых на субботник. Все вместе отмыли стены холла, постелили коврик. Потом здесь появился столик, цветы (некоторые лестничные площадки превратились в настоящие оранжереи). А скучные лестничные площадки украсили рисунками ребят.
Сейчас при доме создан Совет юных домовладельцев (с которым, между прочим, на самом серьезном уровне сотрудничает Совет домкомов района и его председатель Алла Волкова, ведающая, кстати, и методическим кабинетом школы). Одна из задач юного Совета – привести в порядок все подъезды района.
Самое интересное, пожалуй, вот что. Как рассказал директор школы Евгений Тихонов, наиболее активными оказались ребята из так называемой «группы риска»: дети из неблагополучных семей, которых раньше безуспешно пытались заинтересовать музыкой, шахматами и даже танцами. Но оказалось, что больше всего их увлекли дела по дому...