• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальный план не по приказу

Экономика и жизнь. 2005. № 29. 23 июля

..То, что на проблему корпоративного управления и социальной ответственности нужно смотреть шире - с точки зрения устройства отношений в рамках общества в целом, подчеркнул и Геннадий Константинов, руководитель Центра корпоративного управления, профессор ГУ ВШЭ...

Группа российских бизнесменов вернулась из Канады, где обучалась социальной ответственности. Что называется, из первых рук постигала ее принципы, стандарты и выгоду. Что же она вынесла из поездки, если у нас не только отсутствуют такие стандарты, но нет даже однозначного понимания социальной ответственности?
"Пока мы не построим гибкую социальную структуру с сильными общественными составляющими, ситуация в стране не изменится. Сегодня государство стоит над всеми общественными и экономическими структурами, а бизнес является единственным "ответчиком" и источником финансирования" - так сказал исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко на "круглом столе" "Тенденции корпоративного управления и социальная ответственность бизнеса в России" в Высшей школе экономики.
А первый проректор Международного университета (Москва) Александр Берлин считает, что бизнесу необходимо сформулировать свои политические интересы, создать партию. Она облегчит задачу формирования взаимной социальной ответственности частного бизнеса, государства и общества в целом.
То, что на проблему корпоративного управления и социальной ответственности нужно смотреть шире - с точки зрения устройства отношений в рамках общества в целом, подчеркнул и Геннадий Константинов, руководитель Центра корпоративного управления, профессор ГУ ВШЭ.
Концепция социальной ответственности бизнеса предполагает планирование развития корпорации в трех взаимосвязанных аспектах - обеспечение доходности бизнеса, забота об окружающей среде и социальные программы.
Однако, считает Андрей Масалович, президент консорциума "Инфорус", следование ее принципам при всей очевидной их прогрессивности и полезности для облика корпорации на практике порождает комплекс тактических и стратегических проблем в управлении. Как сохранить конкурентоспособность при возросших социальных затратах? Как убедить акционеров в необходимости новых долгосрочных вложений? Как наладить отношения с местной властью и не попасть в кабалу, приняв на себя решение безнадежно запущенных проблем? Поэтому у нас в России, как и во всем мире, растет спрос на реальные знания и обобщение опыта в области социальной ответственности как важной составной части стратегии устойчивого развития.

К сведению
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 мая 2005 года составила 735, млрд руб. и по сравнению с 1 апреля снизилась на 6,3%. А по сравнению с началом года она сократилась на 16, 3%.
В 90-е годы, когда термин "социальная ответственность бизнеса" только зарождался, "кольт" и "седло" компенсировали недостаток бизнес-образования, а об ответственности бизнеса перед обществом никто и не задумывался. В начале нового века это понятие утвердилось в мировой системе корпоративного управления, и его стали "пробовать на зуб" прогрессивные российские компании. Первой внятную социальную программу анонсировала компания "Вимм-Билль-Данн" (начав с отдельных мероприятий - организации конгрессов по здоровому питанию и т. д., она раньше других перешла к масштабному комплексному планированию социальной активности). Вслед за ней о внедрении социального планирования и социальной отчетности объявили и другие фирмы.
Социальная ответственность бизнеса - получать прибыль, юридическая - платить зарплату и налоги. Тогда у государства есть возможность содержать и детские дома, и Большой театр.
А. Макаров, зам. председателя Бюджетного комитета ГД РФ
Например, в социальном отчете, впервые представленном в этом году на ежегодном собрании акционеров компании "Татнефть", подробно рассказывается о социальной политике, проводимой компанией в 2001 - 2004 гг. В нем нашли отражение как внутренние программы, ориентированные на сотрудников, так и внешние, направленные на развитие инфраструктуры населенных пунктов региона, поддержку образования, культуры, спорта. Он содержит также подробные сведения о действиях компании по охране окружающей среды и поддержанию экологического баланса на территории ее деятельности.
Так, из отчета следует, например, что с 2001 года абсолютная сумма начисленных налогов и платежей по ОАО "Татнефть" выросла более чем в два раза, с 34,9 до 73,8 млрд руб. На одни только проекты по поддержке и развитию массового спорта расходуется 300 млн руб. ежегодно, а на профессиональную подготовку 42 684 работников компания израсходовала только в 2004 году 79,9 млн руб.
Забота о благополучии сотрудников, жителей региона требует немалых материальных затрат, а социальная ответственность и составление социального отчета являются добровольной инициативой бизнеса. Но его социальная активность стимулирует конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами: сотрудниками, акционерами, органами государственной власти, населением региона, деловыми партнерами. Осознание социальной ответственности, как подчеркивает А. Масалович, является показателем зрелости бизнеса.