• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жилищная ревизия Правительство Москвы намерено упростить оформление перепланировок

Бизнес. 2005. № 172. 14 сентября

...Директор института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов согласен с тем, что решать региональные проблемы на федеральном уровне неэффективно. "Ни один федеральный центр не сможет учесть региональную специфику. Более того, если вдруг произойдет несчастный случай, например обрушится здание, то непонятно, кто будет нести ответственность, - отмечает Смирнов. - Другое дело, что власти как на федеральном, так и на региональном уровне должны предъявлять жесткие требования по проектной документации строительства помещений"...

Московские власти намерены вернуть себе утраченный ранее контроль за переустройством жилых и нежилых помещений в столице. Вчера на заседании правительства Москвы мэр города Юрий Лужков предложил Мосгордуме подготовить и внести в Госдуму поправки в Жилищный кодекс, которые упростят процесс оформления документов по перепланировке помещений и позволят регионам контролировать переустройство жилого и нежилого фонда. Предложение Юрия Лужкова может оставить без работы фирмы-посредники, которые специализируются на оказании подобных услуг.

В ходе вчерашнего заседания столичного правительства Юрий Лужков возмутился тем, что по новому Жилищному кодексу власти Москвы утратили право контролировать процесс перепланировки столичного жилого и нежилого фонда. Так, Мосжилинспекция предложила совместно с управами и префектами проводить проверки помещений и вести контроль за нарушителями. Однако по Жилищному кодексу все решения по переустройству и контролю за перепланировкой помещений теперь вправе принимать исключительно федеральные органы власти.
Возмущенный таким усечением полномочий мэр заодно обрушился на саму систему оформления документов для получения разрешения на перепланировку помещений. Сегодня гражданин может подать документы на проведение перепланировки приобретенных им помещений лишь после того, как получит документы на право собственности. На их оформление, как признал Юрий Лужков, порой требуется несколько лет, из-за чего "человек плюет на все и начинает несанкционированную перепланировку". Виной тому слишком длинный список документов, которые необходимо собрать для оформления разрешения и очереди в выдающих их инстанциях. Чтобы переломить ситуацию, Юрий Лужков распорядился подготовить и внести в Госдуму поправки в Жилищный кодекс, расширяющие права регионов и упрощающие процедуру оформления перепланировок. Если законодатели не согласятся с этой инициативой, то Юрий Лужков пообещал опротестовать ряд норм Жилищного кодекса в Конституционном суде.
У экспертов инициатива мэра вызвала удивление. По мнению председателя правления КонфОП Дмитрия
Янина, проблема с контролем за перепланировками преувеличена. "Она действительно существует, но винить в ней только федеральные власти не совсем правильно. Основная задача региона, в том числе и Москвы, - упростить для граждан процесс согласования необходимых для разрешения перепланировки документов путем усовершенствования принципа "одного окна"" , - считает Янин. По его мнению, вариантов перепланировки типовых квартир немного, поэтому они должны быть заранее подготовлены проектными институтами, которые финансируются из бюджета города. По словам Янина, это наиболее реальный и упрощенный процесс оформления документов по сравнению с согласованием изменений проектировки помещения на стадии его строительства. "Застройщику невыгодно заниматься проблемами согласования измененной планировки помещений, поскольку он хочет побыстрее построить и подороже продать недвижимость. Если же строителям придется согласовывать проектно-разрешительную документацию по переустройству помещений, то сроки сдачи домов будут сдвинуты на неопределенное время" , - убежден эксперт юридической компании, пожелавший не называть своего имени.
Директор института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов согласен с тем, что решать региональные проблемы на федеральном уровне неэффективно. "Ни один федеральный центр не сможет учесть региональную специфику. Более того, если вдруг произойдет несчастный случай, например обрушится здание, то непонятно, кто будет нести ответственность, - отмечает Смирнов. - Другое дело, что власти как на федеральном, так и на региональном уровне должны предъявлять жесткие требования по проектной документации строительства помещений".
Как бы то ни было, предложение Лужкова упростить процедуру оформления документов на перепланировку способно не только облегчить жизнь собственникам помещений, но и создать массу проблем фирмам, которые специализируются на оказании подобных посреднических услуг. Если процесс перепланировки будет существенно упрощен, а пакет необходимых документов сокращен до минимума, физические и юридические лица смогут сами без дополнительных затрат получать разрешение на переустройство.