• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Требуются "аристократы" с золотыми руками Работодатели выстроились в очередь - за сварщиками, каменщиками, монтажниками, а демографы прогнозируют всплеск безработицы

Финансовый контроль. 2005. № 9. 17 сентября

...В недавнем исследовании, проведенном Высшей школой экономики (ВШЭ), отмечается любопытная закономерность: на успешных предприятиях возраст сотрудников в среднем выше, чем на сопоставимых по профилю, но не столь доходных. Объяснение этому простое: те компании, которые развиваются и в состоянии платить конкурентную заработную плату, нанимают опытных специалистов, а не молодежь. Более того, как утверждает Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований ВШЭ, существует четкая зависимость - чем выше заработная плата, тем меньше на предприятии людей, только-только закончивших ПТУ и не имеющих опыта работы. В небольших частных компаниях, использующих квалифицированный ручной труд, вы их просто не встретите...

Может ли сегодня в провинциальном городе рабочий зарабатывать 1000 долларов и выше? Может. В городе Рыбинске на НПО "Сатурн", например, высококлассным фрезеровщикам шестого разряда платят и больше. Но, к сожалению, пока такие примеры единичны. И дело не только в стремлении коммерсантов сэкономить на рабочей силе. Квалифицированные токари, механики, слесари сегодня, прямо скажем, на вес золота.
На гигантах отечественной индустрии, переживших реформы, работать некому. А всего по стране, как уверяет статистика, свыше 70 процентов предприятий испытывают дефицит квалифицированных рабочих рук. Как результат - стремительный рост зарплат и возвращение престижа рабочих специальностей.
Не означает ли это, что рынок труда в России медленно, но идет на поправку? Во всяком случае, картина уже не та, что в начале 1999 года, когда "лишних людей" оказалось 10 миллионов. Сегодня общая численность безработных сократилась почти вдвое. Такой прогресс, по мнению специалистов, связан с положительными тенденциями в реальном секторе экономики.
Правда, на рынке труда в ряде регионов по-прежнему осложняют ситуацию гастарбайтеры из ближнего и дальнего зарубежья - их, по разным оценкам, от 2,5 до 7 миллионов. Особенно сильно их присутствие чувствуется в крупных городах европейской части России, куда едут на заработки украинцы, молдаване и другие соседи, а также на Дальнем Востоке, где оседают китайцы. По большей части это именно нелегалы. Получивших квоты на трудоустройство по межгосударственным соглашениям гораздо меньше. Но, естественно, те и другие составляют серьезную конкуренцию оставшимся не у дел россиянам.
Хотя, положа руку на сердце, надо, скорее всего, поблагодарить приезжих, которые занимают непрестижные рабочие места. Скажем, столичные троллейбусы в массе своей водят отнюдь не москвичи, и, как правило, не они здесь на стройках вкалывают. В конце концов вакансий сегодня в России свыше миллиона, а зарегистрировавшихся на бирже труда, то есть активно ищущих работу - почти вдвое меньше. Есть вакансии, которые не заполняются месяцами и даже годами. Слишком низка зарплата.
Около 80 процентов предприятий российского ВПК - на грани банкротства. За последние 10 лет из "оборонки" ушло более 70 процентов наиболее квалифицированных кадров. Средний возраст оставшегося научно-технического персонала превышает 60 лет. Около 65 процентов предприятий ощущают острую нехватку инженеров, 67 процентов - квалифицированных рабочих.
Промышленность Среднего Урала задыхается от дефицита: катастрофически не хватает высококвалифицированных рабочих кадров, так называемой рабочей "аристократии". К примеру, на бирже труда здесь на одного классного фрезеровщика претендуют 20 работодателей. Показателен пример "Уралмашзавода". После глобального сокращения производства от 40 тысяч работников на предприятии осталось всего 6 тысяч. Но сейчас дефицит основных рабочих специальностей на "Уралмаше" оценивают в 500 человек. И работодатели пришли к парадоксальной для промышленного уральского края идее: организовать лизинг (аренду) персонала. Этому, однако, препятствует отсутствие соответствующей законодательной базы (сейчас работники оформляются по договору услуг). Пока на "Уралмаше" вахтовым методом работают 10 расточников из Волгодонска. Чтобы стать хорошим расточником, нужно учиться 15 лет.
Дефицит "аристократов" с золотыми руками - это естественные последствия затяжного кризиса экономики. В советское время большая часть предприятий Урала работала на оборону. Устав от ожидания госзаказа, вялой конверсии, переделов собственности и, как следствие, хронических долгов по зарплате, рабочие ушли с предприятий - в мелкую коммерцию, в частный извоз, на любое дело, приносящее реальные деньги. Многие стремятся уехать на заработки за рубеж.

Они бегут, бегут, бегут. А что им светит?
По данным Института социально-экономических проблем народонаселения, доля россиян, активно ищущих варианты выезда на работу за рубеж, растет. Если в 1996 году только 14 процентов опрошенных москвичей указали на выезд за границу как на приемлемый для них путь преодоления социально-экономического кризиса, то в 2000 году таких стало уже 20 процентов. Подавляющая часть трудовых мигрантов из России устраивается на работу в сфере обслуживания (в супермаркеты, рестораны, гостиницы, на бензоколонки и т. п.), но есть и географическая специфика. Например, страны Южной Европы в большей степени привлекают рабочую силу для сезонных работ в сельском хозяйстве, зато США предпочитают брать наших специалистов в области программирования и хай-тека. В странах Ближнего и Среднего Востока, Африке и Латинской Америке преобладают российские транспортники и строители крупных промышленных объектов, например АЭС в иранском Бушере или металлургического комбината - в нигерийском городе Аджакута.
Поток высококлассных специалистов за рубеж вряд ли скоро обмелеет. Ведь там их ждут и уважение, и хорошая зарплата.
Минздравсоцразвития прогнозирует рост напряженности на рынке труда, связанный с грядущими структурными преобразованиями в экономике. Так, только в металлургии и МПС в ближайшие три года высвободится свыше полумиллиона работников. Параллельно ожидаются сокращения в ТЭКе - порядка 700 тысяч человек. В связи с этим старший научный сотрудник Института повышения квалификации Академии труда и занятости Вера Дружкова предполагает, что скрытая безработица будет расти гораздо большими темпами, чем раньше. Так что, похоже, скоро поток лучших специалистов за рубеж вряд ли обмелеет.
По мнению профессора Института макроэкономики Лилии Чижовой, структурная безработица - явление опасное. На сегодня большинство наших безработных составляют женщины и молодежь, а в ближайшее время десятки тысяч мужчин могут пополнить эту армию. Надо срочно готовиться к переквалификации кадров, созданию новых рабочих мест. Чижова считает, что в России будет расти спрос на машиностроителей, текстильщиков, специалистов по информатике, менеджеров.
К слову, все развитые страны когда-то пережили структурную безработицу. Но они к перестройке экономики и потрясениям на рынке труда всегда готовились заранее и очень тщательно. Чтобы выплачивать пособия по безработице, дать людям возможность получить новую специальность, требуются немалые деньги. Но в России Фонд занятости ликвидирован, пособия по безработице платят из бюджета. Последний, как известно, "пристегнут" к нефтяной трубе...

Кузница кадров
Странная вещь: листая информационные буклеты с объявлениями о найме на работу, можно подумать, что в стране вообще не готовят рабочих. Или у нас начался производственный бум, с которым уже никакая кадровая фабрика не в силах справиться? На самом деле доставшаяся России в наследство еще от СССР система обучения "людей труда" по-прежнему насчитывает примерно 2700 техникумов и колледжей плюс около 3800 профессиональных училищ. Ежегодно она поставляет на рынок труда как минимум по одному миллиону двести тысяч представителей самой востребованной сегодня специальности.

Кого готовят ПТУ?
По данным Минобразования и науки, 9,2% выпускников училищ - повара и кондитеры; 7,4% молодых людей получают специальность автомеханика; 6,9% осваивают специальность сварщика; 5,7% от общего выпуска ПТУ - трактористы-механизаторы.
Специалистов, казалось бы, должно хватить! Так в чем же дело? В недавнем исследовании, проведенном Высшей школой экономики (ВШЭ), отмечается любопытная закономерность: на успешных предприятиях возраст сотрудников в среднем выше, чем на сопоставимых по профилю, но не столь доходных. Объяснение этому простое: те компании, которые развиваются и в состоянии платить конкурентную заработную плату, нанимают опытных специалистов, а не молодежь. Более того, как утверждает Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований ВШЭ, существует четкая зависимость - чем выше заработная плата, тем меньше на предприятии людей, только-только закончивших ПТУ и не имеющих опыта работы. В небольших частных компаниях, использующих квалифицированный ручной труд, вы их просто не встретите.
Перекос в подготовке специалистов был и в советское время. Так, общепринятое соотношение количества выпускников вузов к выпускникам средних специальных учебных заведений - 1:4, а у нас было 1:1,5. И это при том, что тогда широко велась пропаганда рабочих профессий, о которой сейчас почему-то напрочь забыли.
Чиновники из Минобразования РФ уверяют: более 91 процента выпускников профтехучилищ нашли работу по специальности и благополучно трудятся по избранному профилю. Однако данные независимых исследований, во многом подтверждаемые сводками Госкомстата, свидетельствуют о другом: лишь половина выпускников ПТУ трудоустроилась "в чистом виде", по освоенной специальности.
Предприятия, одержимые новомодными течениями, предпочитают свои кадры готовить у себя на производстве, как французы. Во Франции молодой человек, решивший стать рабочим, приходит из школы в корпоративный учебный центр. Пару месяцев стажируется, сдает экзамены и дальше работает только по одной операции, которой его научили. Он собирает какой-то узел, вытачивает какой-нибудь диск. Токарей широкого профиля, как у нас, там не готовят.
Подобным образом устроена теперь и подготовка рабочих на наших коммерческих предприятиях. Выпускников ПТУ доучивают в специальных "лабораториях", где стоит то же оборудование, что и на основном производстве. Если оборудование совсем новое и незнакомое, молодых рабочих отправляют обучаться за рубеж.
Но даже при том, что производственная база многих профтехучилищ оставляет желать лучшего, а закупить современное оборудование им не на что, отказываться от ПТУ никто не собирается. Чуть ли не 80 процентов нынешнего контингента профтехшколы составляет молодежь из малообеспеченных, неполных семей, а также сироты и инвалиды. В этом контексте, очевидно, социальная полезность ПТУ и техникумов измеряется отнюдь не только в произведенных рублях и товарах. Да и во всех смыслах целесообразнее занять подростков делом, препоручив ответственности опытных взрослых, чем оставлять на попечение улицы. Другое дело, что стоимость подготовки одного рабочего в нашей стране вдвое дешевле пособия по безработице. И на такие деньги трудно вырастить специалиста завтрашнего дня.
Все последнее десятилетие число выпускников ПТУ медленно, но верно сокращалось. Другое дело - динамика российского ВВП. С 1995 года этот показатель вырос на 35%. Результат закономерен - рабочие стали дефицитом.
В Минобразования и науки согласны с тем, что реформировать застойную, весьма громоздкую и, в общем, недешевую систему подготовки заводчан надо. Что же предлагается предпринять в этом направлении? Недавно, после почти шестилетних шатаний и колебаний, сеть ПТУ и техникумов решено в конечном счете передать из ведения центра в собственность субъектов Федерации: из региона все-таки виднее, сколько и каких специалистов требуется, чтобы залатать дыры местных экономик. Теперь планы выпуска специалистов среднего звена будут формировать местные службы занятости в тесном союзе с органами по труду и нанимателями кадров.
Но это вовсе не значит, что можно обойтись без концепции кадровой политики государства. Без продуманной стратегии не понятно, кто и как будет системно заниматься кадрами. Сегодня в стране даже нет органа, который бы ведал трудовыми ресурсами. ПТУ уже называют социальными отстойниками, а выпускники школ не хотят идти туда учиться. Но государству необходимы квалифицированные рабочие. "Из-за их отсутствия Россия близка к катастрофе", - считает Владимир Щербаков, член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). По данным РСПП, сегодня средний возраст токарей - 58-62 года, слесарей-ремонтников - 55, сверловщиков и шлифовщиков 5-го разряда (6-го уже нет) - 55; из сельских профессий: механизаторов - 59-63 года, трактористов - 62 (при пенсионном возрасте - 55 лет). В последние годы ПТУ и техникумы "перестроились" и "оторвались" от системной подготовки кадров для промышленности. В то же время в 2001 г. каждый третий молодой человек в стране был безработным.
Вся беда в том, что у нас все еще нет системы внутрифирменного и неформального образования (свободного, общедоступного образования, которое человек получает в течение всей жизни). На Западе оно уже давно известно.
Радует одно: сегодня, по опросам РОМИР, россияне испытывают наибольшее доверие именно к сфере обучения. Остается надеяться, что Концепция кадровой политики, которая создается сейчас в правительстве и Администрации Президента, поможет наверстать упущенное. Уровень подготовки кадров в ПТУ поднимется, и учиться рабочим профессиям станет намного престижнее.
Но для этого необходимо, чтобы хозяева предприятий достойно оплачивали труд не только рабочей аристократии, чтобы каждый выпускник ПТУ видел для себя перспективу на любом производстве. Не боялся, что завтра его выбросят за ворота как ненужную вещь.