• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2005. № 12:42. 30 сентября

Шохин как фигура, воспринимаемая и в политической и в бизнес-элите, может быть эффективным посредником между бизнесом и властью

Андрей Александрович, решением бюро РСПП Александр Шохин был рекомендован на пост президента РСПП. Аркадий Вольский станет почетным президентом Союза. Шохин свою роль на этом посту видит в создании нормальной предпринимательской среды для малого и среднего бизнеса, поскольку крупный бизнес, по его словам, и так умеет себя защитить. Кроме того, одной из приоритетных задач Шохин считает создание в рамках РСПП структуры по регулированию корпоративных споров. С Вашей точки зрения, чем был РСПП в последние годы, когда им руководил Вольский, и чем он может стать при новом президенте? Шохин известен как политик, экономист, один из лучших аналитиков. Удастся ли ему сделать союз организацией для цивилизованного решения конфликтов внутри бизнес-сообщества?
Во-первых, в отношении Вольского: он руководил РСПП в течение 15 лет, и за это время данная организация претерпела очень существенные изменения. Был период, когда это было объединение «красных директоров», затем с 2000 года РСПП превратился в организацию, представлявшую коллективные интересы крупного нового «олигархического» бизнеса. Однако в последние годы РСПП в значительной мере потерял свое лицо. Наибольшую роль здесь, безусловно, сыграло дело ЮКОСа – которое напугало крупный бизнес, сделало его пассивным и аморфным. И Вольский не смог разрешить эту ситуацию.
В начале 2000-х годов Аркадий Иванович оказался достаточно удачным посредником между старыми директорами, еще советскими, которые образовывали основную массу членов РСПП, и представителями нового олигархического бизнеса. В новых условиях, возникших в процессе разворачивания дела ЮКОСа, Вольский не смог найти вариантов для нового позиционирования РСПП. И я думаю, что смена руководства в любом случае позитивна, потому Вольский – который за 15 лет объективно сделал много полезного - к настоящему времени уже исчерпал свой потенциал.
Однако, при всем уважении к господину Шохину, я не знаю, насколько ему удастся сделать то, что он хочет сделать. Безусловно, у него есть существенное преимущество, связанное с широкими контактами в новой политической и бизнес-элите. И задачи, которые он ставит, на мой взгляд, разумны. Тем не менее, очень многое будет зависеть не только от того, что именно он сам будет пытаться делать, но и от того, какой будет реакция бизнеса на деятельность государства. К сожалению, одним из результатоd дела ЮКОСа стало резкое снижение со стороны бизнес-элит доверия к государству – и так не сильно высокого.
И, на мой взгляд, когда Шохин говорит о том, что он в рамках РСПП будет защищать интересы малого и среднего бизнеса, а крупный сам себя защитит, он здесь немного лукавит. Я думаю, что РСПП все-таки останется организацией крупного бизнеса. Но существенный вопрос – насколько эта организация сможет быть эффективна? Потому что последние годы, к сожалению, РСПП потерял свой вес – хотя в начале 2000-х эта организация реально представляла коллективные интересы крупного бизнеса и, на мой взгляд, оказывала в целом позитивное влияние.
А должно ли РСПП сохранять некую политическую функцию, или же оно должно превратиться исключительно во внутреннюю организацию бизнес-сообщества?
Здесь существенный вопрос связан с тем, что понимать под политической функцией. Бизнес живет не в безвоздушном пространстве, и интересы бизнеса неизбежно выходят в сферу политики, по крайней мере, в сферу экономической политики. И бизнес, на мой взгляд, влиял и будет влиять на формирование каких-то параметров экономической политики – будь то Стабилизационный фонд, курсовая политика, вопросы вступления в ВТО, и так далее. Это вещь неизбежная, но важно, чтобы это влияние было цивилизованным, чтобы это было не влияние какой-то отдельной компании, а публичное влияние бизнеса на изменения правил игры.
Другой вопрос – насколько бизнес должен влиять на политическую жизнь за рамками экономической политики? По факту, дело ЮКОСа в значительной степени было вызвано тем, что Ходорковский, его коллеги пытались влиять на «большую политику». Наверное, в сегодняшней ситуации большинство представителей крупного бизнеса, по крайней мере, официально и публично, будут открещиваться от чего-либо подобного, с учетом весьма наглядного примера ЮКОСа. Но, на мой взгляд, если учитывать реалии других стран, везде крупный бизнес влияет не только на экономическую политику, но и на политику в широком смысле. И на самом деле, нечто подобное будет происходить и в России. И если РСПП под руководством Шохина удастся найти какие-то цивилизованные, публичные механизмы движения к этому, то, на мой взгляд, это было бы правильно. Потому что такое влияние все равно было и будет. Но если оно будет происходить в серой и подковерной форме, то это будет хуже, чем если такое влияние будет публичным – с формированием и публичным отстаиванием аргументов в защиту позиции бизнеса.
Мне кажется, что Шохин в целом как фигура, воспринимаемая и в политической и в бизнес-элите, может быть эффективным посредником между бизнесом и властью. Я надеюсь, что с его приходом РСПП сможет восстановить свои прежние позиции и свой прежний имидж.