• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внучата Ильича По России с успехом гастролирует выставка мумифицированных трупов

Новые известия. 2005. № 197. 27 октября

...Леонид Ионин, профессор Высшей школы экономики, доктор философских наук:
- С одной стороны, правомерно говорить в данном случае об эпатаже и щекотании нервов. Но с моей точки зрения, это - может быть, грубое и бесцеремонное, но проникновение в другую Вселенную, ту, в которую раньше можно было заглядывать только медикам и биологам. У них был туда профессиональный доступ, а теперь этот мир открывается широкой публике. Нужно ли это? Допустимо ли это? Раз народ рвется на такие выставки - значит, наверное, нужно. А вот допустимо ли - тут все сложнее...

По странной случайности с очередной кампанией по захоронению тела В.И. Ульянова-Ленина совпал скандал, разразившийся в Саратове. Поводом для него послужила выставка "Пластинаты человеческого тела", показанная в одном из залов кинотеатра "Победа". Трупы, мумифицированные по методике печально известного Гюнтера фон Хагенса по прозвищу "Доктор Смерть", желающим (а таких, между прочим, нашлось немало) предлагалось рассмотреть с более близкого, чем в Мавзолее, расстояния за 150 рублей. Деньги за фотографирование в "веселой компании" не взимались. После Саратова экспозиция начала гастроли по другим городам России.

В том, что история, до которой бы не додумались ни Кафка, ни Хармс, произошла "здесь и сейчас", - в общем, нет ничего удивительного. Во-первых, в самом сердце нашей родины уже 80 лет совершенно бесплатно выставляется напоказ пластинат вождя Октябрьской революции. Во-вторых, именно в России фон Хагенс, профессор из Гейдельберга, закупал "сырье" для своих шокирующих инсталляций. В связи с чем против него было возбуждено уголовное дело: десятки купленных им трупов, согласно документам, выданным родне, считались кремированными. Не брезговал "Доктор Смерть" и "бесхозом" - телами бомжей. Дело было закрыто, но труды профессора фон Хагенса в России даром не пропали.
Передвижная выставка - "дочернее предприятие" санкт-петербургской Кунсткамеры. Бедственное положение музеев и ее не обошло стороной. Идея на поверхности лежала: если россияне перестали осаждать "кабинет редкостей", гвоздь программы основанного Петром I уникального музея, то младенцев, плавающих в банках с формалином, без особых трудов можно провезти по стране. Но как сделать проект коммерчески успешным? Рецепт прост - оклеить города и веси афишами с надписью: "Впервые в России!" И большую часть пространства занять не бедными малютками в банках, а мумифицированными и раскрашенными в кислотные цвета представителями взрослой части населения. Что и было сделано.
Менеджер выставочного отдела Кунсткамеры Лейла Набиева уверяет: "Мы приехали в Саратов с просветительской целью, чтобы показать возможные аномалии, чтобы люди знали, когда и при каких обстоятельствах все это возникает". Но по мнению общественности города, выставка носит не просветительский, а откровенно провокационный характер, следуя в фарватере "актуальных арт-проектов".
Самые громкие протесты были высказаны представителями православной и мусульманской общин. Глава информационно-издательского отдела Саратовско-Вольской епархии иеромонах Нектарий (Морозов) не скрывает возмущения: "Я бы даже не назвал это музейными экспонатами, а сказал бы, что это страшное шоу, преследующее чисто коммерческий интерес". Имам духовного управления мусульман Поволжья Мукадцас Бибарсов считает, что "люди, которые этим занимаются, сами не понимают, что они творят".
Грозное заявление по поводу выставки сделал и Союз православных братств - неутомимый оппонент "арт-актуальщиков": "Требуем оградить нас и детей наших от подобных "художеств", а коль скоро кому-то эти действия по сердцу, то пусть они дают разрешение на свое анатомирование и после оного украшают собой "художественные" салоны в погрязшей в аморальности и вседозволенности Европе, равно как и в других "свободных" (от совести) странах мира. Но только не в России!.."
Между тем экспозиция в кинотеатре "Победа" пользовалась у саратовцев, отнюдь не "погрязших в аморальности", большим успехом. В день ее посещали до двухсот человек. Входной билет для школьников и пенсионеров стоил 100 рублей, для прочих категорий - 150.
Находилось немало желающих сфотографироваться в столь экзотической компании, благо за это плата не взималась. Особым успехом пользовалась беременная женщина с младенцем во вскрытом животе.
После Саратова передвижная выставка отправилась в гастрольный тур по крупным городам, улицы которых уже оклеены афишами с зазывным: "Впервые в России!"

Леонид Ионин, профессор Высшей школы экономики, доктор философских наук:
- С одной стороны, правомерно говорить в данном случае об эпатаже и щекотании нервов. Но с моей точки зрения, это - может быть, грубое и бесцеремонное, но проникновение в другую Вселенную, ту, в которую раньше можно было заглядывать только медикам и биологам. У них был туда профессиональный доступ, а теперь этот мир открывается широкой публике. Нужно ли это? Допустимо ли это? Раз народ рвется на такие выставки - значит, наверное, нужно. А вот допустимо ли - тут все сложнее. Церковь априори, как консервативная сила, не может этого принять. И призвана протестовать. Но движение общества неизбежно сводится к одной цели - снятию покрывал с одной за другой табуированных областей жизни. Я не хочу сказать, что это хорошо - я не знаю, хорошо это или плохо, но это именно так. Имеет ли реакция посетителей данной выставки отношение к навязываемому нам СМИ образу смерти - показу крупным планом тел погибших в результате терактов, бандитских разборок, автокатастроф? Полагаю, что не имеет. Человек идет на подобные выставки, потому что хочет не только посмотреть вокруг себя, в том числе и на экран ТВ, но и глубже заглянуть в себя. Макабрические картинки, тиражируемые СМИ, все-таки находятся в социальном контексте. А здесь - интерес иной природы: увидеть то, что никогда не было легитимной областью для человеческого взгляда. Наша культура традиционно трактует слова "заглянуть в себя" как вдуматься, понять, что происходит в твоей душе. Когда мы говорим, что каждый человек - Вселенная, все сводится к исключительно духовному, внутреннему миру. По-моему, это чрезвычайно идеализированный образ человека. Прецеденты, подобные саратовскому, неизбежны: человеку важно сегодня понять не только то, чего ты хочешь, о чем думаешь, но и то, что ты есть, - пусть и в самом примитивном, натуралистическом смысле...

Архиепископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) высказал огорчение в связи с тем, что именно Саратов стал первым из городов, где планируется показ экспозиции. "Нам известно, что устроители выставки ссылаются на полученное ими благословение от какого-то безымянного священника, - заявил владыка. - Либо это неправда, либо священник был введен в заблуждение. Так называемая выставка преступна. Тело - это конкретный человек, образ которого знаком его родным и близким, всем, кому он был дорог, кто его знал. Самые дикие народы не оставляли своих умерших без погребения". По словам архиепископа, для верующих Саратовской епархии открывшаяся выставка кощунственна вдвойне: здание, в котором проходит выставка, стоит на месте снесенного храма в честь святителя Митрофана Воронежского. Архиерей призвал "всех верующих россиян и просто людей здравого смысла и доброй воли бойкотировать данную экспозицию, чтобы отсутствие интереса к ней хотя бы поневоле заставило задуматься тех, кому она обязана своим появлением".