• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учительские деньги делят пополам

Газета.Ru. 2005. № 11:20. 3 ноября

По данным РОСРО зарплата в школе не превышает 60-65% от средней в бюджетной сфере и 40-45% – от средней по России... 

Правительство пытается понять, как повысить зарплаты учителям. Пока основной считается идея увеличить нагрузку учителя вдвое, а среднюю зарплату – до $600. Но не всем: гарантированной будет только половина этой суммы. За остальное преподавателям придется конкурировать. Профсоюзы говорят, что новая схема развалит школы.

В среду Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) активно искал деньги на увеличение зарплат учителей. Причем, значительно большее, чем пообещал президент России (в среднем – по 8,3 тыс. руб.). Главными предметами обсуждения стали три вопроса: каким должен быть размер базовой ставки учительской зарплаты, откуда взять деньги и как их поделить.

Как подчеркнул ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов, «к учителю у нас слишком долго относились как к профессиональному подвижнику», и в должной мере его труд не оплачивали. И сегодня, по данным РОСРО, зарплата в школе не превышает 60-65% от средней в бюджетной сфере и 40-45% – от средней по России.
Поэтому, по словам Кузьминова, «в педвузы идут только те, кто не смогли поступить куда-нибудь еще, а из них потом в школу – лишь не сумевшие найти другой работы». А, значит, «наших детей учат те, кто сами не добились успеха – люди с возрастающей психологией неудачников», – подчеркнул он.

Частично положение с учительскими зарплатами могут улучшить «президентские» национальные проекты. Однако, отметил Ярослав Кузьминов, в отличие от аналогичных проектов в здравоохранении, предусматривающих поголовное повышение зарплат врачей до $400-500, учителям президент предложил «только некоторые гранты для лучших». И, если не найти дополнительных источников финансирования, подчеркнул он, врачи вскоре будут получать по 15 тыс., а учителя – по 8 тыс.
Как считают в РОСРО, средняя зарплата учителя должна быть 20-22 тыс. руб.

(Это вдвое больше, чем планировалось после всех повышений к 2008 году. Правда, как считают в РОСРО, и количество часов в неделю для учителя должно возрасти с нынешних 18 до 36). В эту сумму должен входить базовый – минимальный – оклад и надбавки, большая часть которых должна доплачиваться за качество преподавания, подчеркнули участники обсуждения. По данным РОСРО, сейчас в России в общей сложности 1,684 млн учителей, а повышение их зарплат до указанного уровня потребует дополнительно по 243 тыс. в год на каждого.

В общей сложности потребуется дополнительно 410 млрд руб. в год, из которых бюджет сможет дать только половину, признали участники слушаний.

Как добыть остальные средства, предложил Институт развития образования. По расчетам замдиректора института Ирины Абанкиной, значительную их часть принесет запланированный на 2006 год переход на новый принцип финансирования – не школ, а учеников (схема «деньги следуют за учеником»). Разгрузка школьного учебного плана на 25% даст, по ее оценке, еще около 50 млрд. 90 млрд руб. добавят своим школам муниципалитеты, надеется она, а еще 120 млрд – родители.

По расчетам ученых, средства семей составят вскоре до 13% всех внебюджетных видов финансирования образования.
Правда, оговорились участники обсуждения, «малодоходным семьям государство должно будет эти траты компенсировать». Однако, ни о том, кто и как определит этих «малодоходных», ни откуда государство возьмет деньги на компенсацию, не уточнялось. При этом дополнительные средства на учительские зарплаты не будут распределяться поровну между преподавателями. И это, по словам директора Центра социально-экономического развития школы Анатолия Пинского, «ключевой пункт программы». Зарплата учителя будет разделена надвое: базовая (минимальная, гарантированная) и надтарифная часть (доплаты). Последняя, по мнению Пинского, должна составлять не менее 35% или даже 50% от общей суммы. Ее будут доплачивать не всем, а только «лучшим из лучших» – за инновации, уникальные программы, возможно, за стаж работы. Чтобы избежать злоупотреблений со стороны школьной администрации, распределять дополнительные учительские заработки будут не директора школ, а общественность – школьные управляющие советы, подчеркнул Анатолий Пинский.

Кроме того, как предложил ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, для большего поощрения лучших учителей следует отказаться от существующих сегодня 18 категорий их «свежести» (разрядов), разбив их взамен на 3 большие категории. В первой базовая ставка будет 3-4 тыс. руб., во второй – 12-15 тыс., а в третьей, элитной – до 25 тыс.

Предложенная концепция существенного повышения зарплат в обмен на двукратное увеличение учительской рабочей недели плюс легализацию расслоения по уровню доходов внутри учительского корпуса поддержки у руководства отраслевых профсоюзов не нашла.

По словам секретаря ЦК профсоюза работников народного образования и науки Владимира Лившица, с переходом к новым принципам финансирования общество лишается возможности влиять на его объем. Кроме того, по мнению профсоюзов, предлагаемый уровень повышения зарплат не компенсирует в полной мере возросшую вдвое нагрузку учителя. Особенно, если учесть, что повышены зарплаты будут далеко не всем. Кстати, и принцип различий учительских зарплат в разы в профсоюзах считают порочным. По мнению Владимира Лившица, разница между разрядами не должна превышать 20%.

Такого же мнения придерживается и директор московской школы № 45 Михаил Шнейдер. По его словам, предложенная схема уже «опробована в Питере и директора школы там в ужасе». По его мнению, «социальная дифференциация в учительском коллективе не должна превышать 5-10%, иначе коллектив развалится».

Тем не менее, выполняя указания Владимира Путина озаботиться повышением зарплат учителям, премьер-министр Фрадков дал указания правительству подготовить к 1 декабря свои предложения по этому поводу. И есть все основания полагать, что итоги дискуссии РОСРО станут их составной частью. Принявшая в ней участие зампред думского комитета по образованию Валентина Иванова, со своей стороны пообещала «продвинуть прозвучавшие предложения» в Госдуме и даже придать некоторым из них форму законопроектов. Правда, как оказалось впоследствии, в основном – в части привлечения в школу муниципальных средств и повышения социального статуса учителя.