• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Откуда взять деньги для школы

Известия. 2005. № 205. 11 ноября

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов провел выездное заседание РОСРО

В "Известиях" прошло "выездное" заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), объединяющего представителей образовательного сообщества и отраслей экономики. Тема дискуссии: "Как решить проблему зарплаты учителей к 2008 году"

Как сказал председательствовавший на заседании ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов, "к учителю у нас слишком долго относились как к профессиональному подвижнику" и в должной мере его труд не оплачивали. Сегодня зарплата в школе не превышает 60 - 65% средней в бюджетной сфере и 40 - 45% средней по России. Поэтому, по его мнению, "в педвузы идут только те, кто не смог поступить куда-нибудь еще, а из них потом в школу - лишь не сумевшие найти другой работы". А значит, наших детей учат "люди с возрастающей психологией неудачников".

"Президентские" национальные проекты могут лишь отчасти улучшить положение с учительскими зарплатами. Если не найти дополнительных источников финансирования, врачи скоро будут получать по 15 тыс., а учителя - по 8. Однако участники заседания считают, что средняя зарплата учителя должна быть 20 - 22 тыс. руб. При этом количество обязательных недельных часов для учителя должно возрасти с 18 до 36. В сумму зарплаты должен входить базовый оклад и надбавки, которые станут доплачивать за качество преподавания. На все это потребуется дополнительно 410 млрд. руб. в год, из которых бюджет сможет дать только половину. Кроме того, для ощутимого воздействия на каждую школу необходимо пятикратное увеличение числа учителей, премируемых ежегодно в размере 100 тысяч рублей, и доведение их числа до 50 тысяч.

О том, откуда взять деньги, рассказывала зам. директора института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, значительную их часть принесет запланированный на 2006 год переход на принцип нормативно-подушевого финансирования (когда "деньги следуют за учеником"). Разгрузка школьного учебного плана на 25% даст еще около 50 млрд. 90 млрд. руб. добавят школам муниципалитеты, а 120 млрд. выложат родители.

Но не все получат одинаковые дополнительные средства на учительские зарплаты. Как заявил директор Центра социально-экономического развития школы Анатолий Пинский, зарплата учителя будет разделена надвое: базовая (гарантированная) и надтарифная (доплаты), которая составит не менее 35% от общей суммы. Ее будут доплачивать лучшим учителям, в основном за инновации. Распределять же суммы доплат будут школьные управляющие советы.

Профсоюзы не поддержали эти новшества. По словам секретаря ЦК профсоюза Владимира Лившица, предлагаемый уровень повышения зарплат не компенсирует возросшую вдвое нагрузку учителя. "Кроме того, - сказал Владимир Лифшиц, - для отработки учителем положенного количества часов во второй половине дня необходим будет объект приложения его труда. Возникают резонные вопросы: "смогут ли все учителя заинтересовать детей доп. занятиями по своему предмету или вести какие-либо кружки, захотят ли дети посещать такие занятия, видеть одни и те же лица, кроме того, можно ли детей обязать находиться в школе после уроков? .." Порочным в ЦК профсоюза считают и принцип кардинальных различий учительских зарплат. Так же считает и директор московской школы N 45 Михаил Шнейдер: "Социальная дифференциация в учительском коллективе не должна превышать 5-10%, иначе коллектив развалится".

Многое из того, что было предложено на заседании РОСРО, может привести к сильному расслоению учительского корпуса (и как следствие - к развалу многих школ). Есть вероятность того, что переход на принцип нормативно-подушевого финансирования приведет к дичайшей конкуренции школ (каждый ученик - это "живые" деньги). Оценки будут завышаться, опустевшие школы - разоряться. А сильно разросшиеся, успешные, просто не справятся с непомерно переполненными классами. Не выдержат ни дети, ни здания, ни учителя... А главное - многое из предложенного приведет к фактическому увеличению платности школы (по Конституции среднее образование у нас бесплатное). Напомним, что в соседней Финляндии (она по результатам международного исследования достижений школьников PISA на первом месте в мире) полностью бесплатным является не только среднее, но и высшее образование. А учителя получают нормальную зарплату, и при этом одинаковую во всех регионах этой страны.