• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Большая часть собственников квартир еще не создала ТСЖ

КМ.RU. 15 марта 2006

...Сложности, возникшие в ходе реализации жилищно-коммунальной реформы, в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал директор Института социальной политики Государственного университета Высшая школа экономики Сергей Смирнов...

В марте исполнился год новому Жилищному кодексу России. В соответствии с ним, жильцы многоквартирных домов, большая часть жилищного фонда которых оказалась приватизирована (а таких большинство по стране), должны были до 1 марта 2006 года выбрать частную управляющую компанию по обслуживанию дома взамен прежних государственных ДЕЗов. По замыслу разработчиков реформы, это должно было снизить текущие жилищно-коммунальные расходы, а также повысить качество предоставляемых услуг за счет создания конкурентной среды. Однако, как стало понятно, в начале этого месяца лишь 1,5 тысячи московских домов из более чем 40 тысяч успели создать товарищества собственников жилья. Судя по всему (хотя такой статистики не существует) в целом по стране ситуация еще хуже. Одну из причин устроенной собственниками квартир «обструкции» одного из основных положений реформы ЖКХ выявил опрос, проведенный компанией ROMIR Monitoring. Всем респондентам был задан один вопрос: " Знаете ли Вы о том, что согласно новому Жилищному Кодексу все товарищества собственников жилья (ТСЖ) должны до 1 марта 2006 года выбрать и заключить договор с управляющей компанией по обслуживанию коммунального хозяйства дома". Выяснилось, что более половины москвичей об этом почти ничего не слышали, 22 процента жителей знают об этих изменениях в законодательстве, а 27 процентов «что-то об этом слышали». Впрочем, по мнению некоторых экспертов, дело не только в низкой информированности населения.

Сложности, возникшие в ходе реализации жилищно-коммунальной реформы, в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал директор Института социальной политики Государственного университета Высшая школа экономики Сергей Смирнов.
- Почему запущенная еще год назад реформа пока пробуксовывает?
- «Пробуксовывает» это сказано, пожалуй, даже слишком мягко. На самом деле многие эксперты предупреждали, что, хотя реформа и декларирует появление новых прав для собственников жилья, однако, фактически, большая их часть носит виртуальный характер. Сейчас складывается ситуация, когда в Москве более 8 миллионов жителей, а участников Товариществ собственников жилья только 3,7 % от их общего числа. Почему это произошло. Дело, на мой взгляд, не столько в недостаточной пропагандистско-разъяснительной работе, сколько в неподготовленности общей инфраструктуры реформы. Которая, в свою очередь, имеет две стороны - новообразованные товарищества собственников жилья и управляющие компании. ТСЖ на данный момент составляют около 4% от общего жилого фонда. Однако, это несущественная с математической точки зрения величина. Почему люди не спешат образовывать ТСЖ? Да потому что они не чувствуют, что могут материально выиграть от смены формы управления. Если мы посмотрим на те квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, которые мы ежемесячно заполняем, то в чем гражданин может реально выиграть от вступления в ТСЖ. Поставки электроэнергии дешевле не станут, газ, тепло и водоснабжение тоже. Все эти поставки централизованы. Ведь невозможно сделать так, чтобы каждая управляющая компания имела свою котельную и предлагала ТСЖ тепло и водоснабжение по более низкой цене. Получается, в чем реально собственники жилищного фонда могут выиграть? Да, управляющие компании, могут конкурировать между собой в сегменте уборки на лестничных площадках и вывозе мусора и жители дома будут платить за уборку мусора на 20-30 рублей меньше. Боюсь, это «не сделает погоды». Ведь в структуре общей оплаты услуг ЖКХ эти расходы абсолютно незначительны. На мой взгляд, реформа должна была предваряться следующими условиями. Даже без создания ТСЖ возможно заключение соглашений с конкретной фирмой или человеком, который следит за соблюдением чистоты и порядка в доме и взаимодействует с управляющими компаниями. Это был бы более реализуемый вариант. Реформа ЖКХ в нынешнем виде не может оправдать те завышенные ожидания, которые с ней связывались и были заведомо нереальны. Она напоминает пенсионную реформу. Здесь россиянам тоже предложили выбрать управляющую компанию, которая бы осуществляла долгосрочные инвестиции «длинных» пенсионных средств в различные сектора экономики. И свой выбор сделали не более 3-5 % граждан. В итоге по умолчанию пенсионными деньгами управляет государственный Внешторгбанк. В случае же с реформой ЖКХ это будут государственные ДЕЗы. Модель очень схожая. Безусловно, все наши люди за годы «рыночных преобразований» весьма поднаторели и умеют очень хорошо считать свои деньги. Но они должны быть экономически мотивированы, чтобы это делать. На мой взгляд, с коммунальной реформой в таком виде торопиться не следовало.
- Можно ли вообще, на ваш взгляд, в российских условиях децентрализовать поставки тепла и электричества?
- Вы знаете, я не уверен. Конечно, какие-то посредники могут появляться. Однако я с трудом представляю, что в отдельные дома начнут обзаводиться своими котельными или водонапорными станциями. Это даже экономически нецелесообразно. За исключением нового жилого фонда, который живет на принципах полной автономности. Может быть здесь реформа пойдет быстрее. Кроме того, создавать альтернативную частную инфраструктуру в электроэнергетике опасно с точки зрения соображений обеспечения безопасности в бесперебойном снабжении населения электричеством и теплом. Правда, есть одна сфера, в которой управляющие компании могут быть эффективны- капитальный ремонт зданий. Когда речь заходит об этом, то здесь уже реально поконкурировать и кого-то выбрать. Тот же ТСЖ может объявить своего рода тендер на текущий или капитальный ремонт.
- С какими еще проблемами может столкнуться жилищно-коммунальная реформа в процессе своей реализации?
- С той же проблемой выделения земельных участков, на которых находятся те же самые многоквартирные дома. Этот вопрос еще также не урегулирован и ТСЖ, когда они озаботятся этой проблемой, тоже придется нелегко. Если говорить о реформе ЖКХ вообще, то без определенных государственных решений в этой сфере, мы дальше не продвинемся. Конечно, доля юрлиц, заключающих договоры с управляющими компаниями будет расти. Но полный переход на новую форму управления произойдет еще не скоро. В обозримой перспективе на рынке будут, по-прежнему, доминировать ДЕЗы. Причем, нельзя сказать, что это так уж плохо- они постепенно меняются, когда речь идет о «живых» деньгах. Я бы вообще не стал драматизировать ситуацию- жилой фонд поддерживается в достаточно приличном состоянии. Он не разваливается, как это утверждают наиболее рьяные критики реформы. Тем не менее, ДЕЗы останутся еще надолго.

Факты:
Товариществом собственников жилья, согласно ст. 135 Жилищного кодекса (ЖК), признается некоммерческая организация, объединяющая собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. ТСЖ учреждается на общем собрании собственников жилья данного многоквартирного дома. При этом необходимо, чтобы за создание ТСЖ проголосовало большинство голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Голосование на собрании осуществляется по пропорциональному принципу: чем больше площадь квартиры, тем больше голосов у данного собственника. Собственники вольны вступать или не вступать в ТСЖ. Однако число его членов должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Если дом только строится, в соответствии со ст. 139 ЖК будущие собственники вправе создать ТСЖ еще на стадии строительства.