• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интернет-пресс-конференция Государственного университета - Высшей школы экономики

РосБизнесКонсалтинг. 27 апреля 2006

Тема конференции: "Высшая школа экономики в новом учебном году"

Вступительное слово ведущего.
Уважаемые коллеги! Сегодня, 27 апреля, пресс-центр РБК начинает интернет-пресс-конференцию Государственного университета - Высшей школы экономики. В пресс-конференции участвуют: ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов, научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Григорьевич Ясин, первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Валерьевич Радаев и проректор ГУ-ВШЭ Григорий Гельмутович Канторович. Тема сегодняшней конференции: "Высшая школа экономики в новом учебном году". Пожалуйста, Ярослав Иванович, Вам слово.

Вступительное слово Я.Кузьминова (начало).
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы в прошлом году, когда проводили такую конференцию в РБК, объявили, что будем проводить ее каждый год, и цель этой конференции - рассказать тем, кто будет поступать в Высшую школу экономики, кто рассматривает эту возможность, кто ее закончил, о тех новостях, которые у нас случились в этом году, и тех, которые еще случатся, то есть о новом в ВШЭ, что произойдет, и для тех, кто собирается в нее поступать, и для тех, кто учится, и для тех, кто является ее сотрудником. В прошлом году было много вопросов относительно особенности ВШЭ, сегодня аудитория в большей степени привыкла к тому, что представляется собой ВШЭ. Мы готовы будем рассказать о наших новостях сами и ответить на ваши вопросы. Сейчас мы проводим (она начнется через несколько дней) традиционную многопрофильную олимпиаду ВШЭ, которую мы по решению Министерства образования и науки РФ проводим в крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Воронеже, Екатеринбурге, Кирове, Красноярске, Туле, Уфе, Чебоксарах, Владикавказе, Липецке, Рязани, Самаре, Саратове, Сургуте, Нижневартовске, Новороссийске, Пскове и Ярославле. Мы с каждым годом расширяем географию этой олимпиады, и цель ее - отобрать самых сильных выпускников 11-го класса для обучения в ВШЭ. В прошлом году непосредственно по итогам олимпиады были зачислены 137 человек, и значительная часть ее участников (около 700 человек) поступила, зачтя те или иные результаты, полученные на олимпиаде. Мы считаем, что современный университет должен предпринимать все усилия, чтобы не только повышать качество учебного процесса, не только вести современные исследования, но в первую очередь он должен инвестировать в приобретение талантливых студентов. Результат любого университета - это на треть педагогическое мастерство, на треть научные результаты, которые достигаются преподавателями, научными сотрудниками и студентами, и на треть - это качество аудитории. Сегодня мы начали занимать ведущие места в рейтингах работодателей России. Весной были обнародованы два независимых рейтинга, один из них сделал ИД "КоммерсантЪ", другой - журнал "Прямые инвестиции", который выпускает Сбербанк России. По итогам обоих рейтингов мы оказались в лидирующей группе из трех-пяти вузов, примерно на том же уровне, что и наши старейшие вузы - МГУ и Бауманка. Это для нас очень приятно, но в первую очередь это результат очень высокой оценки наших выпускников работодателями, то есть мы встали в ряд трех наиболее востребованных ведущими работодателями университетов. Это не только наши усилия, но и тех, кто пришел в университет учиться. Поэтому те усилия, которые мы предпринимаем для того, чтобы максимальное число людей узнало о возможности к нам поступить, это вполне обоснованные стратегические действия по инвестированию в студентов. В этом году мы хотели анонсировать новый состав инструментов, которые ВШЭ предполагает задействовать для того, чтобы собрать лучших студентов и позволить им сосредоточиться на учебе, а также удержать тех студентов, которые по тем или иным причинам испытывают затруднения в преодолении учебного плана. Уже широко известно то, что в ВШЭ учиться тяжело, что наш студент постоянно должен быть сосредоточен на учебе, что в течение двух недель он сдает минимум две письменные работы и что оценка накапливается за счет промежуточных испытаний, которым он постоянно подвергается. Такое состояние, в котором студент ВШЭ находится, готовит его к будущим усилиям на работе, к тому, чтобы вступить в свою взрослую жизнь не расслабленным. Это приводит к достаточно высокому уровню отчислений из ВШЭ. Сегодня у нас около 10-12% тех, кто покидает университет на разных курсах не в силах справиться с программой. Мы считаем, что целый ряд мер должен быть принят для тех талантливых студентов, которые по тем или иным причинам не смогли сдать какой-либо предмет. Я коротко перечислю то, что считаю полезным прокомментировать в качестве новостей. Первое - это пополнение структур ВШЭ. Мы в этом году открываем набор на новое отделение - это отделение мировой политики на факультете мировой экономики, который, по всей видимости, будет переименован в факультет мировой экономики и мировой политики. Отделение возглавляет Сергей Александрович Караганов, крупнейший специалист в области мировой политики, председатель совета по внешней оборонной политике. Мы надеемся, что сумеем не просто выйти на конкурентное поле с такими вузами, как МГИМО и МГУ, но и дать что-то новое, собрав на этом отделении состав людей, которые реально делают мировую политику не только с российской стороны, но и со стороны наших международных партнеров. Мы открываем отделение прикладной математики на факультете бизнес-информатики. Будет открыто отделение управления и разработки программного обеспечения на факультете бизнес-информатики. В перспективе эти два отделения должны вырасти в самостоятельные факультеты. Мы эволюционируем, постепенно формируя факультеты, которые имеют характер классического университета, а не только университета узконаправленной области социально-экономических наук. Мы продолжаем расширять прием на бюджетные места, практически являемся сейчас единственным, по-моему, российским вузом, которому государство утвердило расширение на бюджетные места. Мы считаем, что это высокая оценка качества нашего образования, и это направляет нас на то, чтобы мы были в большей степени (хотя мы много зарабатываем на разных участках) заинтересованы в таланте, чем в деньгах, которые люди могут принести. Мы включены Министерством обороны в состав 35 вузов России, у которых сохранились военные кафедры. Такова официальная позиция Минобороны, которую недавно на заседании Общественной палаты России высказал генерал армии Панков, статс-секретарь Минобороны. Фактически это форма отсрочки для выпускников ведущих вузов, отсрочки, которую они получают на оставшуюся жизнь, потому что государство и Минобороны не считают правильным призывать выпускников таких вузов, как Московский и Санкт-Петербургский университеты, МИФИ, МФТИ, и нам приятно, что в этом ряду есть и ВШЭ.

Вступительное слово Я.Кузьминова (продолжение 1).
Сегодня мы превратились де-факто в общероссийский университет. Мы первыми из российских институтов и вузов стали принимать абитуриентов по результатам единого государственного экзамена и еще раньше ввели абсолютно прозрачные, подконтрольные для тех, кто поступает в ВШЭ, процедуры проведения самих испытаний. Это привело к тому, что доля поступивших из регионов в прошлом году превысила одну треть - 36%. Это самый высокий показатель среди московских вузов, а число этих регионов достигло 68. Несмотря на то, что у нас хронических дефицит общежитий, мы каждый год что-то вводим, например, в прошлом году мы ввели большое общежитие на Кутузовском проспекте, в этом году будет введено общежитие в центре Москвы на Покровском бульваре, в будущем году - большое общежитие в пригороде Москвы на 800 мест, и еще через год будет построено огромное общежитие ВШЭ рядом с нынешним корпусом на 3 тыс. мест. Мы хотели бы подчеркнуть, что каждый человек, который поступает в ВШЭ, обеспечивается общежитием, оно доступно, и его качество будет повышаться. Мы считаем, что ключевой новостью является введение со следующего учебного года индивидуальных учебных планов для студентов. Индивидуальные учебные планы формально существовали, но как исключение, мы хотели бы сделать их более широко применяемыми, в том числе это те индивидуальные планы, которые предполагают увеличение срока обучения на 1-1,5 года. У нас четыре направления использования этих учебных планов. Во-первых, всячески поощряется изучение курсов другого факультета. Если человек, который учится на факультете экономики, решил подготовить себя в области права, то мы утвердим ему индивидуальный учебный план, продлим срок его обучения, и он получит возможность сформировать такой набор квалификаций и компетенций, который будет в этом случае адаптирован к тому, как он понимает свою будущую жизнь и карьеру. Второе направление - это возможность расширения, обменов с зарубежными университетами - партнерами, их порядка 30. В силу очень жесткого учебного плана ВШЭ у нас с каждого факультета человек 5-10 едет в другие университеты. Хотя, как вы знаете, в западных университетах очень широко используется эта форма. Ты на семестр, на год едешь куда-то. Система зачета курсов нами давно согласована, но организационная форма индивидуального учебного плана в данном случае позволит людям не выпадать из учебного процесса. Студент куда-нибудь съездит, а потом у него огромный набор курсов, и он становится в тупик и в следующий раз просто отказывается от такого рода поездок. Мы хотели бы, чтобы реальный международный обмен студентами возрос бы на порядок, тем более что возможность есть, и студенты готовы ехать, а зарубежные партнеры готовы принимать.

Вступительное слово Я.Кузьминова (продолжение 2).
Это проблема старших курсов ВШЭ. На практически всех факультетах ВШЭ 60-70% старшекурсников работают. По нашим исследованиям, они работают на 85-90% строго по специальности, неполный рабочий день, и это очень важный момент в реализации нашего лозунга: "Не для школы, а для жизни мы учимся". Они приобретают реальный опыт работы, часто сознательно переходят из фирмы в фирму, пробуя себя в разных видах деятельности. У нас стартовая зарплата выпускника магистратуры ВШЭ 1,5-2 тыс. долл. Разумеется, такого рода быстрая карьера (ничего плохого не могу сказать) часто бывает, и не потому, что бренд работает, а потому что человек приходит в фирму с CV, у него есть 2-3 стажировки в ведущих фирмах. Мы не хотели бы этим поступаться, но мы не можем поступаться и качеством образования. Такого рода проблема решается, в том числе, и индивидуальными учебными планами, когда мы официально такому человеку установим прохождение магистратуры не в 2, а в 3 года, но он сдаст все экзамены по-честному, так как по-другому у нас не бывает. И, наконец, для тех, кто не смог осилить 2 или 3 предмета, вынужден сегодня отчисляться либо проходить курс целиком заново, мы будем строить такие траектории, которые позволят человеку учиться со своей группой по основной группе предметов, имея индивидуальный план и заново осваивая только тот предмет, который он не смог пройти. Это тоже практика ведущих западных университетов. Вторая важная вещь, которой я хотел поделиться здесь - это обеспечение притока качественных абитуриентов. Мы видим основную проблему, по нашим опросам, в том, чтобы кто-то из тех, кого бы мы хотели видеть студентами ВШЭ, к нам не идет. И здесь две причины: первая в том, что люди считают, что слишком дорого жить в Москве, что сама по себе оплата, если ты не попал на бюджетное отделение, непосильно высока (по плате за обучение ВШЭ - ценовой лидер, сейчас от 4 до 8 тыс. долл. в год). Боязнь того, что это оплата непосильна, останавливает очень многих людей от того, чтобы прийти сюда и учиться. И вторая причина - это то, что люди бояться: "Да, вот мы поступим в ВШЭ, здесь надо учиться, здесь надо купить оценку (они говорят), но вдруг мы оступимся, вдруг у нас возникнет такого рода ситуация, что нас просто отчислят. Здесь некому смягчить эту ситуацию". Таким образом, это боязнь жесткости. Но я сразу хочу сказать, что жесткостью мы поступаться не будем, как бы нам не было жалко людей, которые вынуждены уходить. Мы считаем, что ключевой элемент и нашей репутации, и организации учебного процесса, это то, что курсы, которые человек сдает, он должен сдавать по-честному. В противном случае репутация вуза начинает размываться. Но наша стратегия - не упустить тех абитуриентов, которые на вступительных экзаменах не добрали всего несколько баллов до прохождения на бюджетное место. Как правило, это очень сильные абитуриенты. Если там проходной балл 30, то те, набрал 27-29, - это та аудитория, за которую мы хотели бы побороться. Они, естественно, очень часто уходят в другие хорошие вузы, где им предоставляют бесплатные места (часто с вышкинскими экзаменами). Я эти вузы называть не буду, но это крупнейшие вузы Москвы. Но мы-то хотели бы, чтобы на не бюджетных местах продолжали учиться у нас не те, кто не добрал 8-10 баллов, у них нет бюджетных ограничений. Но для нас все-таки ключевыми людьми являются именно те, кто недобрали нескольких баллов, потому что любые экзамены - это лотерея. Мы с 1 сентября 2006г. вводим новые скидки в оплате за обучение. Для тех, кто не добрал 1 балл, скидка будет 75%, 2 балла - 60%, 3 балла - 50%, 4 балла - 40% и 5 баллов - 30%. Скидки действуют в течение года, а потом они будут примерно в том же объеме устанавливаться в зависимости от места рейтинга по результатам обучения. Поэтому те студенты-платники, которые по итогам года войдут в верхние 5% рейтинга своего курса, будут автоматически переводиться на бюджетное обучение, а если у нас не будет бюджетных мест, то мы создадим их за свой счет. Это существенно снизит цену за обучение для тех, кто входит в интересующую нас группу, но это не все. Мы месяц назад вошли в кредитную программу компании "Крэйн", и сейчас они предлагают нашим абитуриентам кредитные линии, которые могут покрывать и всю стоимость обучения, если абитуриент хочет этого, и ее часть. Мы считаем, что в ситуации, когда абитуриент получил 50-процентную скидку, он может взять кредит на оставшуюся часть стоимости своего обучения, и в этом случае выплата этого кредита экономически гарантирована, потому что ниже 1-1,2 тыс. долл. не получает наш выпускник, а через 5 лет это будет в полтора раза больше, просто по процессам обесценивания доллара, который часто не учитывается теми, кто берет кредит. Поэтому выплаты по 50-процентному кредиту такого рода будут составлять 25-30% ожидаемой зарплаты в первые 5 лет, что делает взятие такого рода кредита абсолютно рациональным и обоснованным. Мне кажется, что такого рода комбинация - "скидка + кредит" позволит нам привести в наши аудитории тех, кто сегодня, не имея устойчивого большого дохода семьи, останавливается перед тем, чтобы быть зачисленным в ВШЭ, хотя и показал неплохие результаты, а мы, к сожалению, не можем взять его на бюджетное место, потому что эти места заняты еще более талантливым абитуриентом.

Вступительное слово Я.Кузьминова (продолжение 3).
Следующая новость. Мы начинаем наконец преодолевать свою территориальную разбросанность. В отличие от старых классических университетов ВШЭ создавалась с нуля, то есть в период большого "хапка" мы не поспели. Поэтому первые два года до 1994г. мы вообще не имели собственной базы и ютились по нашим друзьям. Друзей у нас было трое: Леонид Иванович Абалкин в Институте экономики, Егор Тимурович Гайдар в Институте экономики переходного периода и Яков Моисеевич Уринсон в Центре экономической конъюнктуры при правительстве. Мы у них обитали абсолютно бесплатно и до сих пор очень признательны этим людям. Потом стала создаваться материальная база. Это очень большая проблема для университета, когда почти все факультеты по одному раскиданы: пусть и в центре Москвы, и не очень далеко идти от одного к другому, но все-таки мне кажется, что университетский дух от этого как-то страдал. Нам передали в декабре прошлого года огромный комплекс зданий Военно-инженерной академии, которая реорганизована правительством (это 55 тыс. кв. м), что впервые позволит нам съехаться вместе и серьезно улучишь условия четырем ведущим факультетам экономического блока. Вместе будут жить экономисты, мировая экономика, международный институт экономики и финансов, факультет государственного муниципального управления. Но это позволит существенно улучить и жилищные условия ВШЭ. Я надеюсь, что ведущие профессора ВШЭ и ведущие преподаватели смогут получить собственные кабинеты. Это означает, что мы начинаем переходить к модели "преподаватель полного дня", когда преподаватель имеет возможность постоянно работать в университете, значит, он доступен для студентов, для коллег, принимает участие в семинарах, конференциях, постоянно проходящих в университете. Я думаю, это даст резкий скачок качества нашей жизни. Наконец, у университета появится собственный дворец культуры и спортивная база, чего мы в отличие от других вузов были все эти годы лишены. Мы заканчиваем оформление земли в городе Троицке, где будет реализован крупнейший инвестиционный проект по инициативе г.Троицка (Московская область), там будет создан кампус ВШЭ. Примерно к 2009г. его строительство должно быть завершено. Там будет кампус направлений, которые соединяют подготовку в области менеджмента и информационно-телекоммуникационных технологий. В Троицк вместе с ВШЭ придут крупнейшие IT-компании, инновационные компании. Я надеюсь, что там будут не только бизнес-информатика, инновационный менеджмент и другие, но и то, что называется бренд-парком. Мы хотели бы организовать на базе этого кампуса условия для старта бизнеса, которые заводят наши выпускники разных факультетов. Мы можем складывать подобные группы: менеджер, юрист, маркетолог и т.д., которые смогут, работая вместе, продвигать те или иные продукты, которые создаются инновационными центрами, сформировавшимися вокруг института в г.Троицке.

Вступительное слово Я.Кузьминова (окончание).
Наконец, последнее, о чем я хотел рассказать. Мы стараемся инвестировать в студентов, как я уже сказал, но мы инвестируем и в преподавателей. Мы считаем, что преподавать - это основной капитал университета и с самого начала ВШЭ примерно 50% всех своих доходов отправляла на оплату преподавателей. Мы достигли, наверное, лучшего положения среди российских вузов по оплате профессорско-преподавательского состава и добились того, что доля людей, которые работают вне ВШЭ, - самая низкая по сравнению с другими вузами. В 2006г. мы планируем провести с осени очередное повышение зарплаты, в результате которого базовый уровень оплаты профессора повысится до 1 тыс. долл., доцента - до 700 долл. Базовый уровень - это гарантированная университетом зарплата, которая дает возможность сосредоточиться и не отвлекаться на зарабатывание денег на стороне. Мы понимаем, что этого мало, особенно в Москве. Поэтому мы наряду с повышением базовой оплаты создали набор инструментов, который сейчас активно обсуждается в рамках инновационного проекта, который проводится для российских вузов и может быть распространен на все университеты. Это академические надбавки и наш собственный научный фонд. Уже третий год прошел с тех пор, как мы постановили развивать этот инструмент. Порядок таков: если есть определенный набор публикаций за последние 2 года, то преподаватель получает надбавку. Эти надбавки будут увеличены до 300 долл. (1-го уровня надбавка) и 1 тыс. 100 долл. (2-го уровня надбавка). Параллельно с этим у нас создан научный фонд, который проводит конкурсы, выдает гранты. Если надбавка оценивает результат работы, то научный фонд финансирует собственную научную работу преподавателя. Научный фонд будет давать гранты с этой осени в тех же размерах, что и академические надбавки, а это значит, что профессор ВШЭ может без всяких совместительств зарабатывать не 1 тыс., а 3 тыс. долл. Но, конечно, не все, а те, кого эксперты научного фонда сочтут достойным. Это поощряет конкуренцию, выделение лучших, потому что нет у нас денег, к сожалению, на всех. Но такого рода инструмент, мне кажется, очень важен не только для нас, но мы хотели бы его после апробации в ВШЭ пропагандировать как пригодный для модификации и обновления профессорско-преподавательского состава всех российских вузов. Если мы сами зарабатываем на эти надбавки и на научный фонд, то в инженерных вузах, где нет таких заработков, гранты могло бы давать государство. Я считаю, что это было бы правильно и справедливо. Это все, о чем я хотел бы сказать.

Вступительное слово Е.Ясина (начало).
Я несколько добавлю пафоса к тому, что сказал Ярослав Иванович. Университет, как всякое учреждение, должен иметь миссию. Он должен сам принять некую установку, сформулировать свою мечту, к которой он должен стремиться. Это абсолютно необходимо и с точки зрения социальной ответственности, чтобы деятельность людей в коллективе обретала высшую цель, осмысленность, была бы больше, чем просто работа, зарабатывание на хлеб насущный. Мы учим не для учебы, а для жизни. С самого начала миссия ВШЭ строилась на двух основных позициях. Первое - стремление к тому, чтобы создать в России фундаментальное экономическое образование. Фундаментальное - это значит вывести наши научные работы и наших студентов и аспирантов на уровень мировых стандартов, чтобы они чувствовали себя на уровне с их коллегами из других университетов, чтобы не было ощущения провинциальности, которую я как советский человек испытывал всю жизнь. У нас такая мечта, чтобы мы были не хуже и чтобы наши выпускники, профессора были не хуже. Это идея фикс, желание иметь очень высокий уровень фундаментальной науки в сочетании с прикладным характером деятельности. Мы с самого начала работали в тесном контакте с правительством РФ, активно участвовали в преобразованиях, систематически научный коллектив школы проводил исследования и готовил документацию к принятию важнейших решений во внутренней экономической и социальной политике. Я скажу только о последнем времени, это работа над реформой образования. Ее возглавляет Ярослав Иванович Кузьминов. Кроме того, есть другие направления, например, административная реформа, которая в значительной степени и начата по нашей инициативе. Можно нас покритиковать, что она не так идет, как хотелось бы, но критику надо прежде всего отнести к идейным основам. Административная реформа лежит в русле государственного и муниципального управления. Мы специально создали факультет, который бы работал в этом направлении, подбираем кадры. Затем я бы обратил внимание на реформу здравоохранения. У нас есть очень серьезный центр. Мы выступали 25 апреля с докладом, где рассказывали о реформе здравоохранения, о необходимости активизации работы в этом направлении, в том числе базе того национального проекта, который сегодня осуществляется. Второе направление - это активное участие в деятельности по реформированию и модернизации страны и подготовке кадров для этой модернизации. Это длительный процесс. Очень часто бывает так, что реформы необходимы, но по каким-то соображениям они невозможны. Обычно экономически реформы требуются, но политически они невозможны. Потом наступает время, когда политически возможно, но время уже прошло. Существенно для нас то, чтобы из нашего университета выходили люди, которые были бы подготовлены к этой работе, на которых потом наши госорганы и общественная элита и гражданское общество могли бы опереться. Моя мечта такая - мы должны принимать активное участие в формировании российской элиты. Причем формировать с учетом той миссии, о которой я говорил, не просто для того, чтобы пожинать плоды пребывания в верхах, а для того, чтобы чувствовать социальную ответственность и выполнять общественный долг. Мы готовим людей, стараемся воспитывать их в духе служения стране. Меня это вдохновляет. Я стараюсь это делать искренне. Мы все получаем очень хороший отклик от наших студентов, магистров. В этом смысле у нас очень хорошо работать.

Вступительное слово Е.Ясина (окончание).
Я бы хотел сказать еще, что работа в процессе учебы начиналась как нужда, потому что одновременно жить (если вам не помогает семья) и учиться в последние 10-15 лет в России было невозможно. Но сейчас мы видим, что сейчас ситуация меняется, и нужда превращается в некую пользу. Недавно в нашем издательстве вышла книга, которая называется "Нестандартная занятость". Ее написали Капелюшников и Генпельзон, они анализируют мировой опыт формирования рынка труда и занятости в постиндустриальном обществе. И оказывается, что закрепление человека за одним рабочим местом, за одним предприятием - эта модель стала не единственной. Люди становятся более свободными, они хотят работать на свое материальное благосостояние, у каждого тоже свои миссии, и они имеют большие возможности для самореализации. Я думаю, что мы еще будем думать о том, как сделать менее противоречивым и более содержательным процесс совмещения работы и учебы. В этом есть и свои минусы, это даром не дается. Теперь я бы хотел в двух словах сказать о том, что мы одержимы идеей исследовательского университета. В чем суть? Дело в том, что мы предлагаем реформу образования, дискуссия идет, дело движется очень медленно. Но я думаю, что шаг за шагом этот процесс создания национального консенсуса медленно, но будет достигнут. Это касается внешних институциональных основ реформы образования. Кроме того, предстоит еще другой процесс - реформирование организма изнутри, его адаптация к внешним изменениям и в то же время выработка иной внутренней организации, которая в большей степени отвечает условиям сегодняшнего дня. Что было характерно для советского вуза? Я бы сказал так - совместная аудиторная работа преподавателей и студентов. Зачастую не было учебников, и нужно было просто писать конспекты, для того чтобы по ним готовиться к экзаменам. К счастью, это время уже ушло, но не все выводы из этого сделали. Ключевое изменение произошло в том, что в мире все очень быстро меняется. Если вы сегодня людям вдалбливаете прописные истины, то очень велика вероятность того, что цена их через год окажется равна нулю. Необходимы постоянное образование, готовность к впитыванию новшеств. В этих условиях самая главная задача - это не передача каких-то знаний высокоученого профессора ничего не знающим студентам, а в том, чтобы они сами научились работать. Поэтому это очень трудная работа, учитывая то, что это нужна переделка человеческого сознания, готовность к жизни в определенных условиях. У нас есть четкое разделение на исследователей и преподавателей, и у каждого свой талант, это традиционно. Но ситуация меняется, и люди, которые не занимаются исследованиями, как бы находятся в положении отстающих. Ценность преподавателя заключается не в том, чтобы повторять одно и то же, а в том, чтобы вылавливать из потока новых идей, открытий, работ что-то наиболее интересное и немедленно обращать на это внимание своих студентов. Поэтому тут речь идет о том, что мы сами себя стараемся реформировать. Структура обучения заключается в том, чтобы сокращать шаг за шагом присутствие преподавателей и студентов в аудиториях, в то же время активизировать возможности для самостоятельного обучения. При этом на профессорско-преподавательский состав по численности падает работа по подготовке учебной литературы, тех самых учебников, которые не воспроизводят то, что было раньше, а каждый раз добавляют что-то новое, методические пособия. Наконец, это гораздо более жесткий контроль за знаниями. Причем крайне важно, чтобы этот контроль был независимым, чтобы не просто любимый профессор ставил оценки любимым ученикам, а чтобы здесь была деперсонализация (что очень трудно воспринимается преподавательской общественностью) отношений, чтобы люди действительно могли понять, освоили они знания или нет. Это все крайне трудно дается, но мне кажется, что это крайне необходимо. И, наконец, это приобщение к научной работе профессорско-преподавательского состава и студентов над совместными проектами. Я думаю, что одна из самых лучших идей, которые мы сегодня реализовали в рамках нашего научного фонда, - это гранты, которые мы выдаем по проекту "Учитель - ученики". Наши профессора и их ученики, выдвигают на рассмотрение нашего научного фонда предложения проектов, где вместе участвовали профессор, аспиранты, преподаватели и студенты. И эта практика, еще до грантов, в какой-то степени налаживатся, и сейчас я лично начинаю ощущать большую отдачу. И иной раз студенты оказываются умнее своих учителей, и это как раз та мечта, к которой мы стремимся.

И.Джагаева (Ростов-на-Дону): Какой конкурс в вашем вузе вы ожидаете на бюджетные факультеты и на платные?
Г.Канторович: Очень трудно сказать, какой конкурс будет. Мы знаем по прошлым годам, что конкурс по заявлениям у нас будет примерно около четырех человек на место в среднем по вузу, но, конечно, будут факультеты хуже и лучше, и к тому же наше традиционное отношение к конкурсу должно поменяться. Так как сегодня, в соответствии с проходящими в стране изменениями в области образования, абитуриент может подавать в несколько вузов, поэтому реальный он конкурент или нет, мы не знаем. Мы думаем, что останемся на уровне четыре человека на место, а платное отделение совсем трудно прогнозируемо: где-то 1,5 человека на место. В прошлом году было два человека на место, на некоторых факультетах конкурса не было.

А.Ивлев (Уфа): Есть ли в вашем вузе проблема дискриминации между бюджетниками и небюджетниками, и как она решается?
В.Радаев: Наша принципиальная позиция заключается в том, что мы не делим бюджетных и коммерческих студентов. У нас нет коммерческого отделения. Преподаватель, когда входит в аудиторию, не знает, кто из его студентов бюджетный, а кто коммерческий. Все поступили и все учатся на равных основаниях.

А.Шаф (Краснодар): Какие подготовительные курсы есть в вашем вузе и сколько стоит обучение?
Г.Канторович: У нас очень гибкая система подготовительных курсов. Конечно, для москвичей она предоставляет больше возможностей, это собственно стационарное обучение на подготовительном факультете довузовской подготовки. Но это не курсы, мы другую цель ставим. У нас есть базовые школы, с которыми мы тесно сотрудничаем. А для ребят из регионов у нас есть около 20 региональных центров подготовки, которые работают по нашим программам, мы тестируем регулярно этих учеников. Для ребят из регионов мы уже третий год ведем занятия интернет-школы. Обычно в Москве ребята пытаются сочетать несколько видов подготовки, в регионах таких возможностей меньше.

С.Смолов (Владивосток): Если абитуриент, поступающий на платное отделение, принесет аттестат с одними тройками, вы разрешите сдавать ему вступительные экзамены?
Я.Кузьминов: Мы не имеем право отказать ему по закону, мы вообще не смотрим в аттестат. Мы смотрим либо на результаты единого социального экзамена, либо на свидетельство о победе на олимпиаде, либо на результаты экзаменов.

В.Алферов (Москва): Какие льготы в этом году будут предоставлены медалистам?
Г.Канторович: Никаких новаций этот год для медалистов не несет. Мы продолжаем выполнять федеральное законодательство. Медалисты, сдавшие профилирующий экзамен на "отлично", поступают без сдачи других экзаменов.

Д.Соколов (Рязань): Какие ограничения по здоровью существуют при поступлении в ваш университет?
Г.Канторович: Никаких особенных ограничений нет, мы не спортивный вуз. Единственное, если ребенок претендует на льготы по инвалидности, то он должен представить документ, что ему не противопоказано обучение в высшем учебном заведении.

А.Султанкин (Ярославль): Принимаете ли вы документы абитуриентов, которые сдали ЕГЭ?
Г.Канторович: Да, конечно. Ярослав Иванович упоминал во вступительном слове - без ограничений по шкале пересчета. Все желающие могут засчитать эти экзамены, плюс экзамен по истории в этом году, только в форме ЕГЭ.

А.Косенко (Санкт-Петербург): Можно ли оспаривать результаты олимпиады ВШЭ?
Г.Канторович: Традиционно в нашей стране по результатам олимпиад не проводится процедура оспаривания. Чисто технологически это сделать очень сложно, у нас порядка 4 тыс. участников в олимпиаде разбросаны по всей территории (20 с лишним городов).
Я.Кузьминов: У нас очень развита процедура апелляции на вступительных экзаменах. Если кто-то не согласен, приходите, мы очень уважительно относимся к тем, кто умеет бороться за свои интересы и отстаивать свои позиции.

А.Кюрегян (Воронеж): За что могут отчислить из вашего вуза платного студента и студента-бюджетника?
В.Радаев: Отчисляют у нас за неуспеваемость. Первый случай, это когда студенту не удалось дать какой-то предмет, затем ему предоставляется возможность пересдачи и, наконец, еще одна возможность сдать этот предмет на комиссии. Дальше уже, если это не удалось, нужно либо повторно проходить этот курс, либо отчисляться.

Е.Мызгин: Можно ли моей дочери, ей 15 лет, тоже участвовать в вашей олимпиаде?
Г.Канторович: Не очень понятно зачем это нужно, ведь олимпиада для выпускников. Конечно, можно в исключительных способах допустить к участию, но только для тренировки человека. У нас очень развита процедура апелляции на вступительных экзаменах.
Я.Кузьминов: Мы не имеем права не зачесть результаты на вступительных экзаменах по итогам олимпиады. А для тренировки - пожалуйста!

А.Курилов (Ульяновск): Разрешаете ли вы своим педагогам быть репетиторами у неуспевающих платных студентов?
Я.Кузьминов: Этого не полагается делать. Понимаете, это частное дело, но если такого рода ситуация открывается, то мы просим коллегу покинуть наши ряды. По-моему, ситуация совершенно однозначная: если у тебя есть "хвост", ты вполне можешь найти себе репетитора, мы можем помочь найти репетитора, но это, скорее всего, будет студент старшего курса, как это практикуется в мировых вузах, но это никак не человек, от которого зависит твоя оценка.

Е.Амбросимов (Тула): Некоторые вузы Москвы ввели психологическое тестирование у абитуриентов до сдачи вступительных экзаменов. Будет ли такая практика в вашем вузе?
Г.Кантарович: У нас есть центр психологического консультирования, но это добровольное дело абитуриента. Мы помогаем ему определиться с профориентарицей. Центр работает совершенно бесплатно во время приемной кампании.

Е.Греницина (Красноярск): Есть ли в вашем вузе злоупотребления и как вы с ними боретесь?
В.Радаев: Интересно было бы знать, что имеется в виду под злоупотреблением? Мы боремся со злоупотреблениями, например, запретили курение в наших зданиях и пытаемся преследовать тех, кто курит в туалетах. Мы боремся и со злоупотреблением академическими нормами. У нас есть специальный порядок борьбы с плагиатом и прочими безобразиями. Списывать не даем.
Я.Кузьминов: Есть еще один аспект. Мы, конечно, как и все другие, встречаемся с явлением коррупции, у нас были такого рода проблемы с военной кафедрой: старый состав военной кафедры был отмечен в целом ряде такого рода попыток злоупотреблений. Мы вместе с главным управлением кадрами Минобороны очень серьезную там провели работу, подключили главную военную прокуратуру, уволили до половины людей, которые там работали. Сейчас набраны на военную кафедру новые люди, и я думаю, что они совсем другие.

В.Уваров (Брянск): Есть ли у вас кредитные программы?
В.Радаев: Да, об этом уже говорилось, мы заключили соглашение по такой программе. Программа "Кредо" будет выдавать кредиты со следующего года и на полный срок обучения, и на часть его. И особенно важно, что достигнуто предварительное соглашение, что такие кредиты будут выдаваться не только на оплату обучения, но и на проживание в Москве, которое тоже стоит денег. Мы одновременно ведем переговоры с другими кредитными учреждениями и ищем новые возможности.

Л.Олецкий: Я не участвовал ни в одной олимпиаде, но очень хочу поступить в ваш вуз. Это сильно снижает мои шансы?
В.Радаев: Абсолютно не снижает на конкурсе. У вас нет дополнительной попытки через олимпиады, но вы в июле приезжаете и участвуете в конкурсе совершенно равноправно со всеми.
Я.Кузьминов: Я бы сказал, что это снижает шансы на поступление примерно на треть, потому что примерно треть состава ВШЭ формируется из победителей олимпиад. Это также, как и в других ведущих вузах, но формально - нет.

Н.Фалин (Липецк): С какими российскими вузами вы сотрудничаете?
Е.Ясин: С большим количеством вузов по разным программам. Во-первых, мы ведем совместные научные разработки первую очередь с Московским университетом, Санкт-Петербургским университетом, Финансовой академией, Бауманским университетом, Университетом тонкой механики и оптики. Около 25 партнеров у нас по научным исследованиям. Во-вторых, у нас есть партнерские отношения с рядом университетов, которым мы помогали с преподаванием экономических наук еще лет 5-7 назад: это Красноярский госуниверситет, Пермский госуниверситет, Тамбовский госуниверситет.
В.Радаев: Мы готовим совместную программу с Уральским госуниверситетом по экономике и еще с рядом вузов по образовательной стратегии.

Т.Панова (Красноярск): Мой сын заканчивает обучение в Красноярском государственном университете. Может ли он поступать в магистратуру ВШЭ?
Г.Кантарович: Через вступительные экзамены может сегодня. Никаких ограничений нет

Е.Петрушин (Красноярск): Скажите, будет ли увеличен набор на бюджетные места в этом году, и если будет, то на какие факультеты и по сколько человек?
Г.Кантарович: Ярослав Иванович уже упоминал о нашем расширении бюджетного набора. К сожалению, до нас до сих пор не доведены конкретные цифры. Наша заявка сохраняла бюджетные места на уже имеющихся факультетах, плюс те расширения, о которых уже здесь говорилось: это "Прикладная математика" и "Программная инженерия", "Мировая политика". И я бы добавил "Связи с общественностью".

Е.Иванова (Воронеж): Где можно посмотреть результате майской олимпиады?
Г.Кантарович: Все результаты можно посмотреть на сайте через день-два после проведения тура. У нас очень гибкий и богатый сайт.

Заключительное слово Е.Ясина.
Все главное уже сказано. Мы рады будем всем, кто захочет учиться в нашей школе.

Слово ведущего.
В заключении хотелось бы прочитать благодарность, которую прислали родители ваших студентов из далекого сибирского города Лесосибирска, чьи дети через региональную олимпиаду в Красноярске смогли к вам поступить. "Все родители Лесосибирска благодарят ВШЭ за великолепное обучение и большой профессионализм. Большое вам спасибо!".

Заключительное слово Я.Кузьминова.
Во-первых, признателен за большой интерес, который интернет-аудитория проявила. Насколько я понимаю, осталась еще куча вопросов, которые мы изучим дома и ответим на них. Мы очень ценим то, что люди поверили в наши цели, в нашу идеологию, нашу миссию. За последние три года фактически не встречается уже сомнений в том, зачем мы это делаем, есть ли у коллектива ВШЭ желание просто заработать или желание сделать что-то новое и помочь другим, создать нормальный очаг академической жизни. Я считаю, что мы можем развиваться как открытый университет, совершенно прозрачный только в том случае, если будет проявляться интерес к нашей открытости, если родители будут участвовать в дискуссиях на форумах, задавать вопросы не в кулуарах, а публично, если им что-то не нравится, если студенты будут открыто высказывать свое недовольство преподавателем, доходя до самого верха, если на самом деле есть предмет разговора, через те же наши форумы. У нас, как сказали мои коллеги, большой портал, самый, наверное, посещаемый корпоративный портал в России, и мы там вывешиваем все: и финансовые планы, и протоколы ученого совета. Поэтому приходите, задавайте свои вопросы, и мы с удовольствием продолжим этот разговор на наших форумах. Спасибо!

Заключительное слово ведущего.
Уважаемые коллеги! Пресс-центр РБК заканчивает интернет-пресс-конференцию Государственного университета - Высшей школы экономики. Во время прямой аудиотрансляции в интернете нас слушали 23 тыс. 219 человек.