• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Удержать "своего" клиента нередко важнее роста объема продаж

Российская Бизнес-газета. 2006. № 18. 16 мая

Считается, что в российскую экономику внедряется очень немного инноваций. Однако исследование, проведенное Высшей школой экономики, заставляет думать, что это одна часть проблемы, и, может быть, не самая значимая: инноваций не так уж и мало, зато сам процесс их внедрения нуждается в серьезном улучшении.
...Около 30 процентов компаний активно заняты внедрением новых технологий. Такого в нашей экономике давно не было, делает вывод автор исследования профессор Игорь Гурков...

Считается, что в российскую экономику внедряется очень немного инноваций. Однако исследование, проведенное Высшей школой экономики, заставляет думать, что это одна часть проблемы, и, может быть, не самая значимая: инноваций не так уж и мало, зато сам процесс их внедрения нуждается в серьезном улучшении.
Опрос руководителей 1721 предприятия показал, что у 85 процентов из них на первом плане - повышение качества продукции, столько же озабочены снижением издержек. Но самое любопытное - три четверти респондентов заявили, что хотели бы делать это одновременно. А одновременно повышать качество и снижать издержки можно лишь одним способом - внедряя инновации. Других вариантов просто нет.
Если предприятия ставят перед собой подобную двойную цель, то и способы ее достижения соответствующие. Сегодня российские компании пытаются внедрять намного больше инноваций, чем это было, к примеру, в 2002 году. Более 40 процентов предприятий встали на путь радикальных перемен в своем продуктовом ряду, причем свыше 20 процентов с помощью обновленной продукции пытаются завоевать новые рынки. Около 30 процентов компаний активно заняты внедрением новых технологий. Такого в нашей экономике давно не было, делает вывод автор исследования профессор Игорь Гурков. И вот что примечательно: чем лучше положение предприятия, тем более активную инновационную политику оно проводит.
То есть на первый взгляд, картина просто замечательная. Однако если посмотреть, как обеспечен этот инновационный порыв финансовыми ресурсами, то общий вид сразу меняется. Инвестиции в экономику сокращаются. Обследование компаний показывает, что только 20 процентам из них удается вкладывать средства в основной капитал в объемах, превышающих его выбытие, и около 25 процентов компаний сохраняют прежний инерционный уровень его старения. При этом доля тех, кто ничего не инвестирует в развитие производства по сравнению с 2002 годом, резко возросла.
Если посмотреть, какова ситуация в разных отраслях, то тут поводов для оптимизма еще меньше, говорит Игорь Гурков. Темпы вложений в основной капитал выше темпов выбытия производственных фондов, они сохраняются в основном лишь на некоторых металлургических заводах. Небольшой рост в химической промышленности и в некоторых подотраслях машиностроения. В остальных секторах, ориентированных преимущественно на удовлетворение внутреннего спроса, реальные инвестиции падают. В пищевой промышленности всего 12 процентов предприятий серьезно занимаются своим техническим обновлением. В целом, зона инвестиционно активных предприятий сжимается.
Что это реально означает и почему происходит? Предприятия вкладывают средства во внедрение новых технологий, новые методы контроля качества, унификацию ассортимента продукции. А вот новые сферы деятельности фактически пытаются взять на авось, особенно не тратясь на их освоение.
В итоге значительная часть инноваций не приносит предприятию никакой отдачи. Компании надеются, что сумеют выйти на новые рынки, а этого не происходит. И чем больше инноваций, тем в худшем финансовом положении такие фирмы.
Инновационная цепочка оказывается неполной, так как деньги не вкладываются в переподготовку кадров, в новые проводящие каналы сбыта, в разведку новых рынков. Иначе говоря, не возникает полного инновационного цикла.
Это приводит к серьезным психологическим последствиям. Многие руководители считают, что инновационная деятельность чересчур сложное занятие. Половина опрошенных отмечают, что как у них были проблемы с финансированием новых проектов, так они и остались. А так как нет инвестиций в персонал, то главы компаний жалуются на отсутствие квалифицированных кадров. Причем если в 2002 году директора предприятий не считали эту проблему острой, то сейчас ставят ее на второе по значимости место (40 процентов).
Сложнее стало осуществлять инновации и еще по одной причине. Из-за несогласованности работы отдельных подразделений компании и смежников компании не понимают, как формировать цены на новых рынках.
Давно известно простое правило: чем больше делаешь какое-то дело, тем проще для тебя оно становится. Человек учится, приобретает навыки, создает технологию для достижения поставленной цели. Но на российских предприятиях положение иное: чем больше попыток внедрять инновации, тем сложнее этот процесс. Чем выше инновации по уровню технологии, тем трудней поддерживать качество. Отсутствует важнейшая составляющая этого процесса - накопление опыта.
Почему это происходит? В наших условиях компании часто пытаются внедрять инновации в значительно больших масштабах, чем предполагают их средства. В результате при нехватке денег не внедряются прорывные, а следовательно, самые дорогие изобретения. А значит, качественно не повышается конкурентоспособность, вся инновационная активность малоэффективна, компании не поднимаются на новый технологический уровень.
Как выходить из этой ситуации? Самый простой ответ: резко увеличить инвестиции во всю инновационную цепочку. Но пока одни инвестировать не хотят, а другие не могут. Собственники проявляют большую осторожность, они постоянно ищут лучшие проекты, а пока идет поиск, зачастую ничего не предпринимают.
Второй вариант - сокращение фронта инноваций. А для этого компании должны понять, что снижать издержки и одновременно повышать качество в большинстве случаев нереально. Если внедрение инноваций преследует цель увеличить объемы продаж, этого можно добиваться и другими методами, в частности, стимулируя менеджмент.
Впрочем, оправдана ли сама цель максимального роста продаж, задает вопрос Игорь Гурков. Компании, которые не ставят перед собой таких задач, с точки зрения инноваций нередко находятся в лучшем положении. Вместо арифметического роста объемов продаж не лучше ли позаботиться о повышении рентабельности бизнеса, всех его активов? К тому же следует иметь в виду, что просматривается тенденция повышения требовательности потребителей к продукции компаний. Поэтому на сегодня, как ни парадоксально, для многих предприятий гораздо актуальней задача не роста объемов продаж, а удержание прежних покупателей, считает Гурков. Если будет поставлена именно такая цель, то это неизбежно приведет к тому, что инновационная политика будет более осмысленной, более реалистичной. Что, в свою очередь, запустит механизм инновационного обучения по всей цепочке.