• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Урок арифметики Владимир Путин вместе с ректорами пересчитал деньги, отпускаемые на образование

Трибуна. 2006. № 23. 16 июня

...Но с другой стороны, по заявлению ректора госуниверситета Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова, профессор его вуза зарабатывает около 2 тыс. долларов. Значит, можно, если захотеть. Но кто должен захотеть: профессор, ректор, Минобразования и науки или Госдума?..

На очередном съезде ректоров, прошедшем на прошлой неделе в Москве, главная интрига разгорелась вокруг денег. Неожиданно для многих присутствующих Владимир Путин заявил, что деньги - уже не главная проблема отрасли.
"Все выступающие говорят о повышении ассигнований на образование и науку. Но в последние годы эти расходы не только растут, но и растут в приоритетном порядке: в нынешнем году - на 40 процентов, в прошлом году - на 37 процентов. Примерно в 5 раз увеличилась зарплата преподавателей. Вместе с тем просто повышать уже большого смысла не имеет. Нужно, чтобы сама система образования была восприимчивой к этим вливаниям. Одной из причин низкого качества образования является низкая эффективность использования бюджетных расходов, причем немалых - на содержание вузов только федеральный бюджет тратит порядка 140 млрд. рублей в год".
Похоже, мало кто из присутствующих с ходу согласился с мнением президента. Особенно с его словами о повышении зарплаты. "Платили тысячу, а теперь - пять" - читалось на лицах сидевших в последних рядах вузовских функционеров. Расположившиеся в первых рядах ректоры ведущих университетов страны если и подумали о низкой зарплате, то, наверное, имели в виду своих подчиненных.

Зачем профессору "левак"
Зарплата среднего московского профессора (если можно так выразиться) не превышает 10 тыс. рублей. Московский дворник зарабатывает больше. Правда, профессор этими доходами, как правило, не ограничивается: получает еще различные надбавки, подрабатывает на стороне. Словом, прожить может. Но уже теоретическая возможность сравнить его доходы с тружениками метлы и лопаты подрывает статус его как преподавателя и ученого. Но с другой стороны, по заявлению ректора госуниверситета Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова, профессор его вуза зарабатывает около 2 тыс. долларов. Значит, можно, если захотеть. Но кто должен захотеть: профессор, ректор, Минобразования и науки или Госдума?
Считается, что авторитет школьного учителя, получающего зарплату на уровне выживания, также не повышается от этого в глазах его учеников. Председатель Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий так резюмировал эти коллективные размышления образовательного сообщества: "Качество преподавания в школе упирается в материальное положение учителя. В некоторых регионах отходят от единой тарифной сетки и вводят элементы отраслевой оплаты труда. Цель таких нововведений - повысить зарплату учителя в ближайшее время, по крайней мере, вдвое. Сейчас две трети своего времени профессор университета проводит не на основной работе, а в других местах, зарабатывая на жизнь. Это ненормально. Профессор и учитель за основную работу должны получить достаточно, и тогда с них можно будет потребовать полной отдачи".
Но сам же Садовничий и подтвердил мысль президента о резервах эффективности: "В компании "Майкрософт" работают более 1 тыс. выпускников российских вузов, в Ай-Би-Эм - почти тысяча, в компании "Виндоус" - 1,5 тыс. Руководители этих компаний откровенно говорят нам: не прекращайте подготовку таких ребят, а то мы останемся без сотрудников". Но Россия же не может за счет федерального бюджета готовить специалистов для иностранных компаний. А чтобы задержать их на Родине, нужны или административные меры - например, обязывать выпускников три года отработать по распределению (как это было раньше), или же заинтересовать их высокой зарплатой и выгодными условиями труда.
А выступившая на съезде лауреат Государственной премии, председатель Совета молодых ученых России Наталья Полосьма с жаром описала мытарства молодых ученых: "Приходит молодой кандидат наук в научное учреждение: зарплата 3 тыс. рублей, оборудование изношено, жилья нет, вот и устремляет он свой взор на Запад".
Эту мысль развил Виктор Садовничий: "Бюджет только одного американского университета - в Северной Каролине - составляет 1 млрд. долларов. По индексам цитирования в России в настоящее время 30 - 40 тыс. активных ученых. Половина из них работают за границей, хотя формально числятся в наших вузах. Из штата научных учреждений почти полностью выпало поколение, которому сейчас 35 - 40 лет. Чтобы закрепить молодых ученых, нужно решить вопросы зарплаты, жилья и современного научного оборудования".

О бедном студенте не думайте всуе
Да что там молодые ученые - уже со студенческой скамьи видится западная фирма с ее валютными зарплатами. В прошлом году стипендии в вузах были повышены до 600 рублей, в техникумах - до 200. Государство делает вид, что уважает труд учащихся, а они делают вид, что готовы отдать ему свой долг.
"По опросам, около 80 процентов студентов выражают неудовлетворение своим материальным положением, - утверждает Виктор Садовничий. - А половина студентов считает, что бюрократия защищает интересы богатых. При этом студенты активно интересуются платформами политических партий, политикой. Мы убеждены, что уже в 2007 году необходимо создать механизм серьезного повышения стипендий".
Но с другой стороны известно, что только около 20 процентов выпускников педагогических вузов работают по специальности, примерно четверть вузов не учат, а лишь выдают справки для военкоматов. По данным ректора МГУ, на 10 тыс. человек в России приходится 430 студентов. Это один из самых высоких показателей в мире. Возникает вопрос: нужно ли стране столько?
К счастью, эта дискуссия не затронула другой больной вопрос - взятки при поступлении в вузы. Сейчас, похоже, предлагавшийся как средство борьбы единый госэкзамен отходит на второй план. Но взамен образовательное сообщество пока не разработало своей альтернативы. А разве можно считать эффективным использование 1 млрд. долларов, которые ежегодно перекочевывают из карманов родителей в карманы репетиторов и экзаменаторов? Можно же было бы эти деньги применить с большей пользой - например, на оснащение вуза.
Так кто же прав в этом споре? Думается, обе стороны. Но вот кто их должен рассудить? Самый больной вопрос - зарплата педагога. И уже много лет идет разговор о переходе на новую тарифную сетку оплаты, а проще говоря, о повышении жалованья в разы. Но воз и ныне там. Однако уже сейчас у вузов есть возможности не дожидаться решений на федеральном уровне. А что касается других острых нужд образования разваливающихся общежитий, обнищавшей лабораторной базы - этого наследия тяжелых 90-х годов, - то пути решения есть и здесь. Но всюду мы упираемся в одну и ту же проблему - проблему эффективности управления, создания экономики, построенной на морали, честности и порядочности.
* * *
Только цифры
Расходы на образование в процентах от ВВП
США - 5,7
Италия - 4,7
Германия - 4,6
Южная Корея - 4,2
Россия - 4
Япония - 3,6
* * *
В компании "Майкрософт" работают более 1 тыс. выпускников российских вузов, в Ай-Би-Эм - почти тысяча. На Западе боятся, что мы прекратим готовить для них специалистов.