• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тратьте на здоровье

Родная газета. 2006. № 25. 7 июля

...Эксперты признают президентский указ правильным. Как полагает Сергей Смирнов, директор Института социальной политики Высшей школы экономики, обычный министерский чиновник только к одной рутине и пригоден. И структуру, способную к нестандартным действиям, надо было создать еще до начала реализации нацпроекта. Но с проектом, напомним, очень торопились. Поэтому со структурой опоздали. Обыкновенная история.

Национальный проект "Здоровье" все увереннее всасывает в себя финансовые потоки из госказны. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) уже закупило медицинское оборудование на 10 миллиардов рублей. Но вот незадача - первый же "рейд" Счетной палаты обнаружил, что деньги потрачены отчасти в обход предписанных процедур, а отчасти и вовсе впустую. Впрочем, "Родная газета" еще в марте (N 8 от 3.03.2006) предупреждала, что все так и произойдет.
Последний раз публично об условиях поставок оборудования чиновники Минздрава говорили с месяц назад. Тогда замминистра Владимир Стародубов уверял, что всех поставщиков Росздрав определит на конкурсной основе. Что условия конкурсов написаны и всем понятны. Что госзаказ учитывает, насколько это возможно, потребности регионов и отдельных направлений медицины.
Проверяющие из Счетной палаты увидели совсем иную картину. "Победителями" в конкурсах оказывались поставщики, которые в официальном отборе вообще не участвовали. Хуже того, у некоторых не оказалось даже правильно оформленных лицензий на обслуживание медицинской техники, ими же и проданной. Теперь поликлиники и больницы, одаренные сомнительным оборудованием, будут на стороне искать умельцев, способных чинить узлы и менять агрегаты. Или не будут. И тогда новая медтехника проживет до первой поломки.
Как и предполагали эксперты "Родной газеты", Росздрав неважно справился с ролью госзаказчика. Чиновники покупали оборудование, одним глазом глядя в заявки регионов, другим - в смету. Регионы по многолетней привычке не заказывали вещей нужных и одновременно дорогостоящих - томографов и прочей компьютерной техники. Просили УЗИ- и рентгеновские аппараты, хоть шли наша медицина и так оснащена вполне достойно. Но и тут вышел казус. Только по шести контрактам из 54 Росздрав купил столько и такого оборудования, сколько предлагали выигравшие конкурс поставщики. По остальным договорам закупки были конкурсными лишь на треть. "Госконтракты на поставку диагностического оборудования заключались со значительным (до 200 процентов) увеличением объемов закупаемой продукции по сравнению с объемами, размещенными на конкурсной основе", - сказано в заключении СП.
Хуже того, многое из все-таки дошедшего до больниц оборудования оказалось некомплектным. Так, например, экспертная группа во главе с академиком РАМН Лео Бокерия обнаружила, что большинство УЗИ-алпаратов пригодны лишь для первичной диагносггики патологии в брюшной полости. Рентгеновским аппаратам не хватает проявочных аппаратов, эндоскопам
- микровидеокамер и видеомониторов. А некоторые "новинки" технически устарели.
Говоря короче, у Росздрава не заладилось. А президент Путин тем временем решил помочь и распорядился создать еще одно федеральное агентство - по высокотехнологичной медицинской помощи. Похожую идею в начале июня высказал директор Гематологического научного центра Андрей Воробьев. Логика такова: все равно в ведомстве Михаила Зурабова не умеют толком распорядиться выделенными деньгами. Так лучше их у Минздрава отобрать и потратить на оказание сложной и дорогостоящей медицинской помощи: делать коронарное шунтирование, лечить от рака, имплантировать искусственные суставы. То есть направить финансовые потоки туда, где эффект будет максимально заметен.
Эксперты признают президентский указ правильным. Как полагает Сергей Смирнов, директор Института социальной политики Высшей школы экономики, обычный министерский чиновник только к одной рутине и пригоден. И структуру, способную к нестандартным действиям, надо было создать еще до начала реализации нацпроекта. Но с проектом, напомним, очень торопились. Поэтому со структурой опоздали. Обыкновенная история.