• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Платить профессору его цену

Россiя. 2006. № 25. 13 июля

Разговоры о том, что надо повышать конкурентоспособность наших вузов, ведутся давно. Наши вузы очень сильно недофинансированы. Если мы сейчас доценту российского вуза платим в среднем 12 тысяч рублей со всеми дополнительными заработками, то уровень оплаты его коллеги в американском университете - 5-7 тысяч долларов в месяц. Естественно, преподаватели, имеющие возможность переехать за границу, туда переезжают. А нам, я думаю, начинать надо с выделения группы вузов, по моей оценке их примерно 50, которые сохранили исследовательский потенциал и научную школу. Государство обязано обеспечивать достаточно серьезное финансирование научных исследований и их оплату.

Вообще, нашей стране давно пора восстановить нормальные отношения между обществом и преподавателями. А то общество делает вид, что оно платит преподавателю, преподаватель делает вид, что он вроде работает, а на самом деле отчитает лекции - и сразу куда-то убегает. Эту ненормальную ситуацию должно преодолевать в первую очередь общество, предложив преподавателям, тем, которые достойны этого звания, нормальные контракты и нормальные деньги.

Можно дискутировать о том, как это назвать - доплаты, гранты или просто зарплаты. Но если мы хотим еще несколько лет не просто наблюдать угасание наших университетов, а желаем все-таки, чтобы они восстановились на благо России, нам нужно платить профессору его рыночную цену, т. е. столько, сколько он стоит. Об этом шла речь на VIII съезде ректоров: мы считаем, что сейчас необходимо вывести вузовского преподавателя на оплату порядка 1000 долларов в месяц. Хотя этих денег достаточно будет только для региональных вузов, для Москвы оплата должна быть выше. Тогда мы сможем восстановить нормальный педагогический состав университета, а без этого мы можем только махать кулаками.

Способствует ли Болонский процесс повышению конкурентоспособности российских вузов? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать суть этой системы. С одной стороны, Болонская система - это просто единая шкала измерения квалификации. С другой - она требует обеспечения взаимного признания, взаимного зачета некоторых единиц обучения, так называемых кредитных единиц. Если мы входим в Болонский процесс, это означает, что мы должны читать у себя учебные курсы на том же уровне (или выше), на котором они читаются в ведущих западных университетах. А вот если у нас уровень ниже, нас просто не будут признавать.

Вот, например, в одном вузе курс сопромата состоит из 10 кредитов, а в других - из 8. Тогда специалисты начинают сопоставлять, почему здесь больше. Если выясняется, что за 10 кредитов университет дал меньше знаний, чем другие за 8, такой университет выпадает из рейтинга. То есть Болонская система для российских вузов полезна: она требует, чтобы содержание их курсов по крайней мере было не хуже, чем у соседа. Думаю, сейчас это актуально для 90 % российской высшей школы.

По Болонской системе во многих странах степень магистра получают за год. Формула "4+1" -это вполне простой путь для адаптации многих из наших вузов к Болонской системе. Но не надо забывать, что "4+1" не равно пяти. Это означает, что человек, заканчивая бакалавриат, должен пройти отдельный прием на годичную программу. Когда у нас человек поступает в институт, то он знает, что может пять лет не думать об армии. С третьего курса начинает работать где-то в ларьке и ходить на одну четверть занятий. Это очень знакомая всем нам ситуация. Думаю, что модульное построение учебного процесса, когда после бакалавриата надо заново сдавать экзамены даже в свой вуз, отсечет от дальнейшего обучения тех людей, которые реально не учатся, а просто проводят время. И отсечет их несколько раньше, чем сейчас. И это будет некоторым дополнительным результатом перехода на модульную систему "4+1".

Очень много разговоров и о сокращении бюджетных мест в вузах, несмотря на то что у нас высшее образование получают ровно те, кто хочет. Весь вопрос в доступе в хорошее учебное заведение. То есть центральной проблемой становится не количество бюджетных мест вообще, а качественное образование. Именно оно является остродефицитным. Попробуйте поступить в Бауманку, в МГУ или в Питерский университет. Это не так просто, хотя никто там бюджетные места не сокращал. Как никто не сокращает бюджетные места в Высшей школе экономики, которую я представляю. Наоборот, мы их увеличиваем. Но все равно поступить в такие вузы очень сложно. Думаю, что качественные учебные заведения принимают у нас не 205 человек и не 170 человек на 10 000 населения, а дай бог, чтобы 10. И надо думать над тем, чтобы эту цифру расширить хотя бы до 50.