• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дом с советом Вслед за Торонто москвичи учатся жить по-соседски

Российская газета. 2006. № 218. 29 сентября

...Промежуточной формой, когда люди учились бы постепенно управлять своим домом, могли бы стать соседские сообщества, - считает Елена Шомина, профессор кафедры публичной политики Высшей школы экономики, признанный автор книг по проблемам жилищного самоуправления...

Москвичи не торопятся выбирать управляющие компании, которые вместо ДЕЗов могут взять под свою опеку их дома. Скорее всего к "часу икс", который наступит в январе 2007 года, подавляющее число столичных владельцев квартир так и не сделают своего выбора, констатировал недавно руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Артур Кескинов.
По мнению специалистов, у слабой жилищно-коммунальной активности москвичей две причины. Первая состоит в том, что в общем и целом большинство из горожан устраивают услуги, оказываемые ДЕЗами, а от добра, как известно, добра не ищут. Вторая причина - чисто психологическая. Далеко не все владельцы квартир готовы создавать те же товарищества собственников жилья, которые считаются лучшей формой самоорганизации. В основном жильцы ссылаются на нехватку опыта.
- Промежуточной формой, когда люди учились бы постепенно управлять своим домом, могли бы стать соседские сообщества, - считает Елена Шомина, профессор кафедры публичной политики Высшей школы экономики, признанный автор книг по проблемам жилищного самоуправления.
Елена Сергеевна не просто теоретик. Она лично создала соседское сообщество в своем доме, расположенном в районе Речного вокзала, еще в 1997 году. Дом был таким, каких много: с облезлыми стенами в подъезде, с чуть теплой водой вместо кипятка из крана в квартире, благоухающими мусорными баками прямо под окнами... Чтобы жить "по-человечески", нужно было что-то делать.
Начать объединяться с соседями Шомина решила с помощью чая и пирогов, на которые и созвала желающих. Соседи откликнулись. Обсудив волнующие всех проблемы, решили выбрать совет подъезда. Самые инициативные, засучив рукава, принялись наводить порядок на этажах, установили тесные контакты с ремонтной эксплуатационной организацией, провели ремонт, стали выпускать стенгазету с жилищно-коммунальными новостями. Теперь даже маляры не начинают красить стены, не обсудив их цвет с советом. Постепенно подъезд и двор преобразились, из кранов потекла вода нужной температуры, баки спрятались за деревья - жизнь стала намного комфортнее.
- Хотите навести в своем доме порядок, начинайте с создания таких же советов, - призывает Шомина и подчеркивает: - Для их организации не нужно никаких разрешений, помещений и особых средств.
Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выделяет различные уровни самоуправления: подъезд многоквартирного дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон. Самым необходимым уровнем самоорганизации жителей Шомина считает именно Совет подъезда: "Он может стать первой ступенькой участия жителей в решении вопросов, непосредственно касающихся их. Речь идет о том, как, собственно, выглядит подъезд: чистый ли, достаточно ли освещен, безопасен ли для жителей".
По ее словам, контроль за содержанием дома и его управлением - это уже компетенция домкомов. Именно им в Москве даны права контроля за качеством жилищных и коммунальных услуг. "Комитеты (советы) территориального общественного самоуправления способны брать на себя решение ряда крупных задач, - уточняет Шомина. - Они могут решать с властями, как лучше благоустроить территорию, какие деревья и где сажать, какие постройки сносить, а какие трогать нельзя. Если возникла "пожарная" ситуация, эти организации подготовят грамотные протесты против размещения на территории, скажем, нежелательных зданий, прокладки автомагистралей, уладят вопросы по согласованию проектов с жителями, как этого сегодня требует Градостроительный кодекс".
Первые соседские сообщества, отмечает Шомина, появились в начале прошлого века в Скандинавских странах. Сейчас эти формы местного самоуправления широко развиты в Америке, Канаде, Польше, Чехии, Венгрии, Румынии, Латвии...
- В Канаде, например, как я убедилась, соседские центры есть в каждом районе города, - рассказала корреспонденту "РГ" Шомина. - Там эта организация представляет собой своеобразное сочетание Центра социальной поддержки, клуба по интересам и штаб-квартиры разных общественных организаций микрорайона. Главная цель - помочь жителям реализовать свои инициативы, научить отстаивать права и многое другое.
Как-то Елену Сергеевну пригласили на "фандрайзинговый обед" (мероприятие по сбору средств), организованный в одном из ресторанчиков Торонто. Там присутствовали 500 гостей - активисты организаций жителей и вип-персоны. Особой популярностью пользовался благотворительный аукцион. Среди прочего на продажу на нем выставили "ужин на четверых в ресторане" и "номер с завтраком на ночь" в роскошном отеле. В итоге их получили малоимущие пенсионеры. Всего же к концу аукциона было собрано более 50 тысяч канадских долларов, которые пошли на оплату первого года обучения в университете четверых молодых людей, активистов соседского сообщества. Решено, что эти ребята станут юристами, социологами и психологами и после окончания учебы будут оказывать помощь своим соседям.
- Увы, - сетует Шомина, - пока московским соседским объединениям не до таких благотворительных акций. Многие из них создаются на волнах градостроительных конфликтов и протестов против точечной застройки. Но не все. Сейчас в столице действует до 100 разных соседских сообществ. Их активно поддерживает правительство города, понимая, что без инициативы снизу управление сверху неэффективно.