• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2006. № 16:01. 5 октября

Народ у нас - не источник власти, а объект потребления, который должно стричь, а если понадобится, то и резать

Иван Иванович, РАО ЕЭС заявляет, что этой зимой энергодифицит в Москве возникнет уже при -18, а не при -30 градусах, как было в прошлую зиму. Модернизация сетей и введение новых мощностей идут явно недостаточными темпами, основной объем запланирован только на 2007 год. РАО ЕЭС призывает промышленных потребителей газа перейти на уголь и мазут. При этом московские власти лишь выражают надежду, что серьезных проблем все же удастся избежать. Это при том, что в мае было подписано соглашение между Мосэнерго и Правительством Москвы о совместном финансировании модернизации электроэнергетики в городе. Почему же в таком случае мы опять подходим к зиме по сути неподготовленными? Это в Москве, где проблем с финансами нет.
Здесь несколько обстоятельств. Я думаю, что основное в этих высказываниях кроется в бюрократических уловках. Дело в том, что цена вопроса сегодня слишком велика. Я имею в виду цену вопроса сохранения должности, которые занимают и московские власти, и руководство РАО ЕЭС: когда каждая из сторон стремится обезопасить себя, имеет возможность при возникновении каких-либо проблем сказать: «Я же предупреждал, я же говорил, я же на это указывал!». Позапрошлым летом первый такой тревожный звоночек прозвенел, что не все в порядке с электрической инфраструктурой – все мы помним Москву летом. В этом году эти звоночки звенят вновь – отключение электроэнергии в Химках позавчера, вчера в центре города я сам присутствовал при том, как выключилось электричество в магазине примерно на 5-7 минут – все кассы книжного магазина на Полянке кроме трех – встали, соответственно, охранные рамки отключились, кондиционеры, не видно ничего, т.к. окна - заставлены. Да, мощности изношены, да проблемы могут возникнуть в любую минуту и дело не в том, чтобы прикрыться предупреждениями, а в том, что их надо обновлять, причем срочно. С другой стороны, я думаю, что, может, не виновником, но причиной такой ситуации являются обе стороны: как РАО ЕЭС, так и Московское правительство. Не секрет, что в центре города, где проблемы с энергетикой всегда были достаточно напряженными, в последние пару–тройку лет было построено множество новых домов. Понятно, что новые дома оснащены системой кондиционирования и современными системами освещения, требуют намного больше энергии, чем требовали здания раньше. Утверждая любой проект нового строительства, московское правительство должно было обязывать подрядчиков и риэлторов брать на себя определенные сервитуты по модернизации и укреплению городской инфраструктуры, но в должном объеме это не делается – проще договориться, чем строить. Вот и получалось, что не брались с девелоперов деньги на эти цели или брали, но мало или тратили на другое. Это как со стоянками – центров торговых и офисных понастроили и все улицы в машинах вдоль тротуара в два ряда. Подземные же – либо маленькие, либо такие дорогие, что клиенты не хотят пользоваться. А не отвечает за это – никто, хотя ответственные - вот они – перед глазами. С другой стороны, понятно, что РАО ЕЭС явно увлеклось корпоративными делами и своим собственным реформированием в ущерб своей основной работе по обновлению и развитию мощностей. Казалось, что наследства СССР хватит до того момента, как все будет продано, деньги будут получены, поделены, по карманам рассованы и можно будет смело умыть руки и сказать, что больше меня это не касается. Сейчас видно, что вовремя это сделать не удается. И реформа запаздывает и мощности изнашиваются быстрее и оборудование и услуги – подорожали. Вот ситуация и стала непростой, а каждая из сторон пытается себя обезопасить, чтобы не дай Бог, их право распоряжаться активами, в одном случае городскими, в другом случае энергетическими, не было подвергнуто опасности. Эта проблема была, есть и будет. Она была и в советское время, просто в советское время эти инфраструктурные проблемы не выходили на уровень публичного обсуждения и решались другими путями. Понятно, что РАО ЕЭС нормально не инвестировало на протяжении прошедших пятнадцати лет и не потому, что не хватало денег, а потому что тратили их на зарплаты и на выкуп собственных активов, чтобы на сторону не ушли. Понятно, что после московского блекаута позапрошлым летом была проведена проверка, было выявлено реальное состояние, стало понятно, что состояние оказалось намного хуже, чем мнилось, но сделано то опять было мало. И не только потому, что особенно и не хотелось, но и из-за того, что исправить все быстро- очень трудно. Здесь ведь не только вопрос денег, не только вопрос желания, но это и вопрос возможностей и времени. Это вопрос имеющихся мощностей по производству соответствующего оборудования, которые резко снизились из-за отсутствия спроса в течение более, чем десятилетия. И по монтажу соответствующего оборудования мощности растеряны и по строительству - переключились на жилье, на то, что дает больше, да и проектные организации РАО ЕЭС находятся в довольно убогом состоянии. Так, что подобные заявления - это признак того, что с важнейшими задачами технического обеспечения инфраструктуры ни московские власти ни РАО ЕЭС не справились и ответственность с себя снимают.
Но если в Москве такая ситуация, что же тогда делается по всей России?
Мы уже видели, что происходит, когда зимой целые города приходилось эвакуировать. Конечно в стране все еще хуже, но при этом Москва – концентрация не только денег, но и концентрация спроса на энергию, то есть, в среднем ситуация в других городах может быть и чуть лучше и чуть хуже. В большинстве случаев ситуация хуже, но не в разы.
Главная проблема в том, что нормальных взаимоотношений между городскими властями и хозяевами инфраструктуры, нет, не сложились они. Каждый занимался своими делами, набивал свои собственные карманы. С другой стороны, это и проявление того, что государство устранилось от своих функций по контролю над выстраиванием таких отношений. Понятно, что местные власти пока совсем плохо не будет, ничего делать не хотят, потому что никто их не заставляет и уже накоплен хороший опыт, как ресурсы использовать совсем в других целях. Общественного мнения – никто не боится, у федералов руки до всех дойти и не могут, да и не должны. Ясно, что вводить чрезвычайное положение и устраивать какие-то комиссии с особыми полномочиями – не сработает. Скорее ситуация говорит о том, что наши институты не соответствуют до сих пор той социально-экономической системе, которую мы формируем. Раньше взаимодействие местных властей и инфрастуктуры обеспечивалось как бы автоматом, через партию, которая «проявляла заботу о населении». А сейчас – кому оно, это население интересно? Выборы научились выигрывать за счет специальных технологий, с центром – можно выстроить отношения, основанные на преданности и многое тебе простится. Делаем вид, что демократия в рыночных условиях за счет игры рыночных сил и активности гражданского общества все решит сама. Да, только нет ведь ни рынка, ни гражданского общества, не народились еще даже за 15 лет и не получается, чтобы местные власти заботились о своем населении, умело играя на поле конкуренции инфраструктурных компаний. Это все чепуха, мы видим, что этого нет, даже намека на это нет, совсем все по-другому получилось и перспектив-то – не просматривается. Эти отношения не выстраиваются, не укрепляются, а деградируют. Раньше что-то делалось по инерции, и было опасение, что если что-то случится, всем дадут по шапке. Мы уже увидели, что что бы ни случилось, даже то, что и представить себе было нельзя десять-пятнадцать лет назад, - все остались на месте, никто не был наказан, всему нашлось объяснение, все люди стерпели. Вот и получается, зачем и ради чего что-либо делать?
А в новых условиях можно будет выстроить эту эффективную систему взаимодействия?
Конечно, ведь во всех странах она выстроена. Просто мы не живем при капитализме и демократии, мы имитируем эту жизнь, мы также как и раньше качаем вагон, чтобы создавалась иллюзия движения. Пока элита, как политическая, так и с экономическая больше думают о себе. Вопрос социальной ответственности власти перед обществом даже и не поднимается. Да эта ответственность уже никем и не ощущается, а обществом – даже и не ожидается. Государство – отец или мать, которые могут что-то сделать, а могут и не сделать. Жесткого отношения общества к государства нет, и места ему даже и не видно. Есть патернализм, который уже привел к тому, что они живут каждый в своем замкнутом мире, вне государства, опять рассматривают его как нечто внешнее, чуждое, не свое, не контролируемое и не отчетное. Для государства общество – поляна, на которой можно зарабатывать, равно как и для бизнеса. Просто государство кроме денег зарабатывает власть и влияние, а бизнесу в последние 6-7 лет это запрещает – оставляя одни деньги. В любом случае народ у нас - это не источник власти, а объект потребления, который должно стричь, а если понадобится, то и резать, держа его на холодке, в грязи, без горячей, а иногда и холодной воды. Жаль только, что самолетов МЧС на всех не хватает, да и не очень понятно куда потом всех вывезенных девать.