• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выйти из "тени" И ОМС нужна конкуренция

Санкт-Петербургский курьер. 2006. № 49. 8 декабря

Система российского обязательного медицинского страхования (ОМС) была порочна изначально. Так считает первый проректор Государственного университета Высшей школы экономики Лев Якобсон.

Система российского обязательного медицинского страхования (ОМС) была порочна изначально. Так считает первый проректор Государственного университета Высшей школы экономики Лев Якобсон.

- Вот перешла страна в свое время на CMC. Л кто из вас это почувствовал? Полагаю, что никто. Вот страховщикам сейчас очень удобно. Они ни на что не отвечают, зато через них проходят деньги, которые отчасти оседают в их карманах. Пет реальной возможности выбора, конкуренции нет не только в системе обязательного, но и добровольного медицинского страхования.
- Лев Ильич, в Германии наряду с добровольной имеется государственная система медицинского страхования - АОК. Она работает четко и понятно, вероятно, потому, что государство заинтересовано в здоровье граждан, считая его национальным достоянием. Застрахованные в рамках АОК немцы идут к врачу и за визит ничего не платят, лекарства покупают только по рецепту, но не за полную стоимость, а по фиксированной цене. Другое дело, что там с граждан удерживается достаточно большой налог на медицину. Может быть, и нам пойти по этому пути?
- Ну, в Германии сейчас тоже идет реформа здравоохранения, и ею недовольны как врачи, так и пациенты. Но в смысле конкуренции Германия - очень хороший пример. Там со времен Бисмарка есть больничные кассы. Это вариант обязательного медицинского страхования. Гражданин может выбирать подходящую ему кассу. Он сам не платит врачам, но действительно платит налог. Поскольку есть конкуренция между больничными кассами, то они заинтересованы, чтобы человек со своими деньгами пришел именно в их кассу. Когда задумывалось наше ОМС, имелось в виду нечто подобное. Но ничего не получилось при таких маленьких деньгах, которые не создают настоящих стимулов ни для страховщиков, ни для медицинских учреждений. То есть нужна конкуренция не с частным сектором, а внутри государственного сектора, когда вам стараются оказать больше услуг за деньги, которые затем оплачивает государство.
Медицинский налог - это сложный вопрос. Идеологически правильно, что пенсии и медицинское обслуживание финансируются из отдельного налога, в этом и состоит принцип страхования: деньги идут не вообще из бюджета, а из отдельного внебюджетного фонда. Но налог этот привязывается к зарплате. Так не только у нас, так всюду. Что значит повышение налога? Увеличение налога на зарплату. А у нас огромная часть зарплаты "в тени". Высокий Единый социальный налог (ЕСН) затрудняет вывод зарплаты из этой "тени". У немцев нет такой проблемы. Поэтому у нас жестокая дилемма: либо снижать ЕСН, но тогда увеличивается "дыра" в Пенсион ном фонде и в системе ОМС, либо повышать ЕСН, но тогда мы замедляем вывод зарплаты "из тени". Думаю, пока надо действовать прагматично. Нам вывод зарплаты из "тени" важнее. Поэтому не надо повышать ЕСН и не надо его снижать, компенсируя потери прямыми затратами из бюджета, что, увы, снижает эффективность функционирования и пенсионной системы, и ОМС. В тех специфических условиях, в которых мы находимся, это меньшее зло.
- Каким должно быть соотношение платных и бесплатных медицинских услуг?
- Пора прекратить стихийное замещение бесплатных услуг платными. Л этим занимаются даже муниципальные поликлиники и больницы. Такой рынок платных медицинских услуг должен быть регулируемым, на нем должны быть свои механизмы подконтрольности, ответственности. Нужно довести финансирование муниципального здравоохранения с нынешних 2,9% до 4-4,5%. Это трудно, но посильно. И конечно, каждый год увеличивая финансирование, важно не забывать об институциональных реформах.