• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Одна нога здесь, другая - net На конференции в Москве психологи обсудили проблему раздвоения личности в интернете

Новая газета. 2006. № 95. 14 декабря

...И еще смешнее звучит выступление профессора, декана факультета государственного управления ГУ "Высшая школа экономики" Алексея Барабашева. Он говорит:
- Сколько встреч в течение дня я мог бы отменить с помощью картинки и текста! Не приезжать на работу, не мучиться в пробках - мечта... Минимизировать излишнее перемещение. Мы технически можем общаться со всей планетой, но психологически не готовы к этому...

Говорил когда-то Вернадский об окутывающей Землю оболочке сознания - ноосфере. Похоже на интернет, правда? Интернету российскому 16 лет - проблемный возраст, самое время обратиться к психологам.
Галина Мурсалиева , обозреватель "Новой": "Можно ли оценить ущерб, нанесенный хакерами, взламывающими не банки, а сознание?"
А они взяли да и сами его пригласили на встречу вместе с "родителями" - ведущими специалистами по информационным технологиям, основателями первого российского проекта сети "Редком". Еще на встречу пригласили самых мыслящих гуманитариев России, а также специалистов естественных наук и социологов - очень уж сложный подросток попался.
Интернет, с одной стороны, стал уже инструментом, помогающим человеку осваивать мир, развиваться. Но, с другой стороны, сам человек оказывается "встроенным" в этот инструмент - психологи фиксируют патологическое влияние интернета и все серьезнее говорят о проблеме зависимости от него. И вот эта другая сторона превращает инструмент в объект исследования. Так примерно обозначил цель встречи ученых декан факультета психологии МГУ профессор Юрий Зинченко, открывая "круглый стол "Интернет и сознание". Ведущий - завкафедрой психологии личности МГУ профессор Александр Асмолов - объявил о том, что встреча пройдет в формате "мозгового штурма". Гости послушно согласились: "хозяин - барин" , тем более если этот хозяин еще к тому же и юбиляр.
Мозговой штурм, приуроченный к 40-летию первого российского факультета психологии - психфака МГУ, - начался.

Хомо мобилус
- Электронное сознание проникает во все поры жизни, изменяя поведение людей, - сказал профессор, декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Он привел примеры: мобильные телефоны стали восприниматься как доступность немедленного знания, они превращаются в важный элемент доступа не только к интернету, но и к телевидению, и к мобильному варианту газет. Изменились образ жизни, восприятие пространства и времени. Вопрос ли это для психологов?
- Вопрос! - уверяет ведущий "круглого стола". - Мы часто говорим о том, что новые моменты в жизни приводят к изменению мотивации. К каким изменениям придет человек мобильный? Не станет ли он действовать настолько быстро, что не будет успевать думать? Никто не анализировал "скородумание" , оно может быть как проигрышным, так и выигрышным...
В выступлении Ясена Николаевича есть как минимум еще два пласта. Он говорил о проблеме экологии интернета - это одновременно и кладовая знаний, и огромное мусорное пространство.
- В виртуальном мире ответственность, увы, тоже виртуальная, - подытоживает ведущий.

Морфиус
Одна из великих опасностей интернета - отлет от реальности. Во многих фантастических романах путешественники не могут вернуться назад с придуманных планет. И если вспомнить "Затерянных в океане" Майн Рида, то у нас сегодня могут возникнуть затерянные в интернете. Зачем зашел - забыл, потому что сидел всю ночь в каких-то форумах, цеплялся за ссылки и ушел в итоге туда, куда никогда и не думал попасть? Специфика ли это интернета? А у Цветаевой, помните: "глотатели пустот"? Человек "зависающий" - он может зависнуть где угодно.
Интернет тревожит ученых всерьез, и темы, "накидываемые" психологами в общую копилку мозгового штурма, могут быть и не все по адресу. Какая-то часть списка потерь, поджидающих человека, "живущего в виртульной реальности" , на мой взгляд, легко осыпается. Вот названы опасности: в интернете "низкая контекстуальность, выхолощенные тексты" , но таких и в бумажном варианте сколько угодно, правда же? "Уходит медленное чтение" - не с телевидения ли все-таки этот процесс начался? "Дети отучаются размышлять, выполнять серьезные задания, потому что из интернета можно скачать любой реферат, даже о смысле жизни"... Но, может быть, вы помните слова из фильма "Доживем до понедельника": "А Сыромятников списывает, чужое счастье ворует... ". Не было бы интернета, списывали бы по-прежнему. Те, кто списывал, теперь скачивают.
Вот еще сказано, что "... способ работы интернета - благо, которое может вести к функциональной безграмотности!". На такие вещи с иронией отвечает ведущий "круглого стола" Александр Асмолов: "Скажите, а способ автомобильного передвижения - не ведет ли он к функциональной атрофии ног?".
И еще смешнее звучит выступление профессора, декана факультета государственного управления ГУ "Высшая школа экономики" Алексея Барабашева. Он говорит:
- Сколько встреч в течение дня я мог бы отменить с помощью картинки и текста! Не приезжать на работу, не мучиться в пробках - мечта... Минимизировать излишнее перемещение. Мы технически можем общаться со всей планетой, но психологически не готовы к этому...
Предупреждение психологам: будет отмирать привычка общения. Нужно максимально освободить от перемещения тело в пространстве.
Как такого выступающего не понять? За окном - мертвая пробка... Москва стоит.
Но следует ремарка по поводу виртуального офиса: после видеоконференций люди ездят к психологам, а иногда и к психиатрам... Об этом говорит профессор, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ Анна Леонова. Массовая профилактика потребителей интернета
- ее поле деятельности. Статистика удивительная: не подростки, которые, казалось бы, могли действительно оказаться "затерянными" в океане рунета, вызывают беспокойство. "Чемпионы" - программисты и топ-менеджеры - именно они не могут самостоятельно вернуться в реальность. К 30 - 35 годам "виртуальноживущие" испытывают стрессы и жесточайшие депрессии.

Хакеры сознания
Через интернет можно в массовом порядке изменить рефлективное поведение людей. Можно получить интернет-травму (термин Александра Асмолова).
- В чатах, на форумах сидит огромное количество чем-то ущемленных, озлобленных людей, - говорит доцент факультета психологии МГУ Сергей Ениколопов. - Их гнев поначалу - это гнев на все, он никак не опредмечен. А потом они находят сайты, где все структурировано, предметы для гнева четко обозначены. Мало исследовано, кто и что стоит за этими сайтами ненависти...
- Вместе с интернетом возникает пока неизведанное и непонятное для нас изменение сознания. Что мы получим в результате - коллективный разум или коллективное безумие? - задал вопрос ведущий.
Если таких вопросов не ставить всерьез, можно в итоге и не понять, что получим...
- Видите ли, я технолог, я из тех, кто строил интернет. Это инструмент, и он сильно изменил нашу жизнь, - взял наконец слово "родитель" , Алексей Солдатов, профессор, декан факультета нанотехнологий и информатики МФТИ, директор Института информационных систем НЦ "Курчатовский институт" , в котором осенью 1990 года и родился российский интернет (именно там впервые произошло соединение отечественного "РЕЛКОМА" с глобальной Сетью), - но так же сильно когда-то изменили нашу жизнь аэропланы. Чем они были вначале? Спортом, цирком. И только потом, когда их стали использовать для перевозки, появились правила. Информация - это товар. Уже можно перекинуть все ресурсы из Токио и обратно за мгновение. Уже есть виртуальные коллективы... Остается принять закон всем странам, где есть интернет, о том, что информация - товар.
Появятся виртуальные таможни? Это спасет от интернет-травм? Можно ли оценить ущерб, нанесенный хакерами, взламывающими не банковские системы, а сознание? Одни вопросы...

Пароль на память
Марат Гуриев, профессор, директор государственных программ IBM, - еще один "родитель". Он с самых первых дней российского рождения интернета занимался внедрением его в образование.
- Если система будет сложнее, чем человек, человек окажется кроликом перед ней, - сказал он. - Надо наращивать память человека. Компьютер не понимает, как можно что-то забыть. Не назвали пароль, скажет: "Не пущу". Мы уже отказались от бумажных записных книжек, все ему доверили, а он нас рассматривает как менее сложную систему - внутрь не пускает! Ему-то память не отказывает - в этом начинают проявляться новые сюжеты. И мы вооружаемся: мобильник с памятью, чипы всякие - мы попадаем в подчинение машинам. Оптимисты, правда, утверждают, что этого не произойдет, память будет имплантироваться... Но все эти процессы - колоссальные проблемы для психологов.
... Конечно, было много сказано о "подростке" и хорошего.
- И все-таки при всем техническом всесилии интернета надо понимать, что мы не люди-матрицы, а личности, - сказал ведущий, - не мы живем для него, а он для нас.
Что в принципе тоже - большой вопрос. Штурм на этом прекратился. Мозг устал. А сознание, наверное, расширилось...