• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Белтрангаз": Москве не отдадут ни пяди

ИА МиК (Маркетинг и консалтинг). 13 декабря 2006

Белорусская политическая элита продолжит обманывать «крутых», но наивных бизнес-партнеров из Москвы.
В последние недели в российском экспертном сообществе возникло ощущение, что борьба ОАО «Газпрома» с руководством Белоруссии за 50% акций белорусского газового монополиста «Белтрансгаз» близка к успешному завершению.

Белорусская политическая элита продолжит обманывать «крутых», но наивных бизнес-партнеров из Москвы.
В последние недели в российском экспертном сообществе возникло ощущение, что борьба ОАО «Газпрома» с руководством Белоруссии за 50% акций белорусского газового монополиста «Белтрансгаз» близка к успешному завершению. Прозвучавшее 28 ноября заявление Владимира Путина о признании Москвой и Минском суммы оценки «Белтрансгаза» формально завершила основную дискуссию о создании на базе «Белтрансгаза» газотранспортного СП, что позволило большей части наблюдателей уверовать, что теперь Александр Лукашенко никуда не денется: впереди зима и официальный Минск будет вынужден пойти на соглашение с «Газпромом». Между тем, стоило бы напомнить, что история российско-белорусских отношений последних 15 лет изобилует примерами, когда даже подписанные и ратифицированные договоры не выполнялись или выполнялись частично. В данном случае, надежды, что вновь созданное СП заработает, явно отсутствуют.
Что такое «Белтрансгаз»? Основательно проржавевшая труба (по две регулярных аварии в месяц) через которую переправляется в Польшу и Германию только 7-8% всего западного российского газового транзита. По лежащей рядом газпромовской трубе «Ямал – Европа» перекачивается в три раза больше. Казалось бы, столь «гнилым активом» можно было бы пренебречь, если бы не в руках «Белтрансгаза» не находились функции оператора газового транзита «Газпрома» через белорусскую территорию. А это уже внешнеполитический ресурс — рычаг давления на Москву, который Лукашенко никогда не отдаст.
Имеется и экономический интерес. Дело в том, что, получая на свой баланс российский газ по цене $ 46,68, «Белтрансгаз» перепродает его белорусским потребителям почти в два раза дороже. Маржа составляет от $ 600 до $ 800 млн. в год. Эти деньги не проходят через белорусский бюджет. При создании СП маржа «выплывет» на поверхность и одновременно «уплывет» из рук белорусского руководства — Лукашенко на это никогда не пойдет.
Кроме того, «Белтрансгаз» мифологизирован белорусским политическим истеблишментом. Считается, что ОАО «Белтрансгаз» — это основа жизнедеятельности Республики Беларусь, признак ее экономического суверенитета. Идя на приватизацию «Белтрансгаза» Лукашенко публично признает, что его «дожали», и он «уступил» российской правящей элите, что идет вразрез с его личным политическим кредо — не уступать основные госпредприятия российскому «криминальному» капиталу.
На самом же деле от этого важнейшего внутриполитического ресурса Лукашенко никогда не откажется. Белорусское руководство продаст «Белтрансгаз», реально ничего не продавая, и будет делать это неоднократно в течение долгого времени. До 31 декабря осталось три недели и у Минска на руках несколько сценариев, и все они исключают создание реального СП. Лукашенко никогда не играл, не играет, и не будет играть с Москвой в честную и равноправную игру.
К примеру, в случае, если белорусская сторона соглашается с одним из сценариев оценки «Белтрансгаза», предложенных голландским оценщиком, то оформление пакета документов действительно произойдет к 1 января 2007 года. Будет учреждено СП. Российская сторона получит право участия в функции оператора не только белорусской газовой трубы, но непосредственно газпромовского газопровода «Ямал – Европа». С 1 января 2007 года Белоруссия начнет получать газ по $ 100-130 за 1000 м.куб. Попутно спустится на тормозах нефтяная проблема. Энергетический баланс Союзного Государства будет подписан и утвержден. В итоге подрастет капитализация «Газпрома».
Однако, стоит напомнить, что за два десятилетия развития экономической интеграции между Россией и Белоруссией не «прижилась» ни одна российско-белорусская корпорация («Славнефть» продана), не «удержалось» ни одно совместное предприятие с белорусским государством — держателем производственных активов. В пропагандистском плане «совместное предприятие с Александром Лукашенко» в мире бизнеса смотрится весьма экзотично. Фактически, СП в своей работе будет вынуждено опираться только на добрую волю белорусского президента, что ставит огромные финансовые и производственные ресурсы под угрозу субъективных «простых» решений, отражающих переменчивое настроение первого лица белорусского государства.
Кроме того, деловая атмосфера Республики Беларусь остается одной из самых тяжелых в Восточной Европе. Здесь используется «золотая акция» с предельно расширенными и не имеющими аналогов в мировой практике возможностями (ввод акции позволителен на любом предприятии, размещенном на белорусской территории, независимо от формы собственности и доли государства в его капитале). Налогообложение в Беларуси составляет 133 рубля от 100 рублей выручки; система контроля и проверки бизнеса переведена в режим постоянного мониторинга; существование бизнес – сообщества (крупный и средний капитал) целиком зависит от доступа к администрации Лукашенко и т.д.
В итоге, создание газотранспортного СП еще не означает, что предприятие будет допущено до реальной работы и сможет обеспечить контроль над российским газовым транзитом в Центральную Европу. Ничто не помешает белорусскому руководству периодически шантажировать «Газпром» вводом «золотой акции» в СП, что попутно позволит демонстрировать белорусским номенклатуре и директорату новые «рычаги давления» на Москву, находящиеся в руках Лукашенко, организовывать фактическую «блокаду» СП проверками, судами и штрафами, чинить препятствия в работе Совета директоров. Фактически, белорусское руководство ничего не теряя, а, наоборот, получая солидную экономию в газовой цене на 2007 год, приобретает новое политическое поприще по противостоянию с российским руководством, продолжая и дальше разыгрывать два сценария: популистский для населения страны («не отдадим народного достояния») и номенклатурно-заговорщеский для высшей белорусской номенклатуры — «продавать, не продавая».
Вывод для России очевиден — работая с белорусским руководством в формате бизнес-решений и оперируя рыночными ценностями, руководство ОАО «Газпром» стратегически проигрывает, приобретая за огромную сумму актив, который невозможно купить и, тем более, воспользоваться. Увеличение капитализации «Газпрома» не перекроет возникших в ближайшем будущем финансовых убытков и новых политических рисков. Руководство «Газпрома» будет втянуто в новый бесконечный раунд по «оживлению» газотранспортного СП, что не помешает Минску получать вновь льготируемый газ. В итоге, к осени 2007 года ситуация вернется не в просто исходное (конец ноября 2006 г.) положение, а еще более усугубится, т.к. А. Лукашенко получит дополнительный ресурс для шантажа российского руководства в разгар избирательной кампании в РФ.
При этом до сих пор не исключен кризисный сценарий, когда белорусское руководство, надеясь на поддержку ЕС, рискнет выйти в 2007 без газового контракта. Тогда в результате жесткого противостояния Белоруссия в 2007 году начнет покупать российский газ по $ 200 за тысячу м.куб. Экономический рост прекратится, часть предприятий будет остановлено, но в целом белорусская экономика переживет ценовой шок, в результате которого «обиженный» Лукашенко останется с ОАО «Белтрансгазом» и возможностью править вечно.
Так что, Кремлю рано праздновать победу. Москва и Минск только приближаются к полномасштабному российско-белорусскому кризису.