• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Где рубль крепче

SmartMoney. 2006. № 40. 18 декабря

...Трудности перевода возникают постоянно. «Однажды в парижской штаб-квартире ОЭСР французы при мне поспорили с итальянцами: какой товар-представитель выбрать для вина—божоле или кьянти»,—вспоминает профессор Высшей школы экономики, в прошлом сотрудник Госкомстата Алексей Пономаренко. Методика ППС позволяет более рельефно оценить истинный размер экономики разных стран. Разница с прямолинейными оценками по биржевому курсу внушительная...

Субботним вечером билет в московский кинотеатр «Октябрь» обойдется вам в 250–300 руб. В Перми тоже есть «Октябрь», и это один из лучших кинотеатров города, но там даже в уик-энд больше 170 руб. на билет не потратишь. Это лишь один из множества примеров, когда цену товара или услуги одного качества определяет география. А можно ли оценить, насколько лучше или хуже живут пермяки по сравнению с москвичами?

БИЛЕТ В КИНО И ПАРИТЕТ
При международных сопоставлениях экономистам приходит на помощь концепция паритета покупательной способности (ППС). Для сравнения уровня жизни в разных странах необходимо сделать сопоставимыми цены на потребляемые землянами товары и услуги. Обменные курсы валют—не самый надежный ориентир, ведь даже продаваемые по всему миру за доллары сырьевые товары (нефть, зерно, микрочипы) и их производные в разных странах стоят по-разному. Где-то из-за разницы в налогообложении, где-то из-за субсидий потребителям, а где-то из-за того, что компании готовы пожертвовать маржой ради победы над конкурентами. Еще больше усложняет сопоставление тот факт, что на торгуемые товары приходится от трети до половины оборота потребительских рынков и уровень цен в значительной мере определяется ценами на продукцию, которую в принципе невозможно экспортировать,—от услуг ЖКХ и парикмахерских до свежих овощей с пригородной грядки. Вот и получается, что на рубль в России можно купить больше, чем в США на эквивалентную (по текущему обменному курсу) сумму в американских долларах.
Самый авторитетный источник курсов валют по ППС, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), отслеживает более 4000 наименований товаров и услуг, а процедура уточнения паритетов занимает два года. Проблема не только в огромном массиве данных, но и в их анализе. Ресторан в Гонконге и Лагосе—это одно и то же? Как сравнивать цены на автомобили в Швеции и России? Если считать автомобилем тольяттинские «Лады», то надо искать страну, где продукция ВАЗа тоже присутствует на рынке, например Египет. Трудности перевода возникают постоянно. «Однажды в парижской штаб-квартире ОЭСР французы при мне поспорили с итальянцами: какой товар-представитель выбрать для вина—божоле или кьянти»,—вспоминает профессор Высшей школы экономики, в прошлом сотрудник Госкомстата Алексей Пономаренко. Методика ППС позволяет более рельефно оценить истинный размер экономики разных стран. Разница с прямолинейными оценками по биржевому курсу внушительная. Российский ВВП на душу населения в 2006 г. достигнет, по оценке ОЭСР, $6861 по обменному курсу и $11 904 по ППС. Это сразу переводит Россию из категории стран с низкими доходами (по классификации Всемирного банка) в группу «середняков».
Если воспользоваться концепцией ППС для сопоставлений уровня жизни внутри одной страны, метаморфозы могут оказаться не менее поразительными.

ПОЧЕМ ДОЛЛАР В БОСТОНЕ
США—богатая страна, и там меньше, чем в России, озабочены проблемами депрессивных регионов. Но это не значит, что покупательная способность доллара везде одинакова. Профессор Школы права Нью-Йоркского университета Майкл Шилл однажды с прискорбием обнаружил, что доллары, которые он зарабатывает в своем мегаполисе, не такие весомые, как в американской глубинке. По крайней мере в сфере расходов на жилье: аренда, оплата коммунальных услуг и обслуживание ипотечных кредитов съедают 42% потребительского бюджета среднего американца и 56%—среднего ньюйоркца. Осенью редакция New York Magazine сравнила покупательную способность доллара в Нью-Йорке со среднеамериканской. Внушительные налоги, более высокий общий уровень цен и дороговизна развлечений—от похода в ресторан до билетов на матч по бейсболу—роняют курс доллара в Нью-Йорке до $0,612. Подсластить пилюлю землякам Вуди Аллена помогают более высокие зарплаты, которые здесь на 15% выше, чем в среднем по стране. Выходит, что покупательная способность американского доллара в Нью-Йорке равна $0,762.
Нашим коллегам нельзя отказать в остроумии, но они сильно упростили себе задачу. Ведь чтобы установить покупательную способность одной валюты в разных условиях, нужно договориться, что мы покупаем. На языке статистиков это называется «сформировать корзину», в которой каждый товар или услуга получат свое место, то есть вес при расчете курса. Именно так и поступил SM при расчете курса «московского рубля».
С чем сравнивать? «Среднероссийские цены»—растяжимое понятие. Бессмысленно сравнивать жизнь в Москве с экстремальными регионами вроде Магаданской области или откровенно депрессивными, как Дагестан. За основу лучше взять урбанизированные регионы, в которых расположены города с населением больше 500 000 человек. Таких, не считая Москвы, в стране 33.
Налоговое неравенство в России неактуально: в отличие от США у нас крайне низкие местные налоги. Поэтому расчет можно основывать на цене товаров и услуг. Росстат ежемесячно публикует стоимость набора из 83 товаров и услуг в каждом регионе. Эта корзина побогаче набора, применяемого для расчета прожиточного минимума, где всего 37 позиций.
Статистика говорит, что даже в крупных городах «корзина-83» минимум на треть дешевле, чем в Москве (7549,5 руб. в сентябре 2006 г.). Несложный расчет показывает, что в гипотетическом обменном пункте командировочный москвич получит от 57 копеек за рубль в Уфе до 73 копеек в Самаре. Но это если не вспоминать про разные зарплаты. В России разрыв между Москвой и регионами намного шире 15%. Даже в Санкт-Петербурге, занимающем второе место среди городов-миллионников, средняя зарплата составляет лишь 67% московской. Поэтому учитывающий неравенство в доходах курс меняет картину на прямо противоположную. Уфимский курс вырастает до 1,25 к московскому рублю, а самарский—до 1,38. Получается, что в России, вопреки устоявшемуся мнению, дороже жить в провинции?

ДОПЛАТА ЗА ВРЕДНОСТЬ
Да, но не всем. Усредненные данные Росстата не учитывают всех изменений в реальной жизни. Например, индекс потребительских цен меняется по-разному для разных слоев населения. В 2005 г. цены для москвича с доходами $1750 росли на 6,4% быстрее, чем для среднестатистического потребителя, получавшего около 8000 руб.
За последние пять лет в крупных городах сформировалась прослойка среднего класса, чьи зарплаты все больше приближаются к московским. В качестве примера можно привести Пермский край—почти образцовый регион с точки зрения стоимости потребительской корзины. В октябре 2006 г. она обошлась бы пермяку в 5119 руб. при общероссийском показателе 5148 руб. Корреляция довольно устойчивая: по итогам 2005 г. было 4725,5 руб. при 4709,7 по России.
Как следует из отчета пермской мэрии за первое полугодие 2006 г., средняя зарплата в городе была равна 11 439,6 руб., но нефтяники, финансисты и сотрудники «дочек» РАО ЕЭС и «Газпрома» зарабатывали значительно больше: средний заработок занятого в «добыче полезных ископаемых» был 34 447,2 руб. в месяц, в «финансовых услугах»—28 907 руб., в «производстве и распределении электроэнергии, газа и воды»—14 073 руб. В этих секторах занято 7,3% из 325 000 имеющих работу пермяков. Если приплюсовать к ним предпринимателей и менеджеров из других отраслей, размер среднего класса в Перми вырастет как минимум вдвое. «Супервайзеров торговых компаний, бренд-менеджеров, начальников отделов маркетинга, отделов продаж, корпоративных юристов, главных редакторов СМИ у нас сейчас нанимают на зарплаты в диапазоне от $1000 до $1500 в месяц»,—говорит директор пермского кадрового агентства Persona Grata Ирина Севрюгина. Зарплаты, в зависимости от отрасли, растут на 15–30% в год. Столичные компании, приходящие в Пермь, не всегда готовы к высоким запросам местных специалистов. «Мы недавно с трудом подобрали бухгалтера для местной «дочки» одной крупной московской косметической компании,—рассказывает Севрюгина.—На зарплату в 25 000 руб. согласился лишь один из 20 подходящих кандидатов».
Для людей с такими доходами корзина Росстата неактуальна. Чтобы выпасть из нее, достаточно просто следить за модой, ведь статистикам официально рекомендовано при учете цен на одежду и обувь «отдавать приоритет... моделям традиционного направления». Так проще.
У среднего класса иные не только доходы, но и структура потребления: меньше доля трат на еду и ЖКХ, больше—на развлечение, питание вне дома и прочие услуги. Делать покупки зажиточный горожанин предпочитает не на рынках, а в магазинах, что отражает и пермская статистика: в первом полугодии 2006 г. оборот вещевых и продовольственных рынков увеличился на 9,7%, а стационарная торговля приросла на 27,1%. Об изменении стандартов потребления говорит и то, что именно торговля и автосервис стали главными создателями рабочих мест в городе. По сравнению с 2005 г. количество занятых там выросло на 23,1%—больше, чем в каком-либо ином секторе городской экономики. Совершая покупки в местном супермаркете, провинциальный менеджер заплатит больше, чем на рынке, но меньше, чем в аналогичном магазине в Москве. «Московские сети приходят в регионы, как правило, на условиях франшизы, торговая наценка определяется уже на месте, а арендные ставки все равно ниже, чем в Москве»,—поясняет Михаил Дымшиц, гендиректор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры». Недвижимость в Перми втрое дешевле московской: по данным риелторской компании «Перспектива», в ноябре 1 м2 жилья стоил там 35 980 руб. Поход в кино в столице Пермского края, как мы уже знаем, обойдется на треть дешевле, чем в Москве.
Исключение из правила—зарубежный туризм, за который провинциалы вынуждены переплачивать. Причина в транспортной системе, унаследованной от советских времен: на большинство курортов придется лететь через столицу. Но и здесь ситуация меняется. «Еще два года назад мы 80% туристов отправляли через Москву, а теперь—60–65%, все больше чартеров улетает прямо из Перми»,—рассказывает менеджер пермской турфирмы «Вокруг света» Оксана Кравченко.
Словом, специалисты, получающие столичные зарплаты не в Москве, могут позволить себе куда больше, чем зарабатывающие столько же москвичи. Дело за малым—выразить преимущества зажиточных провинциалов с помощью адекватного индикатора.

ИНДЕКС СТОПКИ
Официальная потребительская корзина—абстракция, но чем ее заменить? Здесь помог бы аналог придуманного журналом Economist «индекса биг-мака». Нужен товар, активным потребителем которого является средний класс. Гамбургер не подходит—в России сеть McDonalds присутствует только в 17 городах, и только 10 из них представлены в списке 33 крупнейших. Хуже того: невзирая на разницу в зарплатах и уровне цен, во всех 10 городах биг-мак стоит одинаково, 50 руб.
SM выбрал среднюю стоимость 50 г водки в городских ресторанах. Цена стопки помогает установить уровень самого заведения, а усредненный показатель—понять, сколько тратит потребитель на питание вне дома. По расчетам SM, это 10–15% расходов среднего класса.
Материал для «индекса стопки» дает исследование «Регистрация российской розницы», проведенное московской компанией Direct Contact Group в 450 городах России. Целью была не оценка уровня жизни, а создание максимально полной базы данных по торговым точкам различных отраслей розницы—от общепита до книжных магазинов. «Мы привлекли около 1000 интервьюеров, они описывали каждую улицу, все заведения розничной торговли»,—рассказывает директор по развитию бизнеса Direct Contact Group Дмитрий Михеев. Задача была дать основные сведения о торговой точке: адрес, площадь, ассортимент, фамилия руководителя. Но когда нужно было распределить заведения по категориям, смотрели и на ценники. В ресторанах помимо водки учитывали цену чашечки кофе, регистрировали также цены на лекарства и услуги парикмахерских.
Самая дорогая стопка в Москве—107,16 руб. На втором месте Санкт-Петербург—73,51 руб., а на последнем среди городов-миллионников Челябинск—51,2 руб. Если принять московский уровень цен за 100%, то «водочный» курс в крупных городах будет колебаться между 49 и 69 копейками за столичный рубль. Это отличается от первоначально посчитанных SM курсов, но принципиальное соотношение то же. Даже если не брать простейшие товары из корзины Росстата, жизнь в городах-миллионниках как минимум в 1,5 раза дешевле, чем в столице.
Другое дело, что желающих этим воспользоваться не много. В Омске или Волгограде билет в театр на лучшие места и в день премьеры не будет стоить больше 500 руб., тогда как за премьеру в Большом придется отдать 3500 руб. Вот только театр не кино, и биг-мак тут не поможет: один и тот же «Волкодав» идет по всей стране, а театральные «услуги» неповторимы. А по какому курсу пересчитывать надежды и амбиции молодых карьеристов, съезжающихся в Первопрестольную? Их-то точно в корзину не положишь.

НУ, ВЗДРОГНУЛИ На сколько тяжелеет кошелек командировочного москвича Расчеты покупательной способности московского рубля представлены на основе стоимости «корзины Росстата» и по «индексу стопки». В первом случае речь идет о среднестатистическом наборе товаров и услуг, во втором—о корзине, «перекошенной» в сторону структуры потребления, характерной для среднего класса. О чем может говорить перекос, наблюдаемый в Барнауле, Пензе и Рязани, где зажиточный москвич должен чувствовать себя королем? Возможно, заведений общепита, сопоставимых со среднемосковским уровнем, там просто нет, и туда стоит наведаться столичным рестораторам, подумывающим о региональной экспансии.