• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2006. № 13:28. 22 декабря

Давайте просто делать свое дело так, чтобы за него не было стыдно

Алексей Владимирович, каким Вам видится прошедший год, чем он оказался примечателен, и чего можно ожидать в будущем году?
Год был в общем-то не особо примечательным – ничего особо броского не произошло. Все шло более-менее своим чередом, нефтедоллары притекали в страну, государственная власть укреплялась, частно-государственное партнерство усиливалось, откаты увеличивались, цены на недвижимость росли, промышленность в общем и целом стагнировала, прорывов в технологиях и инвестициях в наукоемкие отрасли экономики не случилось. Все это можно было ожидать. Кому-то это вселяет надежду на будущее: год прожит в тиши и стабильности, и слава богу. Для кого-то служит поводом для волнения: а что будет потом, когда пройдут годы, сменится власть и упадут цены на нефть? Этих последних, впрочем, подавляющее меньшинство: 90 с лишним процентов населения России заботит больше всего собственное благосостояние, что одновременно и вполне объяснимо, и наверное, не так уж плохо. В нынешней России, когда уже более-менее определился уровень жизни каждого ее гражданина в постперестроечные годы, в принципе многим есть чего терять, и поэтому стабильность сама по себе является ценностью. Настораживает лишь то, что главная угроза этой личной стабильности миллионов людей кроется в факторах, неподконтрольных каждому человеку в отдельности. Сменится, к примеру, власть в городе Москве, - и сразу пойдет передел денежных потоков, прав собственности, контроля за самыми лакомыми кусочками городского имущества – прежде всего землей и строительными подрядами. Пойдет, наверное, и сброс недвижимости теми, кто связан с нынешными властями – значит, упадут цены, а с ними и стоимость активов независимых инвесторов, которые также начнут сбрасывать свои квадратные метры, фиксируя прибыль и снова снижая цены. Мелкий момент – смена одного градоначальника одним росчерком пера – в принципе способен затронуть благосостояние миллионов человек.
Еще пример: есть такая штука, как Стабфонд Российской Федерации, который активно рос в этом году по всем понятным причинам. Его средства вкладываются не только в ценные бумаги, но и в национальные проекты, которыми государственные чиновники как-то управляют. Как именно? А по мере возможностей и теми методами, которыми привыкли и умеют. Цены на недвижимость очень высокие? А давайте перевыполним план, и сделаем в нашем регионе ипотеку будет под 0% годовых! Какими силами? Об этом можно только догадываться, но ясно что использованы здесь далеко не одни экономические рычаги. Поневоле вспомнится энергичный и просвещенный чиновник у Салтыкова-Щедрина, который в первый свой день в должности намеревался посетить гостиный двор, и установить там равновесие между спросом и предложением, дабы цены не повышались, и бедные через это не страдали!
Все это в принципе уже было, и все это, в общем-то не таит никакой непосредственной угрозы, пока жив нефтедоллар. Проблема здесь лишь в том, что вся нынешняя система национальных проектов и инициатив построена на личных отношениях – причем даже неважно, приятельства или страха; важно лишь то, что экономика и страна стоит и развивается не в силу своих собственных системных свойств, а по воле отдельных вершителей ее судеб. Повезет с таким вершителем городу, области, стране – и будет им счастье; нет – расплачиваться будут все и оптом, ибо никаким внутренним, встроенным механизмом контроля и устойчивости эта система не снабжена.
Самое же главное, что внушает некий оптимизм, - это то, что к 2006-му году люди стали в большей степени понимать, что в настоящей их жизни, при сложившихся ныне условиях их собственное благополучие все-таки зависит прежде всего от их собственного труда и усилий. Благополучие это могут уменьшить, подорвать, вовсе отнять какие-то внешние обстоятельства, но живя сегодняшним днем на это не обязательно, да наверное, и не нужно оглядываться – главное делать свое дело, и делать по возможности хорошо. И это ощущение, по-моему, вполне здоровое: во всех по-настоящему больших жизненных испытаниях и делах, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Конечно, это неправильно, когда общество смотрит, как утопающие тонут тысячами, но еще более неправильно, когда общество берет перед ними обязательства, которое выполнить не может, и не должно выполнять.
Что же касается наступающего года… Будущее покажет, что о нем говорить? В будущем году будет то, что будет. Что-то будет, что-то изменится, будут какие-то шоки, которые сейчас мне кажется бессмысленным предсказывать, и эта непредсказуемость, вероятно, и есть в каком-то смысле самый правильный сценарий. Давайте просто будем жить, делать свое дело, и стараться делать его так, чтобы за него не было стыдно ни перед современниками, ни перед предками, ни перед потомками.