• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Портал для добровольцев Как превратить НКО в партнера

Российская газета. 2007. № 16. 26 января

...Ответить на эти вопросы, а также повысить эффективность работы НКО призван новый проект "Создание Информационно-аналитической площадки для взаимодействия исследователей социальной политики и некоммерческих организаций", презентация которого прошла вчера в Государственном университете — Высшей школе экономики...

Как развивается некоммерческий сектор в социальной сфере? Способны ли НКО участвовать в реализации государством социальной политики? Могут ли они быть реальным каналом заявления общественных интересов?

Ответить на эти вопросы, а также повысить эффективность работы НКО призван новый проект "Создание Информационно-аналитической площадки для взаимодействия исследователей социальной политики и некоммерческих организаций", презентация которого прошла вчера в Государственном университете — Высшей школе экономики.
— Возрастает готовность и заинтересованность граждан участвовать в различного рода социальных проектах, — говорит первый проректор Государственного университета — Высшей школы экономики Лев Якобсон. — Общество не просто жалуется на свои проблемы, а подает сигналы, какие конкретные действия органов власти отвечают его запросам. Но социальная политика не может быть успешной без гражданского контроля.
По словам Якобсона, для граждан главными являются социальные права. К сожалению, их отстаивание и реализация все еще проблематичны. Несмотря на то что есть провозглашенные права в области образования, жилья, здравоохранения, их реальное воплощение не всегда происходит на должном уровне.
— Общественные организации и НКО могут взять на себя роль посредника в преодолении этого разрыва, — заявил он. — Но их эффективной работе и быстрой реакции на запросы граждан препятствует недостаток информации и налаженного контакта с органами власти. Восполнить эти пробелы должен помочь объявленный проект.
НКО работают со своими целевыми группами и неплохо знают их проблемы и потребности, но не умеют и не могут предоставлять свои данные государственным органам для совершенствования социальной политики. Научное сообщество, в свою очередь, тоже проводит исследования потребностей общества, но часто их научные исследования доступны узкому кругу профессионалов.
Инициаторы проекта считают, что созданный ими интернет-портал сможет консолидировать накопленные знания и будет способствовать обмену опытом между НКО, повышению их профессионализма.
— Это особенно актуально сегодня, потому что есть области в сфере социальных услуг, в которых государство может передать часть своих функций частному сектору, — заявила заместитель директора Института управления социальными процессами ГУВШЭ Александра Московская.
Ведущий научный сотрудник Института социологии Алла Чирикова попыталась объяснить, почему НКО еще не готовы выполнять государственный заказ. Недостаток профессионализма, кадрового потенциала и интеллектуальных ресурсов — вот, по ее мнению, основные проблемы НКО. Некоммерческие организации еще не стали институтом гражданского общества, поэтому успех их деятельности целиком зависит от персоналий. Отношения НКО и бизнеса, по словам Чириковой, тоже не складываются из-за недостаточного профессионализма общественных деятелей и нецелевого использования вложенных денег. Поэтому все общение сводится к узкому кругу "своих" людей. НКО пытаются отвечать на вызовы общества, но делают это медленно.
Присутствующие на презентации представители НКО попытались было возразить, что не все НКО одинаковые, что многие из них добились успеха, особенно успешно некоммерческие организации реализуют всевозможные проекты.
Коллегу-ученого поддержала директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова.
— НКО, занимающиеся услугами, не понимают, что они выходят на поле жесткой конкуренции не между собой, а с государством. Чтобы получить часть государственного финансирования, необходимо быть профессионалом. Слабый игрок никому не нужен, — подчеркнула она.