• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2007. № 12:46. 2 марта

Авто на тротуарах и газонах – отличный индикатор импотенции власти

Иван Иванович, мер Москвы Юрий Лужков презентовал программу создания «единого городского парковочного пространства», рассчитанную до 2010 г. По ней за 2 года должны быть построены 160 тыс. парковочных мест к 654 тыс. уже имеющихся. Предлагается ввести оплату парковки по SMS, а парковку во дворах запретить вообще. И это при том, что на данный момент в Москве уже более 3 млн. автомобилей. Количество автомобилей увеличивается с каждым годом.
У Юрия Михайловича периодически появляются любимые темы. Были ярмарки меда, несколько лет весь город был в рекламе пчеловодческой продукции. Было дорожное строительство, которое бурно реализовывалось, карта Москвы меняется каждый год, но проблема пробок не решается, скорее, становится только хуже. Как Вы оцениваете подобные идеи мера, насколько это продуктивная деятельность?
С проблемой парковки столкнулись все города (прежде всего, в европейских странах), и ее появление у нас, а также наши попытки ее решения как бы поднимают нас на уровень стран, более развитых, чем мы сами. Проблема эта не решается в принципе до тех пор, пока путем органического роста в большинстве домов в центре города не будут построены специальные подземные парковки. Именно в центре города. Понятно, что это дорогой и долгоиграющий проект, и решить его в обозримые сроки, даже если Юрий Михайлович будет выбран на очередной срок, вряд ли удастся, но об этом ему как-то думать не хочется. С другой стороны, понятно, что любые строительные проекты для человека, который тесно (семейными узами) ассоциирован со строительством, весьма привлекательны, прежде всего, с точки зрения личного благосостояния. Кроме того, понятно, что забота о населении тоже способствует росту популярности политика.
Как видно из этой программы, г-н Лужков пытается решить сразу две задачи – удовлетворить автомобилистов, пообещав им парковки, и удовлетворить жителей, которые не являются автомобилистами, пообещав им жесткую борьбу с автомобилистами во дворах. Понятно, что это противоречивые задачи, что чудес не бывает, и обе проблемы решены не будут. Ясно, что даже если запретить парковку во дворах, она все равно останется – куда же девать машины? Потому что количество парковочных мест, даже если будет выполнена программа Юрия Михайловича, все равно будет в три раза меньше, чем количество автомобилей. С другой стороны, понятно, что с новыми парковочными местами будет та же самая проблема, что и со старыми – они будут строиться в неудобных точках и использоваться по назначению лишь частично (как и многие дорогие подземные парковки), т.к. желающих не хватает. Потому что смысл обладания автомобилем состоит в том, чтобы можно было выйдя из дома в него быстро сесть и поехать, и приехав и поставив его, быстро добраться до дома. Если парковка далеко от дома, то она неудобна. Плюс к тому надо отметить, что и имеющиеся парковки - дорогие и большинству людей не по карману.
Но задача стоит и ее надо решать. Сейчас, кстати, многие люди оставляют машины около станций метро и дальше, в центр, едут на нем. То есть, образуются стихийные перехватывающие парковки. Вот это и надо поддерживать, расширять улицы возле метро, создавать там эти точки. Это вещь очевидная, но речи об этом нет, т.к. у метро – земля дорогая и лучше ее застроить новыми магазинами и домами.
Тут еще интересная цифра, сколько планируется потратить на новые парковочные места – 19,7 млн. рублей.
Это очень мало. Я даже подозреваю, что это какая-то ошибка, понятно, что за такие деньги 160 тыс. машино-мест не получится. Говорить же об оплате парковки по SMS – наверное, это разумно, ничего нового тут нет. Во многих городах Европы эта форма используется, в т.ч. и в бывших прибалтийских республиках. Но мне совершенно не понятно, куда собираемые за парковку деньги идут и что с ними потом делается. Есть такое впечатление, что эти деньги не попадают в бюджет и полностью уходят на оплату услуг контролеров. Городу это ничего не дает, жители ничего от этого не получают. С другой стороны, то, что надо строже относиться к парковке в центре города – это тоже очевидно, надо увеличивать штрафы, и тогда вопрос будет решен. Введение платны за въезд в центр – вопрос неоднозначный . По сути дела это и так уже есть, потому что большинство точек, где следовало бы ввести платный проезд и так платны – в большинстве точек висит кирпич, и человек понимает, что если его поймают, он будет платить гаишнику за нарушение. То есть, «платный» въезд в центр уже имеется. При этом понятно, что не может быть платный въезд в центр в пределах Садового кольца. Даже в Лондоне платная часть существенно меньше, чем московское Садовое кольцо. Понятно, что это типичное популистское заявление, за которым ничего не последует.
Но тут есть еще одна возможная мотивировка – у нас официально эвакуаторы вне закона, но при этом на московских улицах мы постоянно видим муниципальные эвакуаторы.
Мне кажется, что эта тема надумана. В том плане, что и не должно быть федерального закона для отдельного города. Ведь для многих городов эта проблема неактуальная. Поэтому у местных властей должна быть возможность вводить соответствующие меры, конкретные для данного города. В самом эвакуаторе нет ничего плохого, единственное, что все должно быть понятно и прозрачно, чтобы эвакуация не превращалось в бизнес. У нас это - бизнес. С другой стороны, если эвакуируется автомобиль, который стоит под запрещающим знаком, то его хозяин не имеет прав жаловаться, он же нарушил и должен отвечать. Другое дело, что с тем, кто эвакуирует, тоже есть определенные проблемы, но эти вещи надо рассматривать отдельно. Не стоит их связывать. Порядок должен быть и в первом и во втором. Потому что аргументы – негде поставить, я на минутку – не должен работать вообще, потому что по этому принципу можно и воровать, и убивать, и совершать любые преступления. Но власть по-прежнему не способна осуществлять эффективный контроль за нарушениями ПДД, как на федеральном уровне, так и на местном. Машины стоят под знаками, на тротуарах, мешают проезду и никто за это не наказывает и реально с этим не борется – налицо импотенция власти - вот в чем проблема, а не в эвакуаторах.