• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семья как зеркало

Московская правда. 22 марта 2007

"Ребятишки - дело неподкупное ", - процитировал собравшимся на "круглом столе" писателя Платонова директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский.
"Пока в стране не будет в комплексе решена проблема защиты детства, демографическую ситуацию поправить не удастся, - считает он. - Различные пособия, льготы и иное материальное стимулирование, на мой взгляд, не что иное, как помощь барства бедным, но отнюдь негосударственная политика по отношению к своему народу".

Очередную попытку решить наболевшую проблему повышения рождаемости в нашей стране предприняли участники состоявшегося недавно в Москве "круглого стола" "Женщины и демография: помогут ли только деньги?". Увы, как показал довольно активный ход обсуждения темы, прийти к консенсусу ученым, представителям властей, депутатам и медикам, похоже, удастся не скоро. Слишком уж тяжело одеяло, которое приходится тянуть на себя разным ведомствам, дабы показать именно свою значимость в решении этой представляющей национальный интерес проблемы.

Пожалуй, в одном лишь были единодушны абсолютно все участники "круглого стола": деньги нужны, финансовая подпитка со стороны государства демографической проблеме, находящейся практически в стадии коллапса, необходима.
Решают ли они все?
Вопрос интересный. Особенно если удастся, наконец, понять, что же хочет получить от потенциальных рожениц государственная власть взамен денежных вливаний: просто увеличение поголовья населения или же все-таки здоровое, социально защищенное, работоспособное и духовно-нравственное поколение будущего.
В том, что одним только финансовым обеспечением можно решить демографическую проблему, сомневается председатель Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмила Стебенкова. По ее мнению, государство должно проявить политическую волю по отношению к СМИ, развращающим молодое поколение, не дающим ему никаких нравственных ориентиров.
"Сегодня роль семейных ценностей в нашем обществе потеряла свою значимость. Почему это не беспокоит федеральные власти?
В Москве, например, созданы 18 центров поддержки семьи и детей, которые реально работают и их деятельность помогает решить массу проблем. Почему эту практику нельзя внедрить в других регионах России?" - удивляется Стебенкова.
По словам заведующего кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В.
Ломоносова Анатолия Антонова, ученые прогнозировали проблемы в демографии нашей страны еще в начале 90-х годов, подчеркивая, что далекие от идеальных условия существования семей неизбежно спровоцирует депопуляцию населения страны. Действительно, семья, как зеркало, без искажений отражает все испытания, которые пришлось пережить нашей стране в последнее время. Достается государству - болеют семьи. Страдают семьи - плохо государству. При этом, по мнению ученых, развитие социальной сферы в период реформ носило отчетливо депрессивный характер и лавинообразное падение уровня и качества жизни населения не могло не отразиться на желании граждан дарить государству новых членов нашего общества.
Принимаемые для стимулирования рождаемости меры сегодня достаточно традиционны: повышение пособий по уходу за ребенком, введение компенсаций затрат на дошкольное воспитание, материнский капитал.
По словам директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ Ольги Шараповой, около 200 миллиардов рублей выделено из госбюджета в 2007 году на улучшение социально-экономического положения семей. Кроме того, власти намерены уделить внимание медицинскому обслуживанию рожениц. На данный момент 80 процентов беременностей проходят с различными осложнениями. Поэтому средства необходимы не только на поддержку семей с маленькими детьми, но и медперсонала. 4 тысячи детей ежегодно Россия теряет в первый год их жизни, около 15 тысяч детей рождаются преждевременно. "Финансовое стимулирование врачей и медсестер в роддомах должно сократить женскую и младенческую смертность, - сказала О. Шарапова.
- И уже сейчас можно констатировать, что эти меры дают положительные результаты".
Однако, по утверждению исполняющего обязанности директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН Леонида Кузмичева, не все так радужно в медицинской отрасли. "Я представляю ведущее учреждение страны в этой сфере, - сказал он. - И при этом его 1, 5 тысячи сотрудников последние три месяца не получают зарплату. Кроме того, 90 процентов нашего медоборудования изношено. Я считаю, что государство обязано, наконец, вложить реальные средства в акушерство, гинекологию и раннее детство".
В то же время Ольга Шарапова считает, что нельзя забывать о том, что у бедности - детское лицо. И чем больше детей в семье, тем хуже ее материальное положение. Для этого-то и создан так называемый "материнский " (семейный) капитал.
Нельзя забывать, по ее мнению, и о более 200 тысячах детей-сирот, воспитывающихся сегодня в российских госучреждениях, а также о 450 тысячах детей, живущих в неблагополучных семьях.
Кроме того, О. Шарапова подчеркнула, что в нашей стране продолжает расти количество отказных детей. В связи с этим государственная политика направлена также на финансовую поддержку приемных семей, усыновителей и опекунов.
"Ребятишки - дело неподкупное ", - процитировал собравшимся на "круглом столе" писателя Платонова директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский.
"Пока в стране не будет в комплексе решена проблема защиты детства, демографическую ситуацию поправить не удастся, - считает он. - Различные пособия, льготы и иное материальное стимулирование, на мой взгляд, не что иное, как помощь барства бедным, но отнюдь негосударственная политика по отношению к своему народу".
Действительно, большинство предпринятых государством мер в борьбе за повышение рождаемости относятся все-таки к будущим детям, а положение детей ныне живущих по-прежнему остается в тени. При этом проблемы подрастающего поколения решаются сегодня самыми различными ведомствами, каждое из которых отвечает за "свой" вопрос. А это, как ни крути, нередко противоречит созданию нормальных условий для развития ребенка. Вот и получается, что у семи нянек дитятко оказывается без глазу.
Понятно, что уже рожденные дети не будут кормлены программами для еще неродившихся.
Поэтому и хочется верить, что удастся все же представителям различных министерств и ведомств объединить усилия, дабы поставить всем миром российскую семью на шаткие ножки, подперев хоть костыликом, хоть общественным признанием, поднять ее престиж на новый, небывалый уровень. Глядишь, и политика государственная станет, действительно, семейной.
Может, тогда и у российских женщин появятся более весомые стимулы для решения демографической проблемы.
Ведь заботу о детях не оценишь рублем. Тут и любовь, и уверенность в защищенности малышей от всевозможных экономико-социальных катаклизмов не помешают.