• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Горькие песни о пенсиях Пенсионное обеспечение населения продолжает оставаться одной из самых острых проблем страны

Трибуна. 30 марта 2007

...Недавно министр финансов Алексей Кудрин на лекции в Высшей школе экономики предложил населению увеличивать свои пенсии самостоятельно, официально поддержав идею о введении "гибкого" возраста выхода на пенсию. По мнению Кудрина, возраст добровольного выхода может быть выше существующего, так, для женщин он должен составить 60 лет вместо 55, а для мужчин – 65 вместо 60 лет. У вышедших на пенсию "с опозданием" на пять лет и пенсии будут выше обычных...

Между тем вопросов по этому поводу во время встречи с министром депутаты не задавали. Их больше волновала дальнейшая судьба Михаила Зурабова.
Депутатов в основном интересовало, когда Зурабов уйдет в отставку, когда он застрелится, не стыдно ли ему, когда он закончит убивать российское население? Некоторые депутаты его обвинили в монетизации льгот, как будто к принятию 122-го закона о монетизации в 2004 году депутаты Госдумы не имеют никакого отношения. Комичности ситуации придавало еще и то, что из общего числа депутатского корпуса в 450 человек официально на заседании ГД были зарегистрированы 110 депутатов, а вопрос захотели задать 126 человек! В общем, встреча прошла в теплой и дружественной атмосфере и носила конструктивный характер. В итоге депутаты хоть и выразили неудовлетворение работой Зурабова, но при этом лишь ограничились советом исправить ситуацию совместными усилиями.
А ведь было за что спросить. Хотя бы о пенсионной реформе. Чего стоил, к примеру, "обнадеживающий" пассаж Михаила Зурабова, который, несомненно, "порадовал" особенно мужское население страны. По его словам, финансирования бесплатной медицинской помощи в нынешнем объеме хватило бы только в том случае, если бы российские мужчины жили в среднем не более 59 лет – статистика говорит именно об этом среднем возрасте. Выходит, что Пенсионный фонд России (ПФР) таким образом должен был бы сэкономить огромные деньги на недоживших до пенсионного возраста мужиках. На самом же деле все оказывается наоборот. Так откуда у ПФР берется дефицит?
За последнее время высокопоставленные чиновники один за другим придумывают различные схемы спасения пенсионной реформы. Так, в начале года глава Минздравсоцразвития предложил свернуть пенсионную реформу. По его мнению, со следующего года больше не следует направлять во Внешэкономбанк (ВЭБ) накопительные отчисления так называемых "молчунов", то есть тех сограждан, которые не приняли решение о переводе денег в Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или в Управляющие компании (УК). Их следует оставлять в ПФР. Кроме того, по мнению министерства, таких граждан вообще надо лишать накопительной части пенсий, а их неинвестированные накопления направлять на финансирование дефицита Пенсионного фонда. В итоге у населения должна остаться только страховочная ее часть.
Напомним, что суть реформы 2001 года сводилась к разделению пенсии на страховую и накопительную части. Страховые отчисления должны поступать в ПФР и тратиться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Кроме того, страховая пенсия должна индексироваться в зависимости от инфляции и роста средних зарплат. Накопительные взносы ПФР направляются в ВЭБ и должны инвестироваться в гособлигации. С другой стороны, работники по желанию могут перевести свои накопления в НПФ или в УК, которые затем вкладывают их в экономику.
Накопительная часть должна расходоваться исключительно на личные пенсии работников, которые платят взносы. Однако возникли две проблемы. Первая – большинство россиян, а их около 95%, так и не воспользовались правом перевести свои отчисления в НПФ.
Их деньги скапливаются в ВЭБе, который не способен даже защитить эти сбережения от инфляции. Вторая – демографический спад, из-за которого, как считается, растет текущий дефицит ПФР. Чтобы решить вторую проблему, чиновники из ПФР и Минздравсоцразвития вначале задумали отменить накопительную систему для людей, родившихся до 1967 года. А в случае, если войдет в силу новое предложение Зурабова, то это будет означать фактическую отмену накопительной системы для всех россиян вообще.
В феврале ПФР опубликовал в целом обнадеживающую статистику по управлению накопительной частью пенсии граждан. Как оказалось, в 2006 году в отделения ПФР с просьбой перевести свои накопления в НПФ обратилось рекордное количество граждан – 1,19 млн. человек, что на 40% больше, чем в 2005 году. Из обратившихся в ведомство Геннадия Батанова 87% россиян пожелали забрать свои деньги, по умолчанию хранящиеся в ВЭБе, и отдать в управление в НПФ.
Налицо очевидный прогресс, хотя до идеала еще достаточно далеко. За четыре года с начала пенсионной реформы выбор сделали всего лишь 5% работников, или 2,7 млн. человек. Как считают аналитики, самая главная задача на нынешнем этапе пенсионной реформы – это проведение разъяснительной работы с населением. Так, Ассоциация юристов России, которую курирует первый вице-премьер Дмитрий Медведев, уже готовится открыть бесплатные юридические консультации для граждан, а Минфин собирается заняться финансовым ликбезом населения.
В середине марта день в день два министра – Алексей Кудрин и Михаил Зурабов – сделали заявления. Первый огласил весьма пессимистические данные, касающиеся будущего Пенсионного фонда России, в частности, он сообщил, что дефицит ПФР к 2015 году должен будет составить 2% ВВП, а к 2020 году – 3% ВВП. Через четыре года в бюджете Пенсионного фонда будет фантастическая дыра – 900 млрд. руб. Как сказал Кудрин: "По сути, мы стоим перед глобальной проблемой, которая потребует или повышения налогов, или накопления средств, или структурных реформ пенсионной системы и корректировки единого социального налога". "Я уверен, что нам придется задействовать все меры – я бы воздержался от повышения налогов".
Глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов предложил упростить пенсионную систему. Министерство предлагает больше не делить Единый социальный налог (ЕСН) между ПФР и федеральным бюджетом.
Это должно дать, по мнению ПФР, дополнительно 12 млрд. долларов и хоть на время избавить его от дефицита. ЕСН – налог, который должен уплачиваться населением за оказание государством конкретных услуг гражданам, как то пенсия, медицинское обеспечение, другие социальные услуги. В 2004 году ЕСН был снижен с 35,6% до 26%. Он распределяется между госбюджетом, ПФР, Фондом медицинского и социального страхования. За счет госбюджета выплачивается базовая пенсия – 1035 руб., которая, по сути, является социальным пособием.
В министерстве уже готовят новый законопроект о переводе базовой части пенсии в систему соцобеспечения. По мнению разработчиков, это позволит оставшуюся часть пенсии перевести на страховые принципы. Отчисления работников перестанут быть просто налогом, то есть безвозмездным платежом государству.
Они должны превратиться в обычные страховые взносы, которые страховщик в лице ПФР впоследствии вернет страхователю по наступлению старости – страхового случая. При этом предназначенный для базовой части ЕСН (6%), который вместо бюджета получит ПФР, прибавится к страховым взносам граждан. Из этой суммы в дальнейшем будут выплачиваться страховые пенсии. В министерстве рассчитывают таким образом решить проблему хотя бы с одной частью пенсионного обеспечения – страховой, что в принципе весьма реально.
Недавно министр финансов Алексей Кудрин на лекции в Высшей школе экономики предложил населению увеличивать свои пенсии самостоятельно, официально поддержав идею о введении "гибкого" возраста выхода на пенсию. По мнению Кудрина, возраст добровольного выхода может быть выше существующего, так, для женщин он должен составить 60 лет вместо 55, а для мужчин – 65 вместо 60 лет. У вышедших на пенсию "с опозданием" на пять лет и пенсии будут выше обычных. Вы спросите, почему? А все дело в том, что ухудшение демографической ситуации увеличивает бюджетную нагрузку и, соответственно с этим, и налоговую. Как считает министр финансов, уже к 2015 году соотношение работающего и неработающего населения в России сравняется, в то время как еще в 70-е годы прошлого столетия оно составляло примерно 2 к 1. Из-за демографической ситуации к 2020–2030 годам госбюджету будет необходимо увеличить свои доходы на 2% ВВП. Это позволит поддержать коэффициент замещения (соотношение размера зарплаты и пенсии) хотя бы на существующем уровне в 27%, что значительно ниже международных стандартов.
Свою лепту в пенсионную реформу внес и глава Федеральной службы по фондовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин. По его мнению, для вывода реформы из кризиса населению следует сделать обязательный выбор между НПФ или управляющей компанией. А к тем, кто не сделает выбор, даже когда он станет обязательным, ввести "жесткие санкции", лишив таких несознательных граждан накопительной части пенсии.
Вьюгин считает, что большинство граждан к возможности распорядиться своими пенсионными накоплениями "относятся халатно", в чем глава ФСФР, несомненно, прав.
Почувствовав, что пенсионная реформа в очередной раз забуксовала, правительство решило взять на себя инициативу активного защитника отечественного пенсионера. На днях стало известно, что пенсии россиян увеличатся в этом году на 20%. Об этом заявил вице-премьер Александр Жуков. Уже с 1 апреля произойдет увеличение индексации базовой части пенсий на 7,5%, затем последует еще одно повышение в октябре. К концу 2007 года средний размер пенсий должен составить 3100 рублей. Весьма "оптимистичным" является заявление Жукова о том, что в последующие три года средняя пенсия возрастет еще больше и достигнет примерно 5 тыс. руб. в месяц. К 2010 году намечается увеличение среднего размера пенсии в 1,7 раза по сравнению с концом 2007 года, а с учетом инфляции и роста цен реальные пенсии возрастут примерно в 1,4–1,5 раза. С 1 октября 2009 года социальная пенсия будет установлена уже на уровне прожиточного минимума пенсионера.
Г-н Зурабов тоже не остался в стороне. На встрече с президентом он не замедлил доложить об успехах Пенсионного фонда России. На повышение пенсии деньги уже найдены (вопрос, откуда при дефиците ПФР?). По его словам, общее повышение составит 430–450 руб.! Однако если учесть инфляцию, то наши уважаемые пенсионеры получат в лучшем случае половину, а то и меньше этой суммы. Президента Зурабов порадовал и известием, что базовая пенсия увеличится и составит 1260 руб. Чем не радость?! В общем и целом, на взгляд правительства, все складывается очень хорошо. Дело за малым – спросить у людей, как они к этому относятся.
Однако оптимизм вице-премьера и министра не слишком убедителен. Конечно, все это лучше, чем ничего, но увеличенная до 5 тыс. руб. пенсия, что обещает правительство к 2010 году, будет "стоить" столько же, сколько и сегодня средняя пенсия гражданина, а может, и меньше. И связано это прежде всего с реальной инфляцией, которая вопреки обещаниям правительства в 5,5% – 6%, будет гораздо выше.
А что такое прожиточный минимум пенсионера, в комментариях не нуждается.
Скорее всего, изыскания высокопоставленных чиновников будут продолжаться. На это фантазии и эксцентричности у них вполне достаточно. Несомненно одно: деньги должны приносить деньги, и в этом смысле попытки пропаганды перевода пенсионных накоплений в НПФы – вполне оправданный шаг. Однако государство со своей стороны должно также реально участвовать в решении проблемы, связанной с пенсионным обеспечением своего населения. И для этого у него есть множество механизмов. К примеру, почему не расширить законодательно ограниченные полномочия того же ВЭба по работе с пенсионными накоплениями населения?
Пусть банк работает так, как НПФы. И если при этом доходность пенсионных накоплений вырастет с сегодняшних 3% – 5% до 20% и выше, как у НПФов, то ситуацию с пенсиями в принципе можно будет считать в целом решенной. Если это так сложно, тогда почему не перевести средства пенсионеров в Сбербанк или Внешторгбанк или же выбрать надежный коммерческий банк или НПФ и сделать их уполномоченными правительства? Так или иначе, проблема пенсий остается одной из самых острых в стране, и одними только косметическими методами, как сегодня ее хотят решить, не обойтись. Тем более что эти решения попахивают предвыборным пиаром.