• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемами НКО пора заниматься серьезно

OPEC.RU. 28 мая 2007

25—26 мая в Государственном университете — Высшей школе экономики в Малом Гнездниковском переулке прошла международная конференция "Некоммерческий сектор: экономика, право и управление".

Значимость обсуждения проблем некоммерческого сектора в настоящий момент неочевидна для широкой общественности, поскольку в политэкономическом дискурсе они не столь резонансны, как, например, проблемы реализации нацпроектов. Тем не менее, именно некоммерческий сектор является основой становления институтов гражданского общества, об этом говорил, и неоднократно, Президент страны, а вне развитого гражданского общества те же многомиллиардные нацпроекты вряд ли могут быть эффективными. Поэтому реальными, конкретными проблемами построения гражданского общества активно занимается Общественная палата, что и положено делать ей по закону. Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов на недавнем заседании Совета Общественной палаты (Экспертный журнал OPEC-ВШЭ писал об этом) говорил о начале работы над вторым ежегодным докладом о состоянии гражданского общества. С этой точки зрения проведение Высшей школой экономики такой конференции, безусловно, чрезвычайно актуально.

Л. Якобсон: «Мы в Высшей школе экономики считаем, что заниматься некоммерческим сектором крайне важно. Есть мнение, что он не велик и не столь важен – всего лишь инфраструктура. Однако в нем накопилось достаточно проблем и ими пора заниматься всерьез», - сказал, открывая работу конференции, первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон. Он отметил, что целью конференции является презентация научных исследований и обмен идеями между ведущими российскими и зарубежными специалистами, после чего предоставил слово ректору Вышки Ярославу Кузьминову, который рассказал о результатах мониторинга состояния некоммерческого сектора в России, проведенного экспертами в конце 2006 года. 

В настоящий момент бюджет некоммерческих организаций составляет 0,5% ВВП или около $5 млрд. Всего зарегистрировано 359 тысяч НКО. Количество занятых в некоммерческом секторе – 9,5 млн. человек, а потребителями услуг НКО являются 35-40 млн. человек. Однако это – статистическая макрооценка. Г-н Кузьминов отметил, что к бюджету НКО надо бы добавить еще около 0,5% ВВП – это тот поток поступлений, который сложно проследить официально, но который реально попадает в бюджеты некоммерческих организаций. Большая часть НКО были созданы в 1990-е годы, в последнее время новые некоммерческие организации создаются неактивно. Из 9,5 млн. человек, занятых в некоммерческом секторе, только 1,5 млн. – это постоянные сотрудники. Остальные – волонтеры. «Такого соотношения нет нигде в мире. Обычно постоянных сотрудников гораздо больше, а волонтеров меньше», - заметил Кузьминов. Кроме того, при значительном количестве граждан, которые пользовались услугами НКО, очень небольшое их число обращались хотя бы в две некоммерческие организации. 

«Значительная часть НКО – спящие, - отметил г-н Кузьминов. - В них нет никаких денежных поступлений. Большинство НКО имеют оборот менее 10 тыс. рублей в месяц, и лишь небольшой процент организаций - больше 100 тыс. рублей в месяц».

«Это говорит о том, что в НКО инициатива преобладает над средствами – они крайне бедны», - сказал ректор ГУ-ВШЭ. Он также посетовал и на недостатки статистики – сложно выделить «живые» организации. 

Еще одной проблемой некоммерческого сектора, отмеченной Кузьминовым, стал уход из России западных фондов, которые во многом и являлись источником средств для некоммерческих организаций. Дело в том, что с ростом экономики Россия перестала восприниматься как бедная страна, нуждающаяся в финансовой поддержке. Однако уход внешних денег не был никак компенсирован изнутри. В результате объем денежных средств в НКО резко сократился. 

Была подорвана и материальная база некоммерческих организаций. Многие НКО потеряли арендуемые помещения в центрах городов. Коммерсанты просто предложили местным властям больше. 

Положительным аспектом в деятельности НКО следовало бы считать количество волонтеров – это 6,2% населения. То есть граждане России готовы работать за идею. И уровень благотворительности граждан и компаний у нас выше, чем в других странах. А вот участие государства в развитии некоммерческого сектора явно недостаточно.

Вслед за Ярославом Кузьминовым выступил директор Департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ РФ Саид Баткитбеков, который постарался ответить на вопрос, что делать с финансированием НКО.

С. Баткитбеков: «На мой взгляд, существенный вклад может дать закон о целевом капитале (эндаументах). Это легальный способ создавать самостоятельный источник долгосрочного финансирования, аккумулировать большой поток средств», - сказал он. Крупные компании, по словам Баткитбекова, выражают готовность формировать такие целевые капиталы. Более того, в сфере образования уже есть 5 таких примеров. «МЭРТ готовит и предложения по облегчению налогового бремени для НКО, которые гарантируют свое неучастие ни в политике, ни в коммерческой деятельности», - сказал Баткитбеков. Тут можно было бы заметить, что если облегчение налогового бремени в случае отказа организации от коммерческой деятельности выглядит вполне логично и цивилизованно, то такие бонусы за отказ от политической деятельности несколько сомнительны - с точки зрения становления гражданского общества и демократического государства. Очень напоминает известную «плату за лояльность»… 

Саид Баткитбеков отметил и еще один важный момент в нормализации финансового положения НКО. Рост доходов населения продолжится, а это значит, что вырастет спрос и на услуги некоммерческого сектора. Однако для того, чтобы удовлетворить этот спрос, необходима модернизация. Это касается образования, медицины и т.д. С ростом доходов люди начинают требовать все более высокого качества предоставляемых услуг. 

Директор департамента МЭРТ в числе прочего заявил, что хорошо бы некоммерческим организациям еще и в предоставлении социальных услуг поучаствовать, на что ему было замечено, что в рамках конкурсов НКО не могут конкурировать с коммерческими организациями, так как требуется залог, а средств у НКО не хватает не то что на приличный залог, но на бумагу и компьютеры. 

С. Разгулин: Еще один выступавший на конференции чиновник, замглавы Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин в целом поддержал позицию г-на Баткитбекова. Он подтвердил, что поправки в Налоговый кодекс исключают из налога на прибыль целевой капитал и прочую специфику НКО. По оплате услуг предполагается вообще освободить НКО от этого налога. «Однако с дохода от сдачи, например, помещений в аренду, налоги некоммерческим организациям платить все-таки придется», - отметил чиновник. В целом он констатировал, что налоговая реформа завершена, равные для всех условия приняты, и теперь изменения будут касаться только конкретной специфики деятельности. Осуществляться же эти изменения будут через поправки в действующее законодательство. 

Весьма интересный взгляд на некоммерческий сектор представил в своем докладе «Сравнительные преимущества некоммерческого сектора: теория, мировая практика и российские реалии» научный сотрудник и координатор проектов Центра Институциональных реформ университета штата Мэрилэнд, США, профессор РЭШ и преподаватель кафедры институциональной экономики ВШЭ Леонид Полищук. Он заметил, что у некоммерческого сектора есть два конкурентных преимущества. Первое – это отказ от прибыли (в смысле распределения прибыли между владельцами), что в теории должно гарантировать качество товаров и услуг некоммерческих организаций. Второе преимущество – это использование волонтеров, которые готовы довольствоваться малым, поскольку работают за идею. Кроме того, НКО легче привлекать донорские средства.

«Однако, когда мы смотрим на ситуацию в России, все выглядит несколько иначе», - заметил докладчик. «Например, качество продукта. В образовании и медицине это явно не так». 

Особенностью НКО является привлечение корпоративных доноров. С одной стороны, у бизнеса должен действовать «комплекс вины» (наследие 1990-х и эпохи передела), который толкает бизнесменов вкладывать средства в благотворительность. Но ведь есть и использование НКО для отмывания денег. 

Г-н Полищук утверждает, что в некоммерческом секторе, наряду с классическими НКО, есть и оппортунисты, преследующие исключительно цели наживы. «Неспособность сектора поддержать коллективную репутацию приводит к общему снижению объемов деятельности НКО», - такой вывод сделал Леонид Полищук. Выход он видит исключительно в саморегуляции некоммерческих организаций, они сами должны принять высокие стандарты своей деятельности, поскольку ужесточение контроля со стороны государства приведет к увеличению нагрузки и на добросовестные НКО, они просто будут нести издержки недоверия государства. Еще один способ несколько исправить ситуацию Леонид Полищук видит в осуществлении постоянного мониторинга сектора Общественной палатой. 

А вот первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон настроен оптимистичней. Он отметил, что государство сейчас весьма заинтересовано поддержать некоммерческие организации. «Но, конечно, не все», - уточнил он. «Среди НКО есть и откровенные бандитские кассы! Тем не менее выработать способы контроля и найти некоторый баланс государству необходимо!».

«В рамках конференции мы пытаемся объединить опыт целого ряда организаций по исследованию конкретных особенностей НКО. По итогам планируется издание книги», - подытожил первый проректор Вышки.

Конечно, вряд ли можно рассчитывать на быстрое и эффективное решение тех проблем, которые накопились в некоммерческом секторе. Не стоит рассчитывать и на бурный рост сектора НКО в среднесрочной перспективе. Слишком много противоречий, интересов, мотиваций, в том числе и политических (о чем можно судить по некоторым оговоркам чиновников), сплелось вокруг темы некоммерческих организаций и их деятельности. Однако уже то, что обсуждение проблемы началось и проходит на высоком международном уровне при участии как независимых российских и западных экспертов, так и представителей власти, дает основания полагать, что какие-то сдвиги в этой сфере мы увидим уже в ближайшее время.