• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ангел поделится пенсией Откуда привлекают средства начинающие предприниматели

Ведомости. 2007. № 115. 26 июня

На протяжении 90-х гг. российским малым предпринимателям в вопросах финансирования нового бизнеса приходилось рассчитывать в основном на самих себя, говорит Александр Чепуренко, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ, руководитель московской группы проекта "Глобальный мониторинг предпринимательства – Россия". Сейчас возможности привлечения внешних ресурсов расширились, отмечает он.
Это во многом объясняется тем, что в современной ситуации большинство стартующих предпринимателей приходят в бизнес не в первый раз (их называют "серийными предпринимателями") либо уже имеют параллельно действующий бизнес.

Больше половины российских предпринимателей начинают новое дело на свои кровные. К такому выводу пришли специалисты ГУ-ВШЭ и ВШМ СанктПетербургского университета, изучившие в рамках глобального проекта GEM (Global Entrepreneurship Monitoring) источники финансирования начинающих компаний. На втором месте по значимости так называемый "любовный капитал", т. е. средства, предоставленные друзьями, родственниками, знакомыми. А вот венчурный капитал в России существенной роли не играет.


--------------------------------------------------------------------------------

Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitoring) проводится с 1997 г. по инициативе преподавателей Бабсоновского колледжа и Лондонской школы бизнеса. В исследовании 2006–2007 гг. приняли участие респонденты из 42 стран.


--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

Российскую часть опроса проводил аналитический центр Юрия Левады ("Левада-центр") в сотрудничестве с ГУ-ВШЭ и Высшей школой менеджмента СПбГУ. Были опрошены 2407 человек в возрасте от 18 до 64 лет в 108 населенных пунктах в 41 субъекте Федерации. Опрос проводился методом интервью на дому.


--------------------------------------------------------------------------------

Как показывает исследование, более 40% средств, необходимых для старта собственного дела, российские предприниматели готовы вкладывать сами, утверждают специалисты ГУ-ВШЭ. При средней величине необходимого стартового капитала в 683 015 руб. предприниматели лично в среднем вкладывают 234 235 руб. Типичные значения при этом значительно ниже средних. Типичное значение величины стартового капитала всего лишь 53 543 руб., из них 27 862 руб. предприниматели выкладывают из собственного кармана. Покрыть разницу помогают привлеченные средства, а привлекают их из неформальных источников: деньги дают друзья, родственники и знакомые.

Сколько у нас ангелов

Авторы исследования называют эти неформальные источники, вернее, таких людей, бизнес-ангелами.

В России их нашлось свыше 3,2% трудоспособного населения страны (т. е. не менее 2,4 млн человек). Средний объем их финансовых вложений составил 80 000 руб., а половина неформальных инвесторов вложили в чужой бизнес не менее 35 000 руб. И, как выяснилось, только 8% бизнес-ангелов инвестируют деньги в проекты с хорошей бизнес-идеей. Остальные причиной этих вложений назвали личное знакомство с предпринимателем. Интересно, что почти каждый четвертый бизнес-ангел в качестве основного источника дохода назвал различные социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия по безработице).

У них не лучше

В среднем по всем странам, в которых проводились исследования GEM, цифры несколько больше.

Средняя сумма, необходимая для начала собственного дела, составляет $65 000, из них 62% финансируют сами предприниматели.

Остальное приходится на долю формальных (банки, финансовые институты, венчурные фонды) и неформальных инвесторов (на английском языке их называют 3F – family, friends, foolhardy strangers – родственники, друзья и безрассудные незнакомцы).

Исследователи GEM насчитали по всему миру 208 млн неформальных инвесторов, которые вложили в бизнес в 2006 г. свыше $600 млрд.

Для сравнения: классический венчурный капитал в 2006 г. удалось привлечь лишь 11 066 компаниям, а общая сумма венчурных инвестиций составила лишь $37,3 млрд.

Причем большая часть этой суммы ($21,6 млрд) досталась американским компаниям.

Сами с усами

На протяжении 90-х гг. российским малым предпринимателям в вопросах финансирования нового бизнеса приходилось рассчитывать в основном на самих себя, говорит Александр Чепуренко, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ, руководитель московской группы проекта "Глобальный мониторинг предпринимательства – Россия". Сейчас возможности привлечения внешних ресурсов расширились, отмечает он.

Это во многом объясняется тем, что в современной ситуации большинство стартующих предпринимателей приходят в бизнес не в первый раз (их называют "серийными предпринимателями") либо уже имеют параллельно действующий бизнес. Поэтому, отмечает Чепуренко, у них есть не только собственные ресурсы, но и возможности привлечения финансирования из внешних источников – в их числе не только формальные финансовые институты, но и неформальные инвесторы. Последние, если не иметь в виду ростовщиков, не ожидают отдачи – они рассматривают подобные вложения скорее не как инвестиции, а как помощь друзьям, родственникам и знакомым. Получается своеобразный беспроцентный кредит, продолжает Чепуренко.

Иногда они возвращаются

Среди предпринимателей, стартующих не в первый раз, попадаются такие, кто ранее уже добился успеха, и те, кто потерпел неудачу. Из числа людей, вынужденных выйти из бизнеса, в предприниматели возвращаются более трети.

Половина этой самой трети делает добровольный выбор, для другой половины возвращение в бизнес – шаг вынужденный: найти иные источники материального обеспечения собственного существования им просто не удается, рассказывает Чепуренко.

В бедных странах людей в бизнес гонит нужда, говорит Василий Дерманов, профессор Высшей школы менеджмента СПбГУ. Желание заняться бизнесом напрямую зависит от уровня годового дохода семьи, подчеркивает он. В странах со среднедушевым доходом ниже $10 000 в год очень много так называемых вынужденных предпринимателей. Когда же размер годового дохода приближается к $15 000–20 000 в год, число предпринимателей на душу населения снижается. Зачем рисковать, если работа и так обеспечивает необходимый уровень дохода? Когда же среднедушевой доход повышается еще больше, число предпринимателей в стране вновь начинает расти, в основном за счет людей, которые обеспечили себе некоторый уровень благосостояния и не хотят просиживать штаны в крупных организациях, заключает Дерманов.