• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новое поколение выбирает... менеджмент!

Деловой мир. 1995. № 127. 10 июля

Появлением новых учебных заведений школ, центров, университетов, колледжей и так далее - теперь мало кого удивишь. И все они идут под знаком альтернативности. Шаблоны надоели всем. Много учебных заведений экономического профиля. Одно из них выделяется особо. Высшая школа экономики. Встав в ряд таких титанов экономического образования, как экономфак МГУ, "Плехановка", Финансовая академия, эта школа в то же время считает себя альтернативной по отношению к ним. Да и создана, похоже, с явным покровительством официальных органов. В ее работе участвуют многие влиятельные лица из правительства. Здесь президентом бывший министр экономики Александр Шохин. Научный руководитель - нынешний министр экономики Евгений Ясин. Преподавателями являются все нынешние экономические заместители министра экономики: Уринсон, Коссов, Сергей Васильев. Да и другие имена, которые сейчас на слуху. Возможно, поэтому школа кажется в некотором смысле баловнем судьбы, фаворитом правительственных органов. Ее учредило правительство Минэкономики и Госкомитет по образованию, при активном содействии Европейского союза. Особенно велика роль Франции.

- Ваше учебное заведение столь неординарно, имея такой колоритный состав учредителей и покровителей не только в России, обратилась я к Александру Шохину.

- Мы хотели бы его сделать еще более неординарным, - включился он в разговор. - Пытаемся превратить его из государственного в государственно-частный. Так, чтобы, сохранив в роли учредителей Минэкономики и Госкомвуз, завести официальных соучредителей из крупных реальных экономических и банковских структур. То есть не приватизация нам нужна, как многим другим вузам, имеющим земли, фонды, сдачей которых они могут о еспечивать свое выживание. Мы ищем другой способ приобрести устойчивость - через сильных партнеров, обладающих финансовыми возможностями. Рассчитываем при этом на качество выпускаемых специалистов, и ни на что другое. Полагаем, что именно высококвалифицированные экономисты, которые так необходимы буквально всем фирмам и структурам, являются нашей лучшей рекламой и проводником наших интересов. Фирмам, с которыми мы будем сотрудничать, это выгодно тоже, если они начинают думать не только о текущих краткосрочных интересах, но и подготавливают долгосрочный период своего развития. Пока мы не смогли этого сделать, так как наложен мораторий на изменение состава учредителей государственных вузов. Когда мораторий будет снят, мы, возможно, окажемся первыми, приняв такую новую форму организации вузовской системы. Либо же будем обращаться к законодателям с просьбой сделать для нас исключение. Хотя Александр Николаевич говорит о сращивании с крупными финансовыми структурами как бы в перспективе, однако из разговора с ректором Ярославом Кузьминовым проясняется продвинутость вопроса.

- Мы пошли на компромисс, - говорит Ярослав Иванович.

- Создали совет попечителей из крупнейших банковских структур, куда входит Инкомбанк, "Национальный кредит", Онэксимбанк, "Менатеп", а также "Логоваз". Их помощь уже существенна. Так, банк "Национальный кредит" выплачивает нашим студентам стипендию (по 100 долларов на одних потоках, 50 - на других).

Хотя ректорат добивается перемены статуса, но и статус государственного вуза школе дает многое: бюджетное финансирование. выделенные и закрепленные на баланс здания (школа получила площади на месте высших отраслевых институтов, которые были расформированы Минэкономикой). На студентов школы распространяется право на освобождение от воинской обязанности. Во всем же остальном школа считает себя независимой. Суть такого сочетания я попросила расшифровать Револьда Михайловича Энтова, известного профессора, входящего в четверку высшего органа управления данного вуза.

 

НЕЗАВИСИМОСТЬ. СВОБОДА ОТ ПРОШЛОГО?

- Мы все здесь присутствующие являемся выпускниками экономического факультета МГУ, - напомнил Револьд Михайлович. Все мы обучались по одной и той же программе, по одному и тому же учебнику. Независимость же - это иные программы, иной комплекс отношений со студентами, учебники на выбор. Профессор Энтов имел в виду экономфаковские политэкономические учебники, которые в обязательном порядке и по министерским предписаниям штудировались всеми студентами Союза. Их упоминание и сегодня кого угодно повергнет в уныние. Мертвая сухая кора в зубах. Естественно, их отрицание теперь воспринимаешь с удовлетворением. Но во многих вузах и сегодня те же учебники, лишь немного косметически подновленные, являются литературой для обязательного изучения.

Большинство учебников, которые написаны сейчас вроде бы в духе современной экономической теории, абсолютно неконкурентоспособные на Западе. А профессора, которые их пишут, не смогут сдать экзамены за первый курс, - продолжал подтверждать мои собственные представления Револьд Михайлович.

Хотелось посмотреть учебную литературу, по которой обучают в данном вузе, и мне показали на шкафы вдоль стен ректорского кабинета. "Только они все на языках", - предупредили. В шкафах действительно были роскошные издания иностранных книг, большей частью на английском языке. Знакомые русские слова лишь у четырехтомника Стругацких. Честно говоря, мне хотелось бы увидеть независимость обучения скорее через оригинальные книги самих преподавателей данного вуза. Но увы, пока за независимость выдается освобождение от прежних догм.

 

БАКАЛАВР - ХОРОШО. А МАГИСТР - ЛУЧШЕ?

Кто же те слушатели, которые могут пользоваться столь непростой литературой, да еще на иностранных языках? Сколько их? Какой набор? Как трудно сюда попасть? На каких условиях? Что за срез элитарный попадает сюда? Но прежде всего о преподавателях. Владеют ли они сами языками настолько хорошо? Хотя мне известно, например, что мой собеседник, профессор Энтов владеет свободно несколькими иностранными языками.

- Конечно, наши преподаватели Сорбонн и Гарвардов не кончали, - сказали мне мои собеседники. Но стараются, бывают в командировках за рубежом, и примерно 80% из них владеют иностранными языками. Что же касается студентов, то их усиленно обучают. На постоянной основе здесь работают две кафедры - иностранных языков и математики. Такова концепция школы. Здесь исходят из того, что это два главных средства постижения смысла современной экономической теории. На их основе проводится и специализация по двум направлениям - экономике и менеджменту. В структуре же вуза существует два главных уровня: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Первая ступень дает как бы базовое образование. После этой ступени студенты могут рассыпаться, пойти на работу, уйти совсем. Магистратура - это уже приближение к высокой науке. Какие тенденции? Идут ли туда так же охотно?

- К сожалению, - говорит профессор Энтов, - мы наблюдаем не очень радующую нас тенденцию. В академическую науку и здесь неохотно идут. Да и сама магистратура чрезвычайно трудная для обучения. Берем уже зрелых людей, имеющих высшее образование. Обычно к нам поступают выпускники физтеха, МИФИ, факультета вычислительной математики и других сильных технических вузов. Примерно 90% лекций в магистратуре читаются на иноязыках. Вот и судите - легка ли такая ноша. И, конечно, выдерживают не все. В этом году наш первый выпуск показал отсев - из 200 принятых два года назад к финишу пришли 135 человек.

Револьд Михайлович рассказал о некоем, скорее психологическом, эксперименте, который провели здесь в магистратурном потоке студентов. То, что лекции приезжают сюда читать специалисты из других стран. - это не редкость. И в общем обычное явление. Но то, что студенты сдают голландским профессорам на иностранных языках экзамены и готовят работы, дабы получить второй диплом, приравненный к западным дипломам, - вот это специфический прием, который был задуман в школе. 35 студентов справились с этой задачей и получили дипломы магистра Роттердамского университета. Тем не менее, как отмечают сами мои собеседники, большой тяги к академической науке не чувствуется. Это подтверждает и деление на экономику и менеджмент, с большим разрывом в числе желающих специализироваться во втором. Конкурс в менеджмент в два раза выше, чем на экономику.

- То есть, - спрашиваю, - ищут что поприкладнее?

Я произнесла тем самым неосторожное слово, которое вызвало отчаяние у ректора.

- Ну что значит "поприкладнее"? Это слово меня всегда веселит, - с пылом своего юного возраста воскликнул ректор. - Вы знаете, что как прикладники самым большим спросом пользуются выпускники магистратуры, которые умеют считать риски в банках. Это страшно тяжелое дело. Требует, например, знания теории случайных процессов, которую не на всех курсах преподают, даже на мехмате.

 

ВАШ "МАКИНТОШ" ПОДАН?

Шестилетний курс, делящийся на бакалавриат и магистратуру, имеет два самостоятельных приема, и в обоях случаях он стабильно нарастает. На первый курс бакалавриата в этом году прием 275 человек. Это намного больше прошлогодней нормы. Конкурс был в прошлом году 5 человек на одно место. В магистратуру конкурс поменьше, но тоже высокий - 4 человека на место.

Как мне разъяснили, идет тенденция общего наплыва абитуриентов в экономические вузы со снижением числа поступающих на традиционные экономические факультеты МГУ и другие. В компенсацию идет смещение в вузы такого уровня, как Высшая школа экономики. Они современнее, и у них лучше условия для студентов. Это достигается отчасти за счет больших коммерческих отделений. Обязательный государственный набор здесь есплатный. Но существует коммерческое отделение, составляющее примерно треть от общей нормы поступающих. Платят за обучение 2,5 тысячи долларов. Много ли это? Ректорат считает, что это не так много и что на других экономических факультетах учеба стоит и 3, и даже 4 тысячи долларов.

- Дальше, - считает Револьд Михайлович, - увеличение платы неоправданно. Тот, кто имеет такие деньги, еще немного прибавит и отправит ребенка за границу. Наши же абитуриенты - дети семей средних достатков. Обычно на коммерческие отделения попадают после проваленных квотных экзаменов. В этом году наблюдается нечто новое. Абитуриенты поступают сразу же на коммерческое отделение, не желая пробовать силы на экзаменах. И мы удивляемся, что у народа так быстро растет лагосостояние. (При этих словах настала моя очередь снисходительно улыбнуться.) Впрочем, понятно стало мне и другое. Те две с половиной тысячи долларов, которые платит студент, по всей видимости, окупаются уже на стадии учебы, на первых курсах. Усиленно занимаясь такими прикладными экономическими дисциплинами, как бухгалтерский учет, менеджмент, языками и компьютером, студенты уже легко находят себе вечернюю работу в коммерческих структурах. И, как говорит профессор Энтов, "студенты зарабатывают не разнорабочими и машинистками, а своей будущей профессией, и у них появляется стимул к самой учебе". Кстати, пишущая машинка во всем вузе одна! А в компьютерные классы никаких очередей. Вуз обильно оснащен компьютерными системами "Макинтош". (Знаю, что во многих обычных вузах студенты неделю стоят в очереди в компьютерный класс.) Что же касается трудоустройства студентов, то здесь одна проблема - как им ведущие банки, в том числе из попечителей, не забирали студентов с. первых же курсов. Недовольны банком "Менатеп", который назначил первокурсника начальником отдела. Но уж после окончания выпускников нарасхват берут коммерческие структуры, где им назначают плату значительно более высокую, чем та, которую получают преподаватели школы.

 

СЕКРЕТНЫЕ ЛАНЫ

На вопрос, сколько получают преподаватели, я получила ответ: "Не так много, как на Западе, и не так мало, как в наших государственных вузах". Интересный нюанс. Пребывая в царстве математики и очень конкретной экономики, иногда я чувствовала, что некоторые разъяснения в разговоре страдали несвойственной для данных дисциплин неопределенностью. Трудно получались ответы на вопросы о конкретном числе студентов (что-то около 2000, включая короткие курсы). А также преподавателей (примерно 120). очему-то столько случайных величин и неопределенностей. И уж совсем замешательство наступило, когда я попросила показать мне реальные учебные программы. Поскольку в шкафах с роскошными изданиями их не оказалось, то вызвали специально первого проректора Рустама Нуреева, которого я помнила тоже как профессора-звезду экономфака МГУ. В поисках программ мы обошли с ним разные кабинеты, пока наконец не попали в шохинский, где мы обнаружили искомые программы. Мой пыл вчитаться в них, однако, очень сильно остудился, когда профессор Нуреев между прочим сказал, что они секретные. Сослался на западную практику. Ну что ж. Возможно. Обвести меня нетрудно. Ведь и я не кончала Сорбонн и Гарвардов. Но почему-то наша отечественная практика, когда в вузах перед каждым семестром рассылают программы, методички, дайджесты курсов и прочие свидетельства интеллектуальной собственности, мне показалась куда привлекательнее заемных приемов. Впрочем, не будем спорить и придираться. Ведь структура только формируется.

Одно ясно. При всех недоработках и многих еще неизвестных в ряду высших экономических учебных заведений расчищает себе место и вырастает сильный конкурент. Как говорят здесь, жизнь начинается с чистого листа. Это касается не только помещений, новых аудиторий, современных компьютерных классов к лабораторий, но и груза прошлых научных напластований, устаревших диссертаций, не подтвердивших себя догм. Мне понравилось, что здесь нет эйфории отказа от всего прошлого. Мои собеседники говорили об открытости по отношению к западному образу экономических представлений. Однако я уловила открытость и по отношению к собственному прошлому и нынешнему бытию. Но именно из такой терпимости к разным взглядам могут взойти искомые семена действительной независимости и альтернативности в образовании.