• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ГУ-ВШЭ отвечает на вызовы времени

Ректор ВУЗа. 2010. № 6. 25 июня

Государственный университет – Высшая школа экономики в прошлом году стал обладателем категории «Национальный исследовательский университет». Каковы первые итоги работы в новом статусе и перспективы дальнейшего развития университета, рассказал на экспертном совещании ректор Ярослав Кузьминов.

 

На сегодняшний день ГУ-ВШЭ - это единственный национальный исследовательский университет, основной профиль которого - социально-экономические науки, математика и информатика. Напомним, что социально-экономические науки - это 40 % нашего высшего образования. Вышка на сегодня является достаточно популярным университетом, это единственный социально-экономический вуз, включенный в рейтинг QS-THES (до 2010 г. - рейтинг Times) в числе 11 российских вузов. В рейтинге университетов мира Webometrics ГУ-ВШЭ поднялся на второе место среди вузов России, уступив только МГУ им. Ломоносова.

Университет обладает высокопрофессиональными кадрами, в прошлом году он достиг достаточно высокого уровня заработков профессорско-преподавательского состава. В ГУ-ВШЭ один из самых молодых составов ППС и один из самых высоких показателей в России востребованности и заработной платы выпускников.

Все выпускники ГУ-ВШЭ хорошо владеют иностранными языками, готовы к работе на глобальном рынке. Качество подготовки бакалавров - на уровне ведущих университетов мира. Поэтому выпускники ГУ-ВШЭ легко поступают на магистерские программы за рубежом. По объему исследований и разработок на преподавателя (30 тыс. долларов) ГУ-ВШЭ достиг уровня западноевропейских университетов и превосходит все вузы Восточной Европы.

Запланированные показатели результативности мероприятий и показатели эффективности реализации Программы развития к концу 2009 г. в целом достигнуты. При этом многие плановые количественные показатели были перевыполнены. К примеру, разработано больше, чем было запланировано, новых магистерских программ и дистанционных курсов. Доля студентов магистратуры, поступивших из других вузов, составила 47 % вместо планируемых 35 %. Значительно увеличилось число научных подразделений: институтов, лабораторий, центров, научных и проектных лабораторий. Более чем в 2,5 раза увеличилось число научных статей по приоритетным направлениям развития вуза, опубликованных в периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями. Увеличилось количество совместных международных исследовательских проектов (28 вместо запланированных 16). Доля преподавателей, участвующих в проведении научных исследований и разработок, выросла до 45 % (план - 44 %) как результат комплексной программы поощрения их научной деятельности.

Тесная интеграция образовательной и научно-проектной деятельности в университете обеспечивается за счет формирования сети научно-учебных и проектно-учебных лабораторий, а также работы научно-исследовательских семинаров в рамках магистратуры.

Научно-учебные лаборатории объединяют молодых преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся академическими исследованиями в тех или иных областях. Студенты проходят здесь путь от обычного стажера до полноценного исследователя. В настоящий момент в ГУ-ВШЭ работают 20 таких лабораторий, пять из которых были созданы в 2009 году. Совместную научную работу ведут в этих лабораториях представители разных факультетов, что обеспечивает междисциплинарность исследований.

Высокий средний балл зачисленных в бакалавриат Высшей школы экономики по результатам ЕГЭ (83,1 - на бюджетное отделение и 70,2 - на коммерческое) свидетельствует о том, что в ГУ-ВШЭ поступают наиболее талантливые выпускники российских школ. По этому показателю ГУ-ВШЭ входит в тройку вузов-лидеров в стране. Из собственных средств университет устанавливает 30-70 %-ные скидки на оплату обучения для сильных учащихся коммерческих отделений бакалавриата и магистратуры.

Но существуют и зоны отставания ГУ-ВШЭ от ведущих социально-экономических университетов мира. Недостаточны экспорт и импорт знаний и «мозгов». Число иностранных студентов составляет всего 1,5 % против 30 % в среднем по конкурентам. Преподаватели с иностранными дипломами составляют всего 3 % против 25 %.

Число публикаций в международных реферируемых журналах в десятки раз меньше, чем у ведущих мировых вузов.

Инфраструктура проживания и обучения непривлекательна, в то время как все университеты первой сотни имеют компактные кампусы. К тому же бюджет ГУ-ВШЭ на порядок ниже, чем в передовых вузах мира.

Развитие университета сдерживается рядом ограничений. Это нормативные ограничения, заключающиеся в нерациональном требовании к расходованию средств федерального бюджета, а также в ограничениях на приглашения зарубежных специалистов.

Существенно сдерживают развитие и финансовые ограничения. В ГУ-ВШЭ внебюджетное финансирование превышает 50%, но заработанные деньги идут не на развитие, а на удержание кадров. Расходы на исследования в десятки раз ниже, чем у конкурентов. НИУ не дали права потратить на рубля из выделенных денег на собственную науку.

Университет испытывает дефицит преподавателей, владеющих современными образовательными технологиями, занимающихся научными исследованиями и являющихся носителями конкурентоспособной академической культуры. Отсутствие единого кампуса и серьезное отставание по площадям мешает междисциплинарным разработкам, не позволяет реализовать модель преподавателя полного дня, препятствует интеграции образования и исследований.

Для достижения международного уровня необходимо существенно увеличить число и качество кабинетов преподавателей, осуществить «стягивание» университета к единому кампусу. Необходимо строить общежития для иностранных студентов и профессоров, специальные помещения для современных лабораторий. Для организации самостоятельной работы студентов нужно развивать открытые образовательные пространства.

Задача ГУ-ВШЭ - обеспечить конкурентоспособность в глобальном научно-образовательном пространстве. Это довольно сложная проблема для экономистов, менеджеров, социологов и юристов, потому что российские специалисты в области социальных наук долгое время существовали вне международного контекста, долго не воспринимались за рубежом и преодолеть это непросто.

Если говорить о более прикладных задачах, то Вышка должна готовить кадры с новыми компетенциями. Ее студенты должны быть не хорошими исполнителями, а или исследователями, или аналитиками. Необходимо сформировать конкурентоспособный центр в области социально-экономических наук, который признавался бы ученым из-за рубежа и куда ездили бы обучаться в аспирантуру. И университет должен продолжить свою деятельность как крупнейшая в Москве публичная площадка для обсуждений. Она должны реализоваться не только через семинары и конференции, которые здесь проводятся, но и через интернет-ресурсы, издательскую деятельность и т.д.

Направления, по которым ГУ-ВШЭ объявлена национальным исследовательским университетом, это экономика, социология, менеджмент и государственное управление. Какие задачи до 2018 года университет может сформулировать? Инновационное образование, построенное на гибких траекториях и на возможностях по семестру в год проводить в другом университете. ГУ-ВШЭ станет магистерским, аспирантским университетом. В этом году на каждого бюджетного бакалавра здесь примут одного бюджетного магистра, будет 1650 мест в магистратуре. Это гигантская цифра, больше, чем в МГУ, МГИМО и Финансовой академии вместе взятых. В центре учебного процесса необходимо поставить проектно-исследовательскую работу студентов. Будут развиваться совместные программы с зарубежными университетами. Сейчас их в Вышке около 100.

В университете довольно долго спорили, насколько возможно увеличивать аспирантуру. Многие считают, что максимальное число аспирантов не должно превышать 1300-1400 человек по сравнению с нынешними 700-800. Дело в том, что у нас в России практически отсутствует рынок труда для сильных, амбициозных ученых, которые были бы подготовлены в аспирантуре. Поэтому решено было ограничить рост аспирантуры и действовать по принципу «Лучше меньше, да лучше».

В исследовательской деятельности перед ГУ-ВШЭ стоит цель добиться главенствующей роли в некоторых областях социально-экономических наук, где можно рассчитывать на международное признание коллег. Это экономическая социология, прикладной институциональный анализ, социально-экономическая статистика, этносоциология и этнопсихология и др. Вышка планирует сформировать дееспособный научный коллектив на таких направлениях, которые новы для России, которых у нас просто нет. Это эконометрия и социометрия, теория контрактов, когнитивные исследования, экономический анализ права, сравнительное право, экономическая история, поведенческая экономика и финансы. Для этого необходимо пригласить команду молодых исследователей из ведущих мировых университетов, а также отправлять аспирантов и молодых преподавателей ГУ-ВШЭ в мировые центры компетенций на стажировки.

Вышка хотела бы повторить китайский опыт, где стали издавать свои научные журналы на английском языке. В ближайшие 3 года ГУ-ВШЭ основную часть своих научных журналов переведет на международные права. По-другому интегрироваться в международное сообщество невозможно.

Следующее направление - это распространение социально-экономических знаний через студентов в реальную экономику. Для этого необходимо сформировать вокруг университета сет научных и образовательных центров, превратить филиалы ВШЭ в лидирующие социально-экономические вузы Приволжского и Северо-западного федеральных округов.

Обновление и развитие кадров - одна из ключевых задач, потому что основной капитал университета - это преподаватели. Университет должен решить для себя очень болезненную и тяжелую задачу: обновление половины преподавательского корпуса и половины научных сотрудников - это 2 тыс. человек. В первую очередь эту проблему можно решить благодаря эффективному контракту. Профессор ГУ-ВШЭ в среднем получает 136 тыс. рублей. Из них только 25-30 тыс. рублей - это деньги дополнительного образования, а все остальное связано с исследованиями и стимулирующими надбавками. В университете намерены вытеснять «чистых преподавателей» экономически и морально через финансовые стимулы и создание условий для занятия научной деятельностью. Будет развиваться институт научных и учебных ассистентов для закрепления академического выбора студентов.

В Вышке есть программа привлечения лучших кадров с международного академического рынка труда. В 2010 году планируется нанять еще 15 преподавателей, получивших докторскую степень в ведущих западных университетах. К 2015 году в ГУ-ВШЭ будут работать не менее 150 «западных» докторов, что составит 10 % от штатных преподавателей.

Ключевые задачи на 2010 год довольно амбициозны: это и разработка собственных образовательных стандартов, и попытка запустить другого типа аспирантуру, существенно увеличить число студентов, участвующих в новых формах работы, и впервые предложить магистерские курсы на английском языке, и начать разрабатывать инновационную программу экономического бакалавриата совместно с Российской экономической школой.

Перед ГУ-ВШЭ стоят сложные управленческие задачи, поскольку вуз переходит в статус автономного учреждения.

На основании итогового отчета за 2009 год экспертное совещание отметило, что, несмотря на сжатые сроки и первоначальную неопределенность многих формальных процедур, ГУ-ВШЭ удалось создать эффективную систему администрирования. В результате заложены основы изменений, необходимых для динамичного развития вуза как национального исследовательского университета (НИУ) и эффективной работы в рамках приоритетных направлений.

Говоря о задачах развития Высшей школы экономики в ближайшем будущем, участники совещания рекомендовали заложить в магистерские программы вуза значительное количество прикладных компетенций, востребованных конкретными работодателями. Это позволит университету повысить конкурентоспособность выпускников, поставляя на рынок специалистов, обладающих уникальными (в том числе междисциплинарными) компетенциями. Чтобы обеспечить международное признание научных исследований и разработок, ГУ-ВШЭ должен находить перспективные ниши (например, отраслевые, региональные), опираясь на непосредственный опыт изучения переходной экономики. А в рамках прикладных исследований, по мнению участников встречи, следует приступить к разработке кейсов на примерах российской практики реализации социально-экономической политики. Также совещание рекомендовало Министерству образования и науки РФ шире использовать возможности ГУ-ВШЭ для повышения квалификации преподавателей других вузов, распространения инновационных социально-экономических знаний и практик, содействия развитию профессиональных сообществ и сетей.