• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Защита" от бюрократа: аспиранты ГУ-ВШЭ сдают кандидатские во Франции

РИА Новости. 1 ноября 2010

Опубликовано интервью с директором центра по сотрудничеству с Францией, Канадой и франкоязычными странами Европы ГУ-ВШЭ Ириной Мальцевой

Взгляды на науку в России и Франции достаточно близки, однако некоторые аспиранты ГУ-ВШЭ предпочитают защищать кандидатские диссертации во Франции из-за чрезмерно забюрократизированной системы защиты в России, считает директор центра по сотрудничеству с Францией, Канадой и франкоязычными странами Европы ГУ-ВШЭ Ирина Мальцева. О том, что нужно изменить в российской системе образования, чтобы студенты и аспиранты охотнее защищались и работали в России, Мальцева рассказала РИА Новости по итогам российско-французской научно-практической конференции «Экономика, политика, общество: новые вызовы, новые возможности»:

- Ирина Вячеславовна, как бы Вы могли охарактеризовать состояние российско-французского сотрудничества по образовательным и научным программам?

- Положительно, потому что практически у всех крупнейших вузов России есть определенные связи с французскими партнерами. У одних это просто программы обмена, у других это научные связи, у третьих – совместные программы с получением двух дипломов.

С учетом того, что 2010-й - это Год Франции в России и Год России во Франции, эти контакты, конечно, еще больше активизировались. Подтверждением этому является, в частности, наша российско-французская конференция. Впервые мы пригласили в ГУ-ВШЭ представителей не одного французского университета, а фактически всех ведущих французских вузов и научных центров.

- Как сотрудничают ГУ-ВШЭ и университеты Франции вне конференций, в «будничной» научной жизни?

- У нас существует программа двойных магистерских дипломов в области экономики, менеджмента, права, социологии. Первый год наши студенты учатся в магистратуре в России, второй год – в магистратуре различных вузов Франции. На выходе они получают такой же национальный  диплом полноценных магистров, как и французские студенты.

- Что эта программа дает самим студентам, и какова польза от такого сотрудничества «Вышке»?

- Это дает студентам возможность поступить в аспирантуру и защититься во Франции. В итоге у них на руках имеется два диплома, они владеют английским и французским языками, приобретают некий социальный опыт во время жизни во Франции. Поэтому они, конечно, востребованы на рынке труда, у них нет проблем с поиском работы, в отличие от многих других студентов.

Для нас же это возможность выпускать совместные публикации, выходить на международные рынки. Благодаря таким связям и контактам повышается узнаваемость нашего университета за пределами России.

- Выпускников ГУ-ВШЭ ждут на работу во Франции? Не вредна ли такая «утечка мозгов» для российской экономики?

- Да, очень многие наши выпускники начинают работать во Франции на различных предприятиях. Их ждут на работу, потому что мы отправляем лучших студентов. Программа двойных дипломов не для всех, а только для тех, кто успевает здесь. Французы нам говорили, что присутствие в группе наших студентов повышает общий уровень группы.

Что касается «утечки мозгов», то мы тоже думали: как же так, мы их учили, они получили два диплома, а работают теперь за границей? Однако наш ректор Ярослав Кузьминов считает: пусть пока поработают, это ведь тоже продвижение ВШЭ на международных образовательных рынках. Когда наших выпускников спрашивают, где они получили базовое образование, они говорят, что в ВШЭ.

- Как сделать Россию более привлекательной для ученых?

- Нужно создавать условия. Если ученые, в том числе выпускники ГУ-ВШЭ, поймут, что здесь им будет интересней и лучше, я думаю, они приедут. Я говорю не столько о финансовых условиях, сколько об условиях для проведения научных исследований: лаборатории, оборудование, возможность ездить на конференции, публиковаться. Эти вещи, к сожалению, у нас пока еще хромают.

Если все это будет создано, большого оттока наших ученых не будет. Конечно, в целом научный обмен будет всегда. Ну и хорошо, пусть будет мобильность, пусть исследователи возвращаются к нам с новыми мыслями и идеями.

- Есть ли какие-то особенности культурного восприятия образования и науки во Франции и в России?

- В этом плане мы очень близки. Если это серьезное исследование, подтвержденное данными, то его будут воспринимать с интересом и уважительно и в России, и во Франции.

А вот требования к защитам кандидатских диссертаций у нас отличаются в корне. И многие студенты, после того как защищаются во Франции, не защищают в России кандидатские, потому что не хотят связываться с нашей бюрократической процедурой. Им кажется, что саму кандидатскую написать проще, чем пробежать по всем инстанциям, собрать бумажки, подписи, рекомендации и прочее.

Во Франции большое внимание уделяется качеству самой работы, наличию публикаций в серьезных журналах. Для обеспечения независимости экспертизы французские вузы обязательно приглашают на защиту диссертации оппонентов из других высших учебных заведений. Причем, иногда даже не только из французских, но и из канадских или немецких. Сама защита проходит в творческой атмосфере. Высказывается даже не критика: что вы не сделали, почему не показали, а конструктивная критика: мы вам советуем развивать эту тему, может быть, вам лучше подойти к этому с другой стороны…. Люди, входящие в диссертационный совет, всегда детально владеют темой, обязательно ознакомились с самой работой, публикациями, так что это, действительно, профессиональный разговор по делу.