• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Закон о лоббизме нужен. Но появится он не скоро

Известия. 26 марта 2004

Бизнес готов делиться с государством, но только по единым для всех правилам. Прежде чем начинать писать лоббистское законодательство, необходимо совместными усилиями выстроить принципиально новые и цивилизованные взаимоотношения между бизнесом и властью - таковы итоги "круглого стола" "Взаимодействие бизнеса и власти", прошедшего 25 марта в Высшей школе экономики.

Формальным поводом для дискуссии представителей бизнеса, многие из которых занимали высокие посты как в исполнительной, так и в законодательной власти России, было открытие в Высшей школе экономики (ВШЭ) новой базовой кафедры "Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти". Возглавит кафедру экс-министр экономики, бывший депутат Госдумы, председатель наблюдательного совета "Ренессанс Капитала", президент ВШЭ Александр Шохин. Будущим джиарщикам (в общемировой практике специальность называется "Government relation", по ней готовят специалистов по выстраиванию отношений с госструктурами) преподавать теорию согласились крупные бизнесмены, представители инвестиционных компаний, депутаты - те, кого навряд ли можно назвать запасными игроками на поле лоббизма. С практикой тем не менее сложнее - председатель совета директоров "Ренессанс Капитала" Олег Киселев не стал скрывать от потенциальных студентов, что джиаром в основном занимаются или владельцы компаний, или крупные акционеры, или, на худой конец, топ-менеджеры. "Джиар-агентов в России не существует, - подытожил Киселев, так что не должно возникать иллюзий, что есть огромная нужда в таких людях". Если, конечно, заметил он, на кафедру не придут учиться дети больших джиарщиков, которым их отцы в перспективе передадут бизнес. В любом случае, считает Киселев, перед выпускниками открывается потенциальная возможность организовать собственное дело.

Однако, пока в России не будет принят закон о лоббизме, который, собственно и должен такую форму предпринимательской деятельности поставить на легальные рельсы, говорить о реальном применении потенциальных выпускников бессмысленно. Как известно, после парламентских слушаний по вопросу лоббизма, проведенных в 1995 году, соответствующее законодательство так и не было принято. Многообразие законопроектов о лоббизме, рождавшихся как внутри Думы, так и за ее стенами, не рассматривается всерьез ни бизнесом, ни властью.

- Проблема заключается в культуре взаимоотношений представительных органов и их контрагентов. Все аспекты их отношений описать в законе невозможно. По большому счету, эта сфера так и останется нерегулируемой, - считает глава комитета по промышленной политике Совфеда, бывший зампред правления РАО "ЕЭС" Валентин Завадников.

К тому же стимула для принятия такого закона, по большому счету, нет ни у бизнеса, ни у власти. И тех, и других устраивает нынешнее положение вещей - когда по каждому конкретному случаю отношения можно выстраивать исходя из персоналий, степени равноудаленности, значимости игроков и собственно бизнес-сферы. С принятием же закона правила игры по логике должны стать для всех одинаковыми. А это сейчас невыгодно ни тем, ни другим.

- Закон о лоббизме, конечно, нужен, но о скором его принятии речь пока не идет, - считает исполнительный секретарь РСПП Игорь Юргенс. Он убежден, что до того, как принимать закон, необходимо выстроить собственно отношения между властью и бизнесом, которые и регулируют лоббистское законодательство.

Первоочередная задача для бизнеса при выстраивании таких отношений - максимально корректно выбить у власти право на саморегулирование. Однако государство, чиновничья армия которого пока не собирается освобождаться от приносящей хорошие дивиденды регулирующей роли, по словам главы думского комитета по собственности Виктора Плескачевского, "с муками отступает от этого". Представители же бизнеса не скрывают, что сейчас особые надежды возлагают не на лоббистское законодательство, а на закон о защите бизнеса и предпринимательства и на создание института саморегулирования. Плескачевский даже предложил ввести понятие "презумпция негосударственного регулирования". Однако до сих пор власти не требовалось доказывать свое право на вмешательство в бизнес-процессы, и пока нет оснований считать, что она от него откажется.

- Фундаментально государство присутствует в бизнесе на Западе больше, чем у нас, - считает президент Альфа-банка Петр Авен. Однако это присутствие не должно сводиться исключительно к тезису о том, что бизнес должен делиться, который, как считает почетный президент "Вымпелкома" Дмитрий Зимин, перерос уже на уровень национальной идеи.