• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университетам на вооружение

Юрист вуза. 30 августа 2009

19 тезисов, которые помогут высшим учебным заведениям «выжить» в условиях кризиса

В Государственном университете - Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) разработана антикризисная программа для вузов – 19 тезисов, которые помогут высшим учебным заведениям «выжить» в условиях кризиса, считает ректор Ярослав КУЗЬМИНОВ.

НЕЛЕГКИЕ ВРЕМЕНА

Высшее образование тоже почувствовало удары кризиса. Упали внебюджетные доходы вузов, прошел 15% секвестр так называемых «незащищенных статей» бюджетного финансирования — средств на закупки, ремонты и пр. Ряд вузов снизил внебюджетные доплаты преподавателям, сократил инвестиционные проекты. Увеличилось число отчислений студентов по причине неспособности оплачивать обучение.

Я. Кузьминов подчеркнул: «Вузы в 2009 и 2010 гг. ожидает сокращение числа абитуриентов — как за счет демографического спада, так и исчерпания волны вторичного спроса на высшее образование со стороны 25-35-летних (именно эта волна спроса привела к росту численности студентов до 7 млн чел. в последние 5 лет). Общее сокращение спроса может достигнуть 15%, в секторе платного образования — 30% и более. Перед университетами встает вопрос: как жить в условиях сокращения спроса и секвестра бюджетных расходов? Значит ли это, что надо просто стиснуть зубы и выживать? Или сделать более скромными программы развития, отказаться от инвестиций? Или закрывать ориентированные на рынок блоки деятельности?».

АНТИКРИЗИС ПО-ВУЗОВСКИ

При появлении первых признаков кризиса, осенью 2008 г., ГУ-ВШЭ разработал и принял антикризисный бюджет, а в последующие полгода — антикризисную программу, покрывающую все направления его деятельности.

Разумеется, рецепты Вышки годятся только для сильных, жизнеспособных вузов, сохранивших научные школы и имеющих, что предложить своим студентам.

Остальные могут столкнуться с серьезными трудностями. Во-первых, они работают в такой рыночной нише, где цена обучения составляет от 30 (регионы) до 60 (крупные города) и 90 (Москва) тыс. руб. в год. Это спрос семей, которые, как правило, платить больше просто не могут и не имеют значительных накоплений. В условиях экономического спада наиболее вероятен спад спроса именно в этом секторе. С другой стороны, вузы (часто имеющие более 65% платных студентов) не имеют резервов для даже временного снижения цен: в этом случае они будут вынуждены увольнять преподавателей.

Выходом могла бы быть программа образовательных кредитов, но если такая программа и будет запущена, ее участниками с большой вероятностью станут все те же вузы «первой сотни». Дело в том, что и банкам, и Минфину важно снизить риски невозврата кредитов от тех, кто может просто не найти хорошо оплачиваемой работы после окончания вуза. Иначе речь пойдет о расходах бюджета (на гарантии банкам) уже не в сотни миллионов, а в десятки миллиардов рублей. К тому же Минфин обоснованно опасается, что как только программа распространится на «любые» вузы, через нее пойдет настоящий поток мошенничества (когда обучение является фиктивным — для получения «дешевых денег»). Минобрнауки также заинтересовано в ограничении масштаба эксперимента — так по нему легче отчитаться.

Несмотря на то; что программа написана в форме советов ректорам вузов, ее адресатами являются, в первую очередь, абитуриенты.

Во-первых, у абитуриентов с ЕГЭ есть в этом году хороший шанс поступить в ГУ-ВШЭ. Число бюджетных мест, остающееся после зачисления победителей олимпиад, составляет не меньше 600 в Москве и еще столько же в Питере, Перми и Нижнем (где тоже хорошо учат). Это примерно в два раза больше, чем в прошлом году — из-за исчезновения категории медалистов, которые пользовались раньше преимущественными правами зачисления по двум экзаменам. Это может снизить планку доступности бюджетного места в Вышке — или, в случае резкого роста числа ЕГЭ-шников, направивших в ГУ-ВШЭ свои доку-менты, как минимум оставить ее на прошлогоднем уровне. Во-вторых, Вышка пошла на оригинальный — и сильный — маркетинговый ход, заранее объявив скидки на свое платное обучение (одно из самых дорогих в стране) тем студентам," которые сдадут ЕГЭ на высокие баллы. Тем самым вуз рассчитывает на рациональное решение многих отличников: пойти учиться в ГУ-ВШЭ за относительно небольшие деньги, вместо того, чтобы поступать на бюджет более скромного вуза. ГУ-ВШЭ предоставляет «платным» студентам, вошедшим в первые 35% рейтинга, скидки от 30 до 70% на следующий год обучения (попавшие в 10% переводятся на бесплатное обучение даже при отсутствии бюджетных мест). Университет обменивает 20% своих доходов на талант и упорство студентов, рассчитывая, что их последующая карьера внесет вклад в репутацию «альма-матер».

 

КАК УНИВЕРСИТЕТАМ ВЕСТИ ВЕБЯ В КРИЗИС: 19 ТЕЗИСОВ ВЫШКИ

1.          Формировать резервы. Резерв должен компенсировать вероятный недобор доходов и секвестирование бюджетных ассигнований в объеме до 22%. (Финансовый план-2009, утвержденный Ученым советом ГУ-ВШЭ в октябре 2008 г., включал около 300 млн руб. резерва.)

2.          Закрывать ненужное. Кризис — последний звонок для ликвидации неэффективных, потерявших рынок подразделений и образовательных программ. Иначе нельзя найти ресурсы на новые проекты (в этом году ГУ-ВШЭ «пустил под нож» несколько кафедр и научных подразделений).

3.          Экономить на ремонтах и обслуживании. Университет, традиционно тративший больше 100 млн руб. в год на капитальный и текущий ремонт и другие хозяйственные закупки, сократил соответствующие расходы в два раза. Перевод традиционных сервисов (клининг, инженерное обслуживание) на аутсорсинг позволил в условиях кризисного спада соответствующих рынков достигнуть значительной экономии средств университета. Проведенные зимой аукционы на клининг зданий завершились 40% экономией по сравнению с затратами прошлого года.

4.          Современные сервисы позволяют тратить меньше. ГУ-ВШЭ подписан на все мировые электронные библиотечные ресурсы по своим направлениям наук. 90% используемой литературы — в электронной форме. Ежегодные затраты в 15 млн руб. позволяют обеспечивать студентов и преподавателей информацией на уровне, эквивалентном минимум 75 млн руб. в год в «бумажном» варианте библиотеки. Университет ограничил расходы на компьютеры. Дело в том, что у поступившего в университет студента уже есть свой компьютер, и дело университета отныне — не расширять число компьютерных классов, а предоставить доступ к бесплатным интернет-сервисам из любой точки в зданиях университета, а в последнее время — и из дома.

5.          Не экономить на преподавателях. На фоне сокращения других расходов университет увеличил в среднем на 10 тыс. рублей в месяц гарантированную оплату своих преподавателей. Параллельно ужесточаются конкурсные требования: не имеющий научных результатов за последние два года преподаватель Вышки не может быть рекомендован на очередной срок.

6.          Воспользоваться кризисом на Западе. Рынок труда для молодых ученых на Западе упал. ГУ-ВШЭ расширяет программу приглашения лучших молодых докторов наук, закончивших ведущие университеты мира. Число молодых РШ в университете достигло в этом году 30 чел. и будет прирастать в среднем по 10 чел. в год.

7.          Воспользоваться кризисом в бизнесе для приглашения лучших практиков. В дополнение к существующим базовым кафедрам они составят костяк совершенно новой формы обучения — проектно-учебных лабораторий. Научные институты ГУ-ВШЭ пополнились несколькими десятками бизнес-аналитиков.

8. Использовать кризис для привлечения лучших студентов к академической карьере. ГУ-ВШЭ резко расширил все формы академического вовлечения лучших студентов в образовательную и научную работу. Научно-учебные лаборатории, учебные и научные ассистенты, гранты «учитель - ученики» предполагают, что отобранные студенты — на сегодня больше 400 чел. — получают оплату за свой труд. Университет здесь конкурирует с бизнесом, который вовлекает 65% студентов старших курсов Вышки в работу стажерами и на полставки. Бизнес временно ослаб — и это лучшее время побороться с ним за отличников. Параллельно введены 2-летние «стартовые гранты» для молодых преподавателей, гарантирующие им зарплату не меньше 40 тыс. руб. в месяц.

9.          Формировать предпринимателей. Сегодня продукт Вышки — менеджеры, аналитики, ученые и чиновники. Доля выпускников, начинающих собственный бизнес, не превышает 10%. Поставлена задача удвоить этот показатель за 5-7 лет. Университет в 2009-2010 гг. резко расширит масштабы «выращивания» молодежных бизнес-проектов. Бизнес-инкубатор, который сейчас поддерживает около 10 стартапов, будет поддерживать до 50, аналогичные структуры будут созданы на факультетах. Создаются 20 проектно-учебных лабораторий, финансируемые из бюджета университета первые три года работы.

10.        Инвестиция в доверие: «Ты можешь сюда поступить». Прозрачность как процедуры поступления, так и обучения в ГУ-ВШЭ давно стала визитной карточкой вуза. В тяжкую годину руководителям российских университетов полезно сделать минимальные инвестиции в оперативность и полноту интернет-сайта вуза, в том числе в период приемной компании.

11.        Развивать магистратуру. Спад экономики совпал с демографическим спадом. Кандидатов для поступления на 1-й курс становится все меньше. В этих условиях те вузы, которые сохранили конкурентоспособные научные школы, имеют возможность сохранить и даже увеличить свои образовательные программы за счет открытия новых магистратур и привлечения в них выпускников других вузов. ГУ-ВШЭ расширил в этом году прием в магистратуру в полтора раза, до 1010 бюджетных и почти 400 платных мест на 35 программах. Для отбора лучших университет проводит в этом году 10 выездных зимних и летних школ, а также впервые в России — олимпиады бакалавров.

12.        Использовать олимпиады для привлечения лучших студентов. Аудитории ГУ-ВШЭ традиционно заполняли победители федеральных предметных олимпиад и многопрофильной олимпиады ГУ-ВШЭ. В 2009 г. университет признал право победителей большинства других профильных олимпиад, проводимых ведущими вузами по всей России, на внеконкурсное зачисление на соответствующие факультеты ГУ-ВШЭ. Это не только повысит качество контингента, но и поднимет престиж многих региональных олимпиад, будет способствовать их авторитету и привлекательности в глазах школьников.

13.        Не повышать цены. В 2009 г. обучение для студентов-контрактников 1 -го курса будет стоить столько же, сколько стоило в 2008.

14.        ЕГЭ — это ваш шанс. В условиях сокращения числа абитуриентов вузы, которые считают свое образование качественным, должны использовать ЕГЭ для привлечения лучших студентов. Впервые в российском образовании ГУ-ВШЭ в 2009 г. заранее объявил о скидках в зависимости от набранных по Единому экзамену баллов. Например, выпускник школы с 300 баллами ЕГЭ по 4 профильным предметам будет платить всего 50% от 300 тыс. руб. цены платного обучения на факультете менеджмента ГУ-ВШЭ.

15.        Студенты - платники: не просто поддерживать, а поддерживать лучших. Вузам России полезно перенять — хотя бы в качестве антикризисной меры — практику ГУ-ВШЭ, устанавливающего скидки от 30 до 70% в оплате обучения тем студентам, кто добился явных успехов в учебе. Сегодня такие скидки получает каждый четвертый студент, обучающийся в ГУ-ВШЭ за деньги.

16.        Привлекать студентов из других регионов. Благодаря ЕГЭ и проведению многопрофильной олимпиады ВШЭ в 30 регионах России ровно половина студентов Вышки — из провинции. Это самый высокий показатель среди столичных вузов. ГУ-ВШЭ никогда не устанавливал каких-то квот на прием иногородних студентов: все зависит только от их способностей. Когда мест в своих общежитиях не хватало, ГУ-ВШЭ арендовал общежития на рынке.

17.        Помогать студентам находить практику и работу. Университет традиционно проводит Дни карьеры и ярмарки вакансий с участием крупнейших работодателей. При появлении сигналов насыщения традиционных рынков труда факультеты университета расширяют круг вовлеченных компаний за счет малых и средних предприятий.

18.        Помогать выпускникам. Вышка не позволяет выпускникам оторваться от альма-матер. Они имеют пожизненное право прохода в родной вуз, могут пользоваться библиотечными сервисами, посещать лекции. Для многих молодых специалистов — «белых воротничков» кризис означает потерю работы. Центр развития карьеры ВШЭ — подразделение, созданное выпускниками и для выпускников — активно помогает найти новые варианты на рынках труда, выработать оптимальную личную стратегию. Для тех, кто хотел бы во время кризиса инвестировать в свой человеческий капитал, ГУ-ВШЭ предоставляет скидки на программах дополнительного образования.

19.        Кризис — лучшее время для расширения программ дополнительного образования. ВШЭ открыла новые программы ДПО, адаптированные «под кризисный спрос». Среди них: основы информатики для менеджеров и юристов, магистерская программа «Корпоративный юрист» и другие, предназначенные для приобретения компетенций, которые повышают рыночную стоимость офисного работника. Университет достиг договоренности с одним из крупнейших банков России о создании программы кредитования слушателей своих бизнес-школ и программ второго высшего образования.

 

По материалам СМИ