• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов: Единый экзамен для вузов появится через 2 года

Полит.РУ. 11 сентября 2012

Интервью ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал «Полит.ру» о проблемах высшей школы. По словам ученого, грядущий экономический кризис не таит в себе для вузов никаких особых трудностей, в отличие от уже существующих болезней, приводящих к имитации образования и моральному краху университетов. Бороться с этим планируют системно, в том числе - введением единого выпускного экзамена для всех студентов страны.

Высшая экономическая школа отметила свое 20-летие в атмосфере мрачных прогнозов о грядущем экономическом кризисе. Как экономическая ситуация сегодня влияет на приоритеты образования, требует ли она от высшей школы, в широком смысле, чего-то особенного?

Я не верю в то, что рецессия остановит поступательное экономическое развитие нашей страны. Даже серьезный спад доходов нашей экономики не приведет к массовой безработице, не приведет к резкому сокращению доходов населения. Поэтому я бы на месте экономистов не старался бы так кошмарить публику. У нас есть серьезные проблемы. Например, проблема роста - мы неправильно растем. Но это не проблема грядущей рецессии и глубины окопа, который мы должны выкопать. Сейчас не надо копать окопы, надо, фигурально выражаясь, строить бомбы.

То есть образование сейчас не должно предпринимать никаких антикризисных шагов?

Нет, не должно. Образование никакого отношение к кризису не имеет. Образование просто должно продолжаться. В любых условиях, в том числе - в условиях экономического спада. Потому что, независимо ни от чего, образование – это такое место, где ученику и учителю интересно. И небольшая нехватка денег у того или другого не отрывает их друг от друга.

Как думаете, почему именно ЕГЭ, вызывающий множество нападок с самых различных сторон, сегодня должен обеспечивать стандарт образования?

ЕГЭ не обеспечивает стандарт, это просто механизм оценки, который свою функцию сейчас вполне позитивно выполняет. И обеспечивает, кстати, нормальный социальный лифт для людей, которые живут вне больших городов, людей с малыми доходами. Их доля в престижных университетах благодаря ЕГЭ увеличилась в 3-4 раза. К качеству школьного образования ЕГЭ не имеет никакого отношения на сегодняшний день.

ЕГЭ просто позволяет реализовать принцип социального равенства в отношении такого общенародного ресурса, как элитные вузы. В обычный вуз попасть можно хоть мертвым, если его донесут с кладбища.

Как думаете, о каких недостатках высшего образования сегодня следует говорить в первую очередь?

Главный недостаток высшего образования сегодня – это его имитация. Есть несколько форм такой имитации. Первый – когда мы принимаем на сложные инженерные программы людей, которые заведомо не смогут там учиться, людей, условно, менее чем с 50-60 баллами по ЕГЭ по математике-физике. Людей, которые не смогут быть инженерами по определению. Второй способ – это имитация образования в секторах высокого спроса, когда человеку дают диплом экономиста или управленца, а он, извините, за пять лет обучения учебник не открывал. В итоге такой человек не умеет обращаться со статистикой, не умеет работать с количественными данными.

Есть еще и поведенческая имитация, когда люди пришли за дипломом, но в учебе не напрягаются. За таких людей вуз получает деньги, соблюдая такой молчаливый договор. В конце всего этого процесса – моральное крушение университета. ВШЭ, например, отчисляет каждого второго за время обучения, потому что в «вышке» реально тяжело учиться. Есть также целый ряд нормальных университетов, где все обстоит похожим образом, нормально уважающих себя университетов. Но такой университет должен нормально платить своим профессорам. Если нет нормальной оплаты, нет самоуважения, а нет самоуважения – нет и нормального обучения. Все просто.

Но самоуважение не пропишешь в законе.

В законе можно прописать элементарные признаки наличия этого самоуважения. Например, обязать преподавателя вуза иметь научные публикации или обязать преподавателя в школе иметь нагрузку с учениками за пределами школьных часов.

Но ведь это все уже прописано!

Да. Но в педагогическом коллективе в ряде случаев просто покрывают друг друга. Такие коллективы больны, в них меньшинство нормальных преподавателей. Эти педагоги обманывают людей, а не учат. Их надо менять, а такие учебные заведения - закрывать, что и делает Медведев. Сейчас мы приняли план Путина (об увеличении зарплат педагогам – «Полит.ру»), но восстановление эффективного контракта требует еще и организационных изменений. Нужно понимать и как повышать зарплату, и как контролировать качество работы. В первую очередь этому должна послужить полная информационная открытость вузов, в том числе - и для оценки внешнего мира, для коллег из других стран.

Минобрнауки утверждает стандарт высшего образования, так же, как и среднего общего. Как думаете, не пора ли нам вводить ЕГЭ для вузов, как для школ?

ЕГЭ для вузов быть не может по той простой причине, что это и выпускной экзамен, и вступительный. Для приема в магистратуру, скажем, не может быть никакого ЕГЭ, потому что магистерская степень – это плод некой научной или проектной работы. А вот единыйвыпускной экзамен нужен, и он скоро появится, уверяю вас. Такая идея есть, это будет не ЕГЭ, а единый государственный выпускной экзамен, ЕГВЭ. Это будет экзамен, независимый от самого вуза. Сейчас вузы сами по себе проводят госэкзамены, и у них есть председатель комиссии из другого вуза, которого подводят в конце к дипломам в них расписываться. В общем, понимаете. Так что единый выпускной экзамен очень нужен.

И как скоро он появится?

Думаю, единый выпускной экзамен появится уже в ближайшие два года. Надеюсь, что в этот срок идея будет воплощена.