• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ: Цель - быть лидером не только в России

R52.ru. 25 декабря 2009

Директор нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Олег Козырев делится амбициозными планами

Если ты претендуешь на то, чтобы учить людей, ты должен быть примером самого лучшего и совершенного, хотя бы в той области, в которой ты собираешься давать знания. Высшая Школа Экономики - один из российских лидеров образования для бизнеса. И доказывает это не только своими образовательными программами, но и размахом собственного развития.

Людмила Васильевна Свиридова, Декан Бизнес-школы НФ ГУ - ВШЭ, о нашем госте:

- Козырев Олег Рамазанович, директор нижегородского филиала Государственного университета Высшей Школы Экономики, возглавил наше учреждение 3 августа сего года. Это - замечательный менеджер в образовательной и научной сферах, имеющий значительный опыт управленческой работы, в частности, в нашем головном офисе в Москве. Это не только человек, реально оценивающий задачи, стоящие перед организацией, но и превосходный стратег, знающий, как и за счет каких ресурсов их решить.

Олег Рамазанович Козырев, директор НФ ГУ - ВШЭ, заместитель директора Исследовательского Института Развития Бизнес-информатики (г. Москва), о бизнес-образовании в Высшей Школе Экономики:

- Возможно, это парадокс, но в последнее время мы почувствовали подъем интереса к экономическому образованию. Люди стали стремиться получать глубокие экономические знания, чтобы успешно противостоять известным негативным явлениям.

Сегодня в России выделяются 5-6 ведущих университетов, и к их числу относится ВШЭ, которые почувствовали серьезный рост интереса к себе как к месту получения образования. Достаточно сказать, что в Москве к нам на бюджетные места поступали абитуриенты со средним баллом по стандарту ЕГЭ на уровне 80, что соответствует примерно пяти с плюсом по обычной школьной шкале. В нижегородском филиале средняя оценка тех выпускников школ, которые выбрали наш ВУЗ, составила 76 баллов, это, условно говоря, 5 с минусом. Студенты, обучающиеся у нас на коммерческой основе, имеют средний балл на уровне 4 с плюсом. Прирост таковых студентов относительно прошлого года у нас составляет 100%. Они могли бы поступить на практически любое бюджетное место в Нижнем Новгороде в любом другом доступном им университете. Тем не менее, они выбрали нас. И интерес этот видимо, подкреплен тем, что мы на этом сегменте рынка для построения дальнейшей карьеры представляем наибольший интерес.

Если говорить с точки зрения реальной конкуренции, то в Нижнем Новгороде мы соперничаем с такими гигантами высшего образования, как ННГУ, Технический Университет, рядом других учебных заведений.

Однако Высшая Школа Экономики позиционирована несколько по-другому. Мы находимся на рынке элитного, но "нишевого"образования. Мы предлагаем свои программы в тех областях, в тех направлениях, где мы профессионально интересны и сильны.

Первый стандарт нашего образования появился в 2003 году. Это был новый стандарт нового поколения. Мне посчастливилось быть одним из его разработчиков. Это некая комбинация экономики, менеджмента и концептуальных дисциплин, где проблемы и фундаментальных и прикладных наук формулируются как инструмент для решения проблем экономики и бизнеса. Так сегодня выстроено бакалаврское образование.

На базе этого при дальнейшем обучении выстраиваются уже разного рода магистерские специализации, например, корпоративные информационные системы, системы поддержки принятия решения. И опять же, все это в интересах бизнеса.

Есть факультет права, который сейчас формирует свою магистерскую специализацию под названием "корпоративные юристы". Это междисциплинарная область между правом как таковым и бизнесом, менеджментом. Комбинация, порождающая новые качества.

Факультет экономики, это, безусловно, наша основа. Но есть те области, где факультет экономики особенно силен. Есть, например, совершенно уникальная кафедра - банковская. Кафедра существует на основе действующего нижегородского "Эллипс банка". Студенты вовлечены в реальную банковскую деятельность. Эта кафедра практически ориентирована на интерес коммерческих банков.

Сильно представлены у нас и другие направления экономики, например, математическая экономика - это количественные методы, ориентированные на разного рода задачи моделирования экономических процессов.

Очень интересны программы факультета менеджмента. Уникальная для России специализация "Инновационный менеджмент"кафедры венчурного менеджмента. Это менеджмент, условно говоря, начинающих компаний, где учат людей создавать группы, команды, управляющие такого рода компаниями. "Бизнес как система"- это тема кафедры стратегического менеджмента, которая строит свою образовательную программу, ориентированную уже на серьезные предпринимательские бизнес-структуры.

Исключительным и все возрастающим спросом у практических предпринимателей пользуется направление МВА нашей Бизнес-Школы. И эта форма у нас будет расширяться.

У нас есть факультет бизнес-информатики, который предлагает целый ряд специализаций. Такого образовательного направления в Нижнем Новгороде нет больше ни у кого, а потребность на рынке в специалистах этого профиля достаточно высока. В ближайших планах у нас - создание программы MBI - своеобразный МВА для IT-специалистов. Создание такого направления - веление сегодняшнего дня, поскольку в нашем городе уже действуют несколько весьма сильных IT-компаний-разработчиков, а управление ими требует определенных специальных компетенций.

ВШЭ серьезно относится к тому, что называется стратегическим планированием своего собственного развития. Мы позиционируем себя как распределенный национальный университет, потому что у ВШЭ, кроме центрального офиса в Москве, есть офисы в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и в Перми. Так что ВШЭ, это университет, покрывающий одновременно существующие потребности на разных площадках. А задача университета состоит в том, чтобы выстроить свою стратегию таким образом, чтобы в течение обозримого периода, мы бы достигли уровня конкурентоспособности с уровнем лучших профильных университетов мира.

Планы серьезные. Отсюда и серьезная программа продвижения. Мы вполне понимаем, что у российского образования есть исторические проблемы. Образно говоря, экономическое образование, которое мы обеспечиваем в России, имеет некое отставание от международных образцов. Даже наше естественнонаучное образование сейчас уже серьезно начинает отставать, а то с чего начиналось наше рыночное социально-экономическое образование, имело гораздо более низкий уровень. Сейчас мы находимся в числе трех-четырех самых лучших университетов России в этой части. Но четко понимаем, куда двигаться и какими способами достичь поставленных целей.

У нас есть проблема и научного развития. Схема российских университетов состояла в том, что традиционно они были центрами образования. Наша цель - перепозиционировать схему на то, чтобы университет стал центром производства новых знаний, исследовательским университетом. И так устроены все известные нам лучшие мировые аналоги. Университет - это центр, где воспроизводятся или производятся новые знания, наука. Определенных результатов в этой части мы уже достигли. Мы выбраны правительством РФ в качестве аналитического центра. Сегодня консолидированный бюджет ВШЭ приблизительно на треть состоит из денег, которые дает государство на образование, треть мы получаем на образовательном рынке, и треть мы уже зарабатываем на рынке научных исследований. То есть мы интересны внешнему миру. Мы поставили задачу:удвоить эту последнюю долю. А для этого нужно в значительной степени перестроить унаследованную нами классическую систему менеджмента университета.

Мы наталкиваемся и на разного уровня ресурсные ограничения. Безусловно, есть проблема кадрового потенциала. Мы практически "съели"все возможности аутсорсинга. Все то, что мы могли привлечь к себе, мы привлекли. Поэтому у нас выстроена своя серьезная система подготовки молодых кадров, система внутренних грантов, система широкого взаимодействия с нашими международными партнерами.

Так что, мы далеки от того, чтобы почивать на лаврах сегодняшнего успеха. Мы - в постоянном развитии, совершенствовании. И, я надеюсь, мы будем все более и более востребованы и с точки зрения получения образования, и как сильный авторитетный партнер для реального бизнеса.***