• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наука развития

Биржа (Нижний Новгород). 19 января 2010

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказывает о специфике исследовательских университетов, привлечении к научной деятельности амбициозной молодежи и перспективах развития Высшей школы экономики.

Статус национального исследовательского университета требует дальнейшего расширения научной деятельности. Чтобы закреплять в науке амбициозных и талантливых людей, вуз должен платить им зарплату, сравнимую с той, что может предложить бизнес. Как это делают в Высшей школе экономики, рассказывает ее ректор Ярослав Кузьминов .

В большинстве стран 70% науки сосредоточено в исследовательских университетах. В США это Гарвард и Стенфорд, в Англии - Оксфорд, Кембридж и Лондонская школа экономики. В России же наука долгое время была сосредоточена в учреждениях Академии наук и институтах, работающих на оборонную промышленность. Сегодня мы тоже начинаем формировать у себя особую категорию университетов, способных обеспечивать конкурентоспособность страны на конкретных академических и исследовательских рынках. Комиссия Министерства образования отобрала 12 вузов, способных соревноваться на международном уровне. Среди них Высшая школа экономики - единственный национальный исследовательский университет социально-экономического профиля.

Функция исследовательских университетов двоякая - исследования плюс высшее образование. Здесь должны преподавать ученые, развиваться научные школы, здесь должна быть сосредоточена подготовка научных кадров. Научный бюджет ВШЭ сейчас около 1,2 млрд. руб., в МГТУ им. Баумана, к примеру, - 1 млрд. руб. У нас он составляет 20% от образовательного, в ряде технических вузов - до 35%. Конечно, это не Гарвард или Стенфорд, где соотношение один к одному, но, по российским меркам, отобранные вузы уже имеют достаточно большие научные бюджеты. Новый статус Высшей школы экономики требует дальнейшего углубления и расширения тематики научных исследований по целому комплексу вопросов, связанных с функционированием общества, развитием рыночных отношений, регулированием экономики и социальных процессов.

Каждый из исследовательских университетов получит дополнительные средства из федерального бюджета на 10 лет в объеме до 1,8 млрд. руб. Высшая школа экономики намерена приобретать на эти деньги оборудование в филиалы, докупать информационные базы и электронные подписки. Мы будем также оплачивать услуги ведущих зарубежных университетов для того, чтобы повышать квалификацию наших преподавателей и проверять компетенции студентов. Мы хотим внедрить у себя жесткий внешний контроль качества, что позволит обеспечить конкурентоспособность как отдельных научных коллективов, так и университета в целом. В этом году наш вуз планирует пригласить на работу около 20 молодых докторов наук, получивших научные степени в крупнейших университетах США. Преподаватели такого же уровня будут работать и в региональных подразделениях Вышки.

Мы всегда думали о собственной подготовке научных кадров и создавали у себя набор инструментов, позволяющих улавливать тех, кто проявляет склонность к научной работе. Но сегодня порядка 85% выпускников Вышки идут в бизнес и только 15% выбирают науку, систему государственного управления и т.д. Чтобы остаться в университете, эти амбициозные и талантливые молодые люди должны увидеть здесь достойную альтернативу. С младших курсов наши студенты имеют возможность вести реальные исследования в научно-учебных лабораториях и при этом зарабатывать деньги. Приходит понимание, что и работа в вузе может дать им кусок хлеба. Аспиранты ВШЭ со следующего года будут получать стипендию в размере средней зарплаты по региону. Базовая ставка наших молодых преподавателей уже 20 тыс. руб. Пока они не научились получать внешние гранты на исследования, мы даем лучшим так называемый стартовый грант в размере 20-30 тыс. руб. ежемесячно. Раньше такая поддержка давалась на два года, а теперь на три. Чудес на свете не бывает. Нужно предлагать молодым преподавателям, ученым зарплату, конкурентоспособную по сравнению с той, что они получали бы в бизнесе. Если вуз этого не делает, значит, он соглашается, что к нему придут худшие или те, кто знает, как получить здесь деньги теневым способом. С самого начала порядка 20% наших доходов мы тратили на то, чтобы растить себе смену, но мы хотим и можем воспитывать научно-преподавательские кадры и для других вузов.

Отдельно надо сказать о том, что мы будем обучать молодых не только вести исследования, но и презентовать результаты своего труда в таком виде, в каком их берут к публикации западные журналы. Надо наладить сотрудничество с теми университетами, которые эти журналы контролируют, сначала писать статьи вместе с ними. Не освоив правил подачи научной информации, мы не добьемся того, чтобы нашу науку принимали в расчет. Китайцы это уже поняли, их публикации становятся известными в мире, научные рейтинги их университетов растут. Сегодня Высшая школа экономики ставит задачу примерно за 10 лет войти в рейтинг 50 мировых социально-экономических университетов.

Что касается Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде, то здесь, как и в других подразделениях, завершатся работы по снятию информационных ограничений. Все студенты и преподаватели получат wi-fi доступ к ресурсам электронной библиотеки ГУ-ВШЭ из любой точки университета. Реконструируется здание в Автозаводском районе, где помимо учебных классов будет и общежитие на 150 человек. Мы должны давать возможность учиться у нас людям самого разного достатка, поэтому в ближайшие два года в каждом региональном подразделении планируем построить еще по новому общежитию на 1000-1500 мест. К этому времени количество учащихся в нижегородской Вышке увеличится в два раза за счет магистратуры и еще в полтора - за счет новых направлений работы. В течение 3-4 лет мы планируем открыть здесь два новых факультета - социологии и социальной психологии, сейчас подбираем для них кадры. В нижегородской Вышке сложилась сильная школа информатиков и математиков, о ней знают не только на российском, но и на международном уровне. Здесь есть неплохие юристы, претендующие на участие в наших фундаментальных программах. Эти и другие направления будем развивать и дальше.