• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высоты образования: взгляд с Вышки

Московский комсомолец. 2010. № 272. 7 декабря

В «МК» прошла прямая линия с ректором Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым.

О том, как поступить в НИУ-ВШЭ и как оттуда не вылететь, как растут студенты Вышки и как растет она сама, рассказали ректор, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования Ярослав Кузьминов, проректор Сергей Рощин и директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Тамара Протасевич.

— Добрый день, меня зовут Марина. Когда начнется регистрация на олимпиаду для школьников и какие документы нужно предоставлять?

— В этом году Межрегиональную олимпиаду школьников мы проводим по математике, обществознанию, праву и экономике. Вместе с Вышкой ее организаторами стали еще девять ведущих вузов страны. Регистрация началась 1 декабря. Заходите на сайт олимпиады, регистрируйтесь и получайте логин и пароль, которые потребуются для доступа к олимпиадным заданиям первого этапа. Он пройдет заочно 17–30 января. В связи со слабым проникновением Интернета школьникам Украины, Беларуси и Армении сделано исключение, и те из них, кто не имеет доступа к Интернету, могут принять участие в очных состязаниях. Второй, очный этап пройдет 12–13 марта. Всем его участникам нужно иметь удостоверение личности и справку из школы с подтверждением статуса учащегося.

— Меня зовут Юля. Скажите, пожалуйста, трудно ли к вам поступить и тяжело ли учиться в вашем вузе?

— Нагрузка у нас немалая: объем самостоятельной работы студента за пределами занятий минимум 5–6 часов в день, включая субботы и воскресенья. Плюс не менее 25–30 часов в неделю аудиторных занятий. Поступить к нам можно двумя способами: по конкурсу оценок ЕГЭ или одержав победу в олимпиаде (победители и призеры олимпиады имеют право на зачисление без вступительных испытаний либо зачет 100 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады). В прошлом году 60% абитуриентов были зачислены по результатам успешного выступления в олимпиадах и 40% выдержали конкурс оценок ЕГЭ. Выдержать же конкурс непросто: НИУ-ВШЭ входит в тройку-четверку российских вузов, где для зачисления на бюджетное место нужно иметь от 75 до 85 баллов из 100. Если результаты ниже, можно поступать на платные места. Но и здесь есть порог: минимальный балл должен быть не ниже 50, а по профильному предмету — 60.

— Добрый день, а где найти примерные задания для олимпиад по экономике?

— На нашем сайте опубликованы задания олимпиады прошлого года с ответами, которые специально приведены в конце, чтобы вы могли сами попробовать их выполнить, и демонстрационные варианты заданий будущей олимпиады. С демоверсиями заданий по математике и иностранному языку — состязаний первого этапа — вы можете познакомиться уже сейчас, а демоверсия заданий по экономике появится на сайте в феврале. Там же надо искать перечень и содержание тем олимпиады по экономике, а также список рекомендованной литературы. Кроме того, студенты и выпускники нашего факультета экономики организовали сайт «Iloveeconomics», где консультируют всех желающих, причем активно: около 500 посещений в день. Такой же примерно «пакет» ожидает участников и других предметных олимпиад. Больше повезло участникам олимпиад по истории и праву. В дни зимних школьных каникул мы проводим всероссийскую историко-правовую школу для школьников или ВИП-школу. Знания, полученные в зимней школе, тоже пойдут в копилку подготовки к олимпиаде.

— Я экономист и хотела бы получить второе высшее образование. Могу ли я поступить на направление «Реклама и связи с общественностью»?

— У вас масса вариантов и никаких ограничений. Во-первых, все, у кого есть диплом бакалавра или специалиста (в их числе и экономисты), могут поступить в магистратуру. Причем не только своего, но и любого направления: надо лишь подготовиться к вступительным испытаниям или успешно выступить в олимпиаде для поступающих в магистратуру — такая у нас тоже есть, ее победители зачисляются в магистратуру без вступительных испытаний. Второй вариант — поступить на программу второго высшего образования для обучения в бакалавриате по сокращенной и ускоренной программе, созданной на основе программ специалитета (обучение очное, как правило, вечернее). Третий вариант — дополнительное образование не столь крупного формата. Например, по одной из программ подготовки (переподготовки) в интересующей вас области. Преимущество таких программ в том, что они заточены под нынешние потребности экономики и бизнеса. Впрочем, и эти программы могут быть продолжительными — до 500 часов и занимать до года и больше. Смотрите, что вам нужно: все это есть в ВШЭ. Вы можете подъехать в приемную комиссию на ул. Мясницкую, д. 20, и вас проконсультируют.

— Добрый день. Можно ли участвовать в олимпиаде по нескольким предметам? Окончательно определиться сейчас трудно...

— Можно. Первый этап — заочный, на каждое состязание отводится не один день, и проблем с участием сразу в нескольких олимпиадах не возникнет. А на второй этап расписание составлено так, что конкурирующие между собой олимпиады — скажем, экономика и математика — проводятся в разные дни. Добавлю, что Вышка проводит также олимпиаду по литературе, входит в состав организаторов олимпиад по информационным технологиям, истории, психологии — в них тоже можно принять участие.

— Я выбираю вуз для второго высшего образования и хотел бы уточнить: какие преимущества дает диплом НИУ-ВШЭ на рынке труда и где в основном работают ваши выпускники?

— Сам по себе диплом преимуществ не дает: они заключаются в ваших компетенциях и знаниях. Вышка дает возможность получить качественное образование, и это делает наших выпускников конкурентоспособными на рынке труда. Что касается трудоустройства выпускников, то они успешно трудятся в самых разных сферах: у нас ведь готовят не только экономистов и менеджеров, но и философов, математиков, психологов, журналистов, политологов, юристов и т.д. Могу сказать, что в целом выпускников ВШЭ отличает фундаментальность подготовки и готовность к аналитической работе в сочетании со знанием современных технологий в выбранной области. Поэтому чаще всего они работают аналитиками или менеджерами в бизнесе, сфере государственного управления, науке.

— Здравствуйте. Я слышала, что студенты-бюджетники, не справляющиеся с программой обучения в Вышке, переходят на коммерческую основу. Часто это случается?

— В пределах 3% от числа всех поступивших на «бюджет». Если у студента возникли сложности с освоением образовательной программы, лимит пересдач исчерпан и дело дошло до отчисления, вуз предоставляет ему возможность пройти повторное обучение по этой дисциплине и в случае успешной сдачи продолжить учебу со своим потоком. Но уже на коммерческой основе. Быть отчисленным или продолжить обучение на коммерческой основе — каждый решает сам. И многие выбирают второй вариант. Есть и обратное движение. По нашим правилам, коммерческий студент, дважды за период обучения вошедший по рейтингу в первые 10% всех студентов курса, имеет право перейти на бюджетное место. На бесплатное обучение переводятся таким образом десятки ребят.

— Я закончила магистратуру и подумываю об аспирантуре. В каких масштабных социологических исследованиях участвуют ваши аспиранты?

— На нашем социологическом факультете очень много исследовательских проектов. Их ведут лаборатория экономико-социологических исследований, центр фундаментальной социологии, есть другие важные и интересные эмпирические и фундаментальные исследования. В общей сложности у наших социологов около 300 научных проектов. В том числе одновременно идут 16 крупных исследований-мониторингов на стыке экономики и социологии — в области образования, здравоохранения, инновационной активности семей, поведения предприятий. Именно ученые ВШЭ получают до половины всей информации, которой располагает социальная наука о России, и делают ее достоянием ученых всего мира. При этом практически все наши фундаментальные исследования, финансируемые правительством, ведутся совместно с зарубежными университетами: нам интересны лишь проекты, имеющие международную партнерскую сеть и завершающиеся публикацией в международных журналах. В этом году мы запустили новый проект «Академическая аспирантура» с хорошим ресурсным обеспечением: стипендии в 25 тысяч рублей в месяц и интеграция аспирантов в научные проекты наших исследовательских коллективов. Так что если у вас есть интерес к науке, это хорошая возможность его реализовать.

— Здравствуйте, меня зовут Надежда. Каких программ в Вышке больше: бакалавриата или магистратуры?

— Программ больше магистерских. В 2010 году у нас прошел прием на 46 магистерских программ. А вот по численности студентов выигрывают бакалавры: они-то учатся 4 года, а магистры всего 2. Вообще, набор в бакалавриат у нас один из самых больших в стране — 2,5 тыс. человек в год. А по приему в магистратуру у нас прочное первое место, притом с большим отрывом: 2 тыс. человек. Это больше, чем в МГУ, МГИМО и Финансовом университете вместе взятых. В 2008 году было принято специальное решение правительства, что минимум 40% набора в магистратуру ВШЭ должны составлять лучшие выпускники других вузов России. Сейчас их число превышает 50%. Так что и по линии бакалавриата, и по линии магистратуры мы работаем на всю страну. Да у нас и самое широкое представительство в регионах: соперничать с нами может разве что МГУ.

— Добрый день, Ярослав Иванович. Каково ожидаемое соотношение бюджетников и платников в бакалавриате в ВШЭ в будущем году?

— Число платных студентов в Вышке никогда не превышало числа бюджетных. Традиционное для нас соотношение на 1-м курсе — 8–10 платников на 10 бюджетников, а к концу обучения на двух бюджетников остается примерно один платник — остальные отчисляются или переводятся на «бюджет». Но дело в другом. Мы один из немногих российских вузов, где количество бюджетных мест ежегодно увеличивается не менее чем на 100–150. На деле же с разрешения Минобрнауки мы каждый год принимаем на 100–200–300 (в прошлом году — на 350) бюджетников больше, чем установлено госзаданием. И учим их за свой счет — как, например, высокобалльников, поваливших в 2010 году на наш факультет востоковедения. Вот и сейчас мы направили заявку на увеличение числа бюджетников более чем на 100 человек. Думаю, министерство согласится, и наш набор на бюджетные места в бакалавриат и магистратуру возрастет. Ведь помимо открытого в прошлом году истфака у нас появятся бакалавриаты по филологии, по лингвистике, совместная бакалаврская программа с Российской экономической школой (это будет четвертый экономический бакалавриат во ВШЭ), программа с условным пока названием «Управление городом» (ее появление совпало с приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина, являющегося членом наблюдательного совета нашего вуза). Кроме того, на уровне бакалавриата и магистратуры мы существенно расширим подготовку менеджеров образовательных учреждений, здравоохранения, культуры.

— Вышка стала национальным исследовательским университетом. Какие преимущества это дает студентам и сколько в России вообще таких университетов?

— Создание сети вузов-лидеров, национальных исследовательских университетов, являющихся одновременно крупнейшими образовательными и научными центрами, — удел любой страны с инновационной экономикой. В России их 29. Но подавляющее большинство — технические и классические университеты. Единственный в этом ряду вуз социально-экономического профиля — наш, и это свидетельствует, что ВШЭ является крупнейшим научным центром в данной области. По доле научных сотрудников с нами и правда мало кто сравнится — 1 тыс. человек из 2 тыс. преподавателей. Это очень высокое соотношение даже для вузов-лидеров. Но это не единственная особенность ВШЭ.

Вышка — не только университет с ярко выраженной специализацией: социальные науки, включая экономику и право; гуманитарные науки; информатика и математика. Другое наше отличие — жесткий стиль обучения: у нас, к примеру, не 2 семестра, как во многих вузах, а 4 модуля. А значит, и 4 сессии в год с постоянным текущим контролем знаний студентов между ними. Лодырничать, собираясь с силами лишь перед экзаменами, при таком раскладе нельзя. Надо учиться без дураков, по принципу: «Образование не дают! Образование берут!» А это нелегко: у нас отчисляется в среднем 10% студентов — даже на старших курсах. Правда, большинство (до трех четвертей) не уходят из Вышки, а меняют специальность или направление подготовки. И часто находят себя на новом поприще.

— Национальный университет ВШЭ получил право учить по собственным образовательным стандартам и программам. Как вы им воспользовались?

— К началу июля мы приняли оригинальные стандарты по всем программам бакалавриата, так что набор 2010 года учится уже по ним. И учится по-новому. Во-первых, мы решили, что освоить за 4 года большое количество дисциплин нереально. Изучать толком одновременно можно не более 3–5 предметов. И следуя принципу «лучше меньше, да лучше», мы сократили число изучаемых дисциплин до 30–40 (в прежнем стандарте их было 50–60). Сразу подчеркну: сокращение не приведет к обеднению знаний. Мы выделили ядро из 10–20 обязательных предметов и широкую сеть курсов по выбору. При этом существенное внимание уделяется фундаментальной подготовке по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Второе новшество — развитие аналитических знаний и навыков студентов с 1-го года обучения: отсюда в программе подготовки бакалавров обязательный еженедельный научный семинар. Третье — усиленное изучение иностранных языков. В ближайшие два года 1–2 предмета на каждом курсе любого факультета будут читать на своем языке иностранные профессора, а каждый студент по окончании второго курса будет сдавать обязательный экзамен на международный сертификат типа TOEFEL, причем оплатит сдачу экзамена Вышка. Пора выпускать специалистов с реальным знанием иностранных языков — потребность в них очень высока!

Оригинальные стандарты по магистерским программам мы примем весной. И сразу откроем новое направление подготовки — педагогика. Введение нового стандарта общего образования предполагает глубокую профильную подготовку школьников, школам нужны новые учителя, и не из числа бывших школьных троечников, а из выпускников сильных вузов. С 2011 года готовить их будем мы: ВШЭ примет 300 магистров по трем программам и будет готовить современных учителей. Будут и другие магистерские программы, примыкающие к образованию: педагогические измерения, психология и педагогика.

— Как в ВШЭ организована студенческая практика и научная работа студентов?

— Значительную часть научных исследований студенты ведут в научно-учебных лабораториях. Это горизонтально организованное научное сообщество преподавателей, аспирантов и студентов, которое не только ведет реальные научные проекты, но, что не менее важно, образует единый круг обсуждения научных проблем на равных, закрывая разрыв между «взрослыми» и молодыми учеными. Научно-учебные лаборатории — наше собственное изобретение, и мы тратим на них приличные деньги — до $2 млн. в год. Впрочем, не зря: не менее 20 наших ребят моложе 25 лет уже имеют статьи в западных рейтинговых журналах — не все профессора могут таким похвалиться. Другая форма — проектно-учебные лаборатории: в принципе, это те же научно-учебные лаборатории, но для внешних проектов. Например, проектно-учебные лаборатории, работающие в секторах муниципального управления. Есть также базовые кафедры — скажем, в федеральной антимонопольной службе или в консалтинговых, социологических компаниях.

Что касается практики, то в ВШЭ она идет в форме традиционной профессиональной занятости студентов. 63% наших старшекурсников работают (разумеется, неполный рабочий день), причем 80% — по специальности. Но совмещение учебы с практической работой — очень серьезный вызов для студентов: некоторые слишком увлекаются работой и вылетают из института. Но мы считаем, что ребята должны сами оптимизировать баланс между работой и учебой. Для будущего профессионала очень важно научиться видеть риски, делать выбор и нести за него ответственность.

Особый вид работы наших студентов — образовательная деятельность. Сейчас у нас 150 учебных ассистентов — студентов, которые помогают преподавателям учить других студентов, консультируют ребят, помогают составлять и проверять письменные работы. Вскоре их будет 300, а со временем мы надеемся довести их число до 1–1,5 тыс. Еще 10–15% наших студентов увлечены общественной работой и делают карьеру именно там — достаточно привести пример выпускника факультета менеджмента Андрея Вершинина, в свое время создавшего театр ВШЭ, а ныне руководящего театральным движением. Или выпускника факультета права Константина Седова — известного клоуна, который стал помогать неизлечимо больным детям. Достижения Андрея и Кости мы отметили присуждением им премии «Золотая Вышка». Считаем, что предоставить человеку возможность найти себя должен университет. И стараемся это делать.

— Не сократит ли демографическая яма платный сектор образования?

— Уже сократила. В начале 2000-х годов соотношение государственных и негосударственных вузов было 1 к 2, а сейчас — 2 к 1. И тенденция стремительного сжатия сектора негосударственного образования продолжится: по сравнению с 2008 годом этим летом частные вузы набрали менее 40% студентов, а уже будущим летом большая их часть закроется. Это плохо. Многие из них учат лучше, чем государственные: по данным последних рейтингов, до трети государственных вузов набирают на бюджетные места абитуриентов со средними баллами ЕГЭ меньше 55, т.е. слабых троечников. Так что мы выступаем за равные права негосударственных вузов на бюджетное финансирование. Однако массового закрытия вузов не будет. То, за что несет ответственность федеральное правительство, будет сохранено, и студентам волноваться не стоит. Государство ответственно именно перед ними, а не перед ректорами, а потому вузы закрывать вряд ли будут. А если и закроют, то студентов переведут в другой. Хотя скорее всего не будет и этого. Вузы будут не ликвидировать, а включать в состав более сильных. Правда, для последних это будет серьезный вызов. Большинство всерьез опасаются, что бренды, которые с таким трудом создавались в последние годы, будут размыты массовым слиянием и обременением чужими проблемами. Да и без правительственных инвестиций в реструктуризацию вузов дело не сдвинется. До сих пор мы поддерживали сильные вузы, и это правильно. Но теперь пришла пора подтягивать тылы, поддерживать слабых. Там учатся наши граждане. И между прочим, люди, которые выйдут на рынок труда и сформируют наш человеческий капитал на ближайшие годы.

— Планирует ли Вышка расширяться?

— Скорее консолидироваться. Сейчас Вышка слишком разбросана — и по Москве, и по другим городам. Но у нас уже есть договоренности с мэром Москвы, с губернаторами Пермского края и Санкт-Петербурга, что в ближайшие 10 лет мы съедемся — конечно, не в один кампус, но в какое-то его подобие. Например, в Москве мы собираемся консолидироваться в рамках центральных станций оранжевой ветки метро. Наша задача — обеспечить транспортную доступность Вышки в пределах получаса от одного самого дальнего здания до другого. Тогда мы действительно сможем использовать такие свои преимущества, как свободное расписание и возможность ходить на курсы разных факультетов, что сейчас практически невозможно.

Одно из первых поручений Сергея Собянина было подготовить предложения Москомимущества и Мосархитектуры по новому размещению ВШЭ. Но кое-что уже известно. Во-первых, мы будем расширяться на Мясницкой: правительство покупает нам ряд зданий рядом с нынешним. Во-вторых, есть решение правительства Москвы о крупнейшей реконструкции здания на Покровском бульваре. Площадь этого комплекса будет удвоена, появятся подземные автостоянки, а сам уникальный объект, историческая, донаполеоновская усадьба будет реставрирована. Уродливый дом по соседству снова станет таким, как до XIX века, — вся фасадная часть будет выглядеть по-другому. Правда, в следующем году нам придется покинуть Покровку: там начинается снос малоценных строений и строительно-монтажные работы. Однако в итоге мы будем иметь крупнейший комплекс внутри Бульварного кольца. Причем такой, что не ломает, а восстанавливает исторический облик города.