• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лобби перестает быть хобби

Российская газета. 29 июля 2008

Знаковым событием стало открытие в Высшей школе экономики в 2004 году кафедры по подготовке специалистов по взаимодействию с органами госвласти.

Исследование "Лоббизм в Центральном федеральном округе: анализ, мониторинг, информация" стало первой попыткой системного анализа этого явления. Организаторами выступили Высшая школа государственного администрирования МГУ и журнал Lobbying.ru. Содействие оказал фонд подготовки кадрового резерва "Государственный клуб".

Исследование, которым руководил старший аналитик Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Евгений Махортов, проводилось с ноября 2006 по июль 2007 года во всех регионах ЦФО, за исключением Москвы и Московской области. "В силу уникальности они заслуживают отдельного рассмотрения", — заметил на презентации исследования Евгений Махортов. В каждом регионе было опрошено 50 респондентов, которых разделили на 3 группы: "власть", "бизнес" и "эксперты".

Была поставлена цель — выявить технологии лоббистской активности в ЦФО и их трансформацию в постсоветской России. Аналитики взялись определить субъекты и динамику лоббистской деятельности в регионах в 1991—2007 годах, понять природу регионального лоббизма и прежде всего, его "теневой" части. Евгений Махортов поясняет: "На уровне федерального центра используются институциональные технологии продвижения групповых интересов — отраслевые и общественные объединения, публичные слушания, кампании в СМИ. В регионах институт лоббизма порой в зачаточном состоянии, а бывает напрямую связан с криминальной активностью".

От "коридорного" — к цивилизованному

Исследование и задумывалось как некий ответ на негативное общественное мнение о роли лоббизма, хотя подчеркнутый академизм работы эту задачу усложняет. Главный аргумент противников известен: "Лоббизм связан с коррупцией и мешает честной конкуренции". "Но любой, даже самый блестящий проект нуждается в умелом продвижении. Это далеко не всегда коррупция: нужно уметь пользоваться легальными инструментами влияния", — возражают "холодные головы". Этот "стык" политики и экономики еще долго будет предметом дебатов.

Авторы исследования выделили 3 этапа становления лоббизма в регионах ЦФО. С 1991 по 1995 год был расцвет криминального, "коридорного" лоббизма. В 1995—2004 годах — преимущественно корпоративная модель лоббирования. В 2004—2008-м — попытка выстраивания цивилизованных отношений между властью и обществом, включение малого и среднего бизнеса в лоббистские коммуникации.

Говоря об эволюции лоббизма за 16 лет, эксперты отмечают ее двоякий характер. С одной стороны, большее распространение получает цивилизованный лоббизм. В частности, развивается практика взаимных консультаций, совместной разработки бизнесом и властью программ развития региона. В то же время есть изощренная коррупция — под лозунгом "Договоримся!".

Суть цивилизованного лобби авторы определяют как стремление "добиться, чтобы в законодательных актах учитывались специфические интересы разных групп и организаций, не противоречащие интересам общества". Власть должна отстаивать интересы бизнеса внутри страны и за рубежом, а бизнес — налаживать конструктивные отношения с властью.

Тамбов — это вам не Липецк

В Центральном федеральном округе эксперты выделяют лишь несколько областей, где в этой деликатной сфере используют нетипичные технологии. К примеру, в Белгородской и Смоленской активный субъект лоббизма — Русская православная церковь. Но большая часть региональных методов идентичны тем, которые применяют федеральные "персоны влияния".

В Ярославской области имеется "широкий спектр лоббистских технологий и условия для развития цивилизованного лоббизма" — так видят авторы положение в одной из динамично развивающихся областей ЦФО. По их мнению, особенностью региона является активность независимых ассоциаций — "Движения предпринимателей и налогоплательщиков", "Менеджер-клуба", предоставляющего экспертные отзывы о проектах законов и программ администрации. Кстати, ярославский экс-губернатор Анатолий Лисицын в 2007 году занял 3 место в рейтинге лоббистов из числа глав регионов.

Интересен пример социального лоббизма в Смоленской области. Здесь действовали 70 фирм, занимавшихся незаконным усыновлением детей. Пресса, общественные организации и политические партии объединили усилия. В результате был принят и неукоснительно исполняется закон о патронатном воспитании.

В Тамбовской области местное отделение Торгово-промышленной палаты добилось почти немыслимого. Без его экспертизы и визы в региональный парламент не вносится ни один экономический законопроект. На Белгородчине успешным лоббистом назван малый бизнес. Под покровительством губернатора Фонд поддержки предпринимательства эффективно представляет интересы своих клиентов.

В Костроме молодые предприниматели организовали группу предприятий "Дело". Общественная активность позволила завоевать поддержку избирателей на выборах в гордуму. "Молодые бизнесмены добились права на равных с другими группами отстаивать свои интересы", — считают авторы исследования.

Есть и отрицательные примеры. В Липецке строительная компания "продавила" решение о возведении элитного жилья в заповедной части областного центра. Правда, впоследствии разрешение отозвали.

Это подтверждает вывод респондентов-пессимистов, что "теневые" формы лоббизма не ушли в прошлое, а усложняются, обрастают защитным слоем. Но исследователи резюмируют: "грязные" способы продвижения бизнес-интересов стали использоваться реже.

Есть такая профессия

За рубежом лоббизм регулируется законом. У нас он — вне закона, хотя в некоторых компаниях создают структуры government relations (GR, подразделения по связям с властью). "Шагом вперед может стать принятие федерального закона о лоббистской деятельности", — считает член исследовательской группы Роман Майоров. Но до этого, судя по всему, далеко. Еще в феврале 2004 года законопроект "О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" был снят с рассмотрения в Госдуме, хотя задумывался как часть будущего антикоррупционного законодательства. Безуспешные попытки принять местные акты о регулировании лоббистской деятельности предпринимались в Москве и Санкт-Петербурге.

Знаковым событием стало открытие в Высшей школе экономики в 2004 году кафедры по подготовке специалистов по взаимодействию с органами госвласти. Заведовать пригласили президента РСПП Александра Шохина. А с апреля 2008-го в Высшей школе государственного администрирования (ВШГА) МГУ запущена программа "Мастер делового администрирования" со специализацией "Связи с государственными органами" (MBA-GR). По словам первого замдиректора ВШГА Владимира Еремина, "лоббизм идет по пути профессионализации".

Через пару лет к разношерстному полку российских "пиарщиков" прибавится когорта специалистов по GR, предшественники которых — талантливые самоучки. Границы юридически дозволенного они чувствуют, что называется, "кончиками пальцев". Чему помогают и такие работы, как "Лоббизм в ЦФО".

Из исследования "Лоббизм в ЦФО: анализ, мониторинг, информация".

Наибольший интерес для лоббистов представляют региональные энергетические комиссии, в ведении которых определение политики администраций в сфере регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, установление платы за присоединение к сетям, перевозку пассажиров и багажа. Бурное строительство послужило усилению строительного лобби. Ключевыми "точками доступа" в региональных законодательных собраниях являются руководители фракций, влияющих на прохождение законодательных инициатив. К наиболее активным субъектам лоббистской деятельности можно отнести ассоциации малого бизнеса, холдинги местного уровня, отдельные предприятия и организации общественно-политического лоббизма (например, подразделения Общественной палаты).

Из федеральных ассоциаций респонденты наиболее часто называли ТПП, хотя роль ее региональных структур сильно разнится: от существенной (Рязанская область) до практически незаметной (Владимирская). Гораздо слабее влияние подразделений таких структур, как "ОПОРА России", РСПП и "Деловая Россия".