• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Парты двойных стандартов

КоммерсантЪ-Деньги. 2007. № 9. 12 марта

...В целом количество студентов, обучающихся на программах двойных дипломов, невелико, наибольшее число мест предлагает Международный институт экономики и финансов ГУ ВШЭ (МИЭФ), который на свою совместную программу с London School of Economics and Political Science (LSE) ежегодно набирает 90 человек...

Взаимное признание европейскими странами документов об образовании -- одна из целей Болонского процесса, к которому почти четыре года назад присоединилась и Россия. Однако в настоящее время получить диплом о высшем образовании, который бы одинаково ценился на Западе и у нас в стране, практически невозможно. Впрочем, в некоторых российских вузах на протяжении последних десяти лет вполне успешно действует программа двойных дипломов. Получить диплом западного вуза можно одновременно с российским, не выезжая при этом за рубеж.

Два образования в один заход
Построение зоны европейского высшего образования должно завершиться к 2010 году, когда все страны, подписавшие Болонскую декларацию, окончательно перейдут на двухуровневую систему высшего образования, разберутся с критериями оценки качества образовательных услуг, а также достигнут полного взаимопонимания в вопросе признания документов об образовании. Но дипломы бакалавров и магистров выпускники российских вузов получают уже давно, тогда как единые стандарты в системах высшего образования еще только предстоит разработать. И пока процедура подтверждения российских дипломов (если того требует западный работодатель) представляется занятием довольно хлопотным, а обучение в западном вузе -- довольно дорогим мероприятием, некоторые российские вузы предоставляют возможность получения сразу двух дипломов о высшем образовании. Российский диплом пригодится для работы в нашей стране, диплом западного вуза-партнера будет котироваться в Европе и, несомненно, будет оценен международной компанией, работающей в России.
Хотя многие российские вузы имеют сложившиеся партнерские отношения с высшими учебными заведениями самых разных стран и могут отправлять своих студентов и аспирантов за рубеж по программам обмена или на стажировки, программы двойных дипломов еще не получили широкого распространения. Выбор у абитуриентов, рассчитывающих получить степень бакалавра хорошего западного вуза, пока не столь велик. Прежде всего это связано с несовершенством российского законодательства в системе образования, поскольку разработка учебных планов по программам бакалавриата требует существенных затрат, а для запуска такой программы российскому вузу не обойтись без помощи спонсоров. С другой стороны, по мнению Сергея Мясоедова, ректора Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при правительстве РФ, это объясняется чрезвычайно высокой степенью патернализма, свойственной отечественной системе образования. "Студентов считают детьми вплоть до окончания вуза, им не дают взрослеть и гоняют на зачеты. На Западе совершенно иная ситуация: если хотите учиться -- учитесь, а мы вам поможем. Если не приходите с вопросами к преподавателю, он о вас и не вспомнит, потому что в первую очередь это нужно вам",-- говорит он.
Большинство программ рассчитаны на получение степени бакалавра по экономическим дисциплинам и менеджменту (исключение составляет лишь программа Британской высшей школы дизайна совместно с Хартфордширским университетом Великобритании). Поступать на них придется на общих основаниях, сдавая все те же экзамены. Исключение составляет тестирование по английскому языку: его уровень должен быть достаточно высок, чтобы воспринимать учебный материал вуза-партнера, слушать лекции приглашенных западных преподавателей, сдавать экзамены и писать дипломную работу. К тому же некоторые программы (например, Международной школы бизнеса IBS-Plekhanov и ИБДА АНХ при правительстве РФ) предполагают годичное или двухгодичное обучение в западных вузах-партнерах. Так что при поступлении в вуз или уже в процессе обучения многим студентам предстоит сдавать тесты IELTS и TOEFL. В Московском университете Туро нам пояснили, что требования к поступающим здесь не столь жесткие, как в большинстве российских вузов. Основная задача состоит не в том, чтобы отсеять как можно большее число абитуриентов, а в том, чтобы принять всех желающих: американский Touro College обучить может любого. Поэтому вместо вступительных экзаменов здесь проводят тестирование, а недостаточный уровень английского языка можно подтянуть уже в процессе учебы. Правда, стоимость программы ESL будет сопоставима с оплатой годового обучения в этом вузе -- 195 тыс. руб.
Совместная программа Британской высшей школы дизайна и факультета креативных и культурных индустрий университета Хартфордшира была открыта при поддержке Британского совета в рамках проекта BRIDGE и спонсируется министерством образования Великобритании. Этот проект направлен на развитие британско-российского сотрудничества в сфере высшего образования, в том числе на создание программ двойных дипломов. Программы Британской высшей школы дизайна признаны британской службой по контролю за качеством академического образования (AQO). Таким образом, студенты получают британское образование, обучаясь в России. Впрочем, это не исключает возможности побывать на практических занятиях в университете Хартфордшира, отличникам школа оплачивает перелет и размещение. Для поступления на программу двойного диплома абитуриенту необходимо пройти творческий конкурс. Дополнительное преимущество при поступлении в этот вуз дает портфолио, при его отсутствии претенденту предстоит пройти тестирование творческих способностей. Среди преподавателей программ Британской высшей школы дизайна опытные педагоги и известные дизайнеры-практики (в том числе из Хартфордширского университета), приглашенные как для преподавания некоторых дисциплин, так и для проведения мастер-классов. Одним из приглашенных российских дизайнеров-профессионалов оказался Анатолий Гусев, арт-директор ИД "Коммерсантъ".
В целом количество студентов, обучающихся на программах двойных дипломов, невелико, наибольшее число мест предлагает Международный институт экономики и финансов ГУ ВШЭ (МИЭФ), который на свою совместную программу с London School of Economics and Political Science (LSE) ежегодно набирает 90 человек. В настоящее время 30 студентов ИБДА проходят обучение в трех европейских школах-партнерах -- Международной школе бизнеса и менеджмента (Роттердам, Голландия), Высшей коммерческой школе (Париж, Франция), Высшей школе бизнеса университета Лутон (Великобритания). По программе двойного диплома в Международной школе бизнеса IBS-Plekhanov обучаются всего 13 человек.

Обучение с переключением
Если программы российского и западного диплома не разнесены во времени, то обучение может свестись к двум параллельным процессам. Несоответствие стандартов российской и западной систем высшего образования (особенно это касается точных дисциплин) приводит к тому, что студентам приходится постоянно переключаться с одной программы на другую. При этом часть предметов, необходимых для получения российского диплома, преподается на русском языке, прочие читаются на английском.
Сложности в обучении связаны еще и с тем, что привычному студенческому разгильдяйству здесь нет места. По словам Олега Замкова, заместителя директора МИЭФ ГУ ВШЭ, учиться трудно в течение всего периода. "Мы ввели многокомпонентную оценку успеваемости студентов, в которой учитываем не только оценки за экзамен, но и за семестр и за год. Туда же входят все промежуточные формы контроля -- домашние и контрольные работы. Есть формула расчета итоговой оценки по каждому предмету, так что работать приходится постоянно, иначе не продержишься",-- поясняет Олег Замков. Аналогичный подход к оценке успеваемости принят во многих западных университетах. Так, относительная легкость поступления в Московский университет Туро не должна вводить будущих студентов в заблуждение -- учиться в вузе совсем не так просто. Успеваемость каждого студента для наглядности может быть представлена в виде рейтинга. На основании такого рейтинга при условии выполнения студентом всех требований принимающей стороны в IBS-Plekhanov, например, происходит выбор западного вуза для прохождения дальнейшего обучения. В зависимости от того же рейтинга студент может пользоваться и другими преференциями. В частности, в МИЭФ от рейтинга зависит стоимость обучения в следующем семестре: чем выше рейтинг, тем она ниже.
Отстающие студенты в лучшем случае могут быть переведены на другую специальность или факультет (тогда с мечтой о западном дипломе бакалавра им придется распрощаться), в худшем -- они могут быть отчислены из вуза, уплаченные за обучение суммы при этом не возвращаются. По словам Сергея Мясоедова, отчисление может произойти уже в процессе обучения в западном университете. "Если студент при написании какой-либо зачетной работы поленился сделать ее самостоятельно и по привычке списал, используя открытые источники, это станет известно, и тогда студента выгонят с треском. Лучше написать плохую работу, но сделать ее самостоятельно",-- говорит он. Такого понятия, как "хвосты", в западных вузах просто не существует. Не сданная в срок дисциплина или низкий балл означает, что тот же самый предмет в полном объеме придется прослушать повторно. Это принято, в частности, в Московском университете Туро.

Цена рейтинга
Стоимость обучения на программах двойных дипломов российских вузов зависит от множества факторов. В частности, от того, насколько успешно абитуриент сдал вступительные экзамены. Так, абитуриенты, сдавшие все необходимые экзамены и прошедшие по конкурсу на факультет экономики ГУ ВШЭ, а также зачисленные в МИЭФ, могут претендовать на места с оплатой €2,5 тыс. в год, и таких мест всего 14. Определение стоимости происходит в зависимости от набранных баллов и выделенных квот. По словам Олега Замкова, даже на места с максимальным уровнем оплаты (€8,5 тыс. в год) в МИЭФ устанавливается конкурс два-три человека на место. В течение всего срока обучения в зависимости от полученных оценок происходит ротация. Студент, получивший низкий балл, может оказаться в группе с максимальной оплатой, тем самым неприятно удивив родителей. Впрочем, ротация происходит и в обратную сторону.
Абитуриенты Международной школы бизнеса, зачисленные на любой факультет РЭА имени Плеханова на бюджетной основе, будут платить 90 тыс. руб. в год за дополнительные образовательные услуги. Те, кто не поступил в вуз, вместо экзаменов проходят тестирование, а стоимость их годового обучения в таком случае составит уже 210 тыс. руб. И в том и в другом случае оплачивать годовое пребывание в западном вузе уже не придется, однако транспортные расходы, стоимость проживания и питания в общую цену не включены. Все вузы, предлагающие программы двойных дипломов, привлекают абитуриентов обещаниями, что диплом западного вуза-партнера способен открыть двери лучших российских и зарубежных компаний. Карьерный взлет по завершении обучения и возможность высокого заработка практически не вызывают сомнений. Тем не менее некоторые вузы предлагают своим выпускникам помощь в трудоустройстве. В частности, на сайте Британской высшей школы дизайна есть ссылка на "Центр карьеры", отдельную страничку для размещения резюме выпускников и вакансий компаний. Студентам Международной школы бизнеса РЭА имени Плеханова также обещают преимущества при трудоустройстве. По наблюдению Сергея Мясоедова, студенты ИБДА, отучившиеся по программе двойных дипломов в западном вузе, заметно отличаются от своих сверстников. "Эти студенты не только имеют возможность понять разные деловые культуры и получают бесценные навыки, не только свободно владеют иностранным языком, но уже в студенческом возрасте имеют возможность завязать тесные дружеские связи, что в бизнесе очень ценно",-- полагает Сергей Мясоедов.