• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перемена мест слагаемых

Однако. 25 января 2010

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что внедрение ЕГЭ в 2009 году прошло более или менее гладко лишь благодаря развитию олимпиад. Ректор отметил, что 65% студентов-первокурсников ВШЭ - победители и призеры различных олимпиад.

Приемная кампания 2010 года будет существенно отличаться от предыдущих лет. Изменения коснутся фактически всех сфер:начнут действовать новые правила подачи документов в университеты, изменится административный порядок приема, а школьные олимпиады систематизируют. Изменения претерпит и единый госэкзамен (ЕГЭ), правда, лишь косметические. По-другому будет строиться и учеба в самих вузах - все они присоединятся к болонскому процессу, а студенты наконец смогут получать льготные кредиты на образование. Эксперты уверены:такие перемены под силу далеко не всем высшим учебным заведениям страны.

ВВИДУ глобальной реформы системы образования последние несколько лет прием в вузы каждый раз происходит по новым правилам. Изменения ожидают абитуриентов и в этом году. Прежде всего речь идет об утверждении новых правил приема в вузы, которые были окончательно согласованы еще в середине декабря. Подавать документы в этом году можно будет лишь в пять учебных заведений и не более чем на три специальности:таким образом у абитуриента окажется не более 15 попыток (в 2009 году подавать заявки можно было в неограниченное число вузов).

Инициатива ввести такое ограничение принадлежит ректорскому сообществу. Дело в том, что приемная кампания - 2009 испугала многих своей масштабностью:стены Российского государственного гуманитарного университета штурмовали 80 тыс. абитуриентов, а в Финансовую академию при правительстве РФ поступали 50 тыс. человек. При этом многие из них на поверку оказались "мертвыми душами":поступающие остановили свой выбор на других вузах, а в остальные подали документы про запас. Это создало сумятицу и серьезно увеличило нагрузку на приемные комиссии.

Сократится и число волн зачисления:теперь их будет две, а не три как в минувшем году. Урезаны будут и квоты по целевому набору:теперь доля студентов по направлению составит не более 20% от общего числа учащихся, против прежних 30%. Вузы же получат возможность устанавливать проходной балл выше утвержденного Рособрнадзором не только по профильным, но и по непрофильным дисциплинам.

НОВАЯ ФОРМА ПРИВЫЧНОГО

Некоторые изменения ждут и сам ЕГЭ. Ничего революционного, впрочем, ожидать не стоит - речь идет в основном о незначительной корректировке. Так, ЕГЭ по математике будет разделен на две части - базовую и профильную. Первая - необходима всем для получения аттестата, вторая - понадобится лишь тем, кому она нужна как вступительный экзамен.

Помимо этого несколько изменится и сама концепция заданий. Презентуя новые контрольно-измерительные материалы (КИМ), их разработчик Иван Ященко рассказал, что впредь все вопросы будут более ориентированы на будничную жизнь.

Например, школьников попросят рассчитать, сколько можно купить билетов на определенную сумму, при условии, что проезд подорожал на 20%. Разработчики таким образом надеются облегчить прохождение экзамена людям с гуманитарным складом ума. "Это отличное нововведение, - комментирует член комиссии по улучшению ЕГЭ при президенте РФ Ефим Рачевский. - Задания позволяют проверять межпредметную эрудицию:не простое заучивание, а то, как полученные знания можно применить в жизни". Тестовых математических заданий, уже прозванных в народе угадайкой, в экзаменационных вопросах не останется.

Тестовую часть сократят также в заданиях по истории и обществознанию. В первом случае из 32 таких вопросов останется 27, а во втором - 24 из 30. Вторая часть, равно как и итоговое эссе, останутся без изменений.

КИМы по другим предметам пока не были презентованы. Однако о некоторых изменениях в них можно судить по косвенным данным. Еще в середине декабря должно было состояться заседание комиссии по улучшению ЕГЭ при президенте РФ, но доклад был сделан в закрытом режиме. "Теперь глава государства сам сделает заявление, в котором изложит позицию свою и всей рабочей группы", - поясняет член комиссии Ефим Рачевский.

Тем не менее ряд предложений все же стал известен. Первое - поэтапный отказ от тестовых форм при сдаче экзаменов по всем предметам. Второе - введение дополнительного устного испытания по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому или испанскому) - в зависимости от того, какой изучался в период обучения. Третье предложение касается возрождения привычного школьного сочинения, правда не в одиннадцатом, а в десятом классе - в качестве промежуточной проверки. Скорее всего данную инициативу одобрят:аналогичные предложения не раз озвучивали представители Минобрнауки РФ.

"Как директор школы я не вижу в этом большого смысла, - говорит Ефим Рачевский. - Если это будет некое переводное испытание, то школы все равно будут стремиться сделать так, чтобы дети его прошли". По его мнению, сочинение в десятом классе - это некий возврат к уже пройденному уровню:школьники хорошо занимаются лишь тогда, когда проводятся экзамены. "А ведь когда хороший учитель и проработанная программа - они и так стараются и проявляют интерес:никакой метод кнута и пряника тут не нужен", - считает эксперт. Возможно, смысл имело бы учреждение несколько иной формы итогового сочинения. "Единственное, что действительно стоит проверять у сегодняшних выпускников - навыки письменной коммуникации, но для этого лучше использовать сочинения не на литературные, а на над предметные темы - например, миф о глобальном потеплении, - рассуждает Рачевский. - Но это лично мое мнение, не знаю, как оно будет воспринято остальной комиссией".

И, наконец, президентская комиссия выступает за введение школьного портфолио по западному образцу, называться оно будет "паспорт достижений":ученикам в течение всех лет обучения будет предложено собирать воедино различные грамоты и справки об отличии. Весь пакет в будущем можно будет предъявить приемной комиссии, как дополнение к результатам ЕГЭ. "Они действительно существуют в Европе, но используются не на полную мощность - в этом отношении у нас есть возможность догнать и перегнать", - резюмирует Ефим Рачевский.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ

Не менее важный проект в сфере образования - налаживание системы школьных олимпиад. Теперь в Минобрнауки их рассматривают как альтернативный способ поступления в университет. "Олимпиады всегда были и будут самым эффективным методом отбора наиболее способных ребят, - рассказывает ректор Института проблем образовательной политики "Эврика"Александр Адамский. - Другое дело, что в этом году они были ужасно сумбурны и недоработаны. Теперь, кажется, доведены до кондиции".

Разработка новой концепции стала инициативой Российского союза ректоров. Отныне все школьные олимпиады принято разделять на три уровня:первый - те, в которых приняли участие не менее 3 тыс. человек из 30 регионов, второй - не меньше 500 участников из 15 регионов, третий - не меньше 300 школьников из трех регионов. Однако в дальнейшем планируется выработать иные качественные критерии этих соревнований. Каждый вуз самостоятельно решает, олимпиады какого уровня и каким образом он учитывает:это может быть зачет полученного балла в качестве проходного, льготы, а то и вовсе поступление без каких-либо испытаний. В 2010 году будет проведено 175 олимпиад для школьников (32 - первого уровня, 61 - второго, 82 - третьего).

Полемика вокруг олимпиад ведется с введения единого госэкзамена. По итогам приемной кампании 2009 года было множество заявлений о том, что результаты олимпиад зачастую не подтверждаются баллами за ЕГЭ. Однако главы ведущих вузов придерживаются совершенно иной позиции. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что внедрение ЕГЭ в 2009 году прошло более или менее гладко лишь благодаря развитию олимпиад. По его словам, 65% студентов-первокурсников вверенного ему вуза - победители и призеры различных олимпиад.

ЭЛИТАРНЫЕ ЛЬГОТЫ

В начале декабря в жизнь была воплощена одна из самых долгожданных правительственных программ - льготные кредиты на образование. Однако итоговый документ принят в несколько противоречивой форме. Правительство заключит соглашение с рядом российских банков, которые будут субсидировать обучение под поручительство государства. Три четверти ставки рефинансирования банкам будет субсидировать также государство. Предварительные договоренности о запуске таких программ есть со Сбербанком, банком "Союз"и Россельхозбанком. При этом вполне вероятно, что условия эксперимента заинтересуют и другие банки, отмечает заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский.

Студент в итоге получает кредит на льготных условиях, под 5,25% годовых. В период обучения и три месяца после окончания университета денег с него не берут. Затем у кредитуемого есть десять лет на выплату займа. Долг можно погасить и досрочно - никаких штрафов за это не предусмотрено.

Получение кредита обставлено целым рядом условий. Например, данная программа действует лишь в госвузах либо образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Студент также должен быть отличником или хорошистом, оценка "удовлетворительно"допускается не чаще, чем один раз в две сессии. "Если же человек учится хорошо, получает кредит, а потом вдруг скатывается на тройки, банк просто прекращает транши. А когда оценки выправляются, возобновляется и перевод денег", - поясняют в Минобрнауки. Утрата коммерческим вузом государственной аккредитации на студенте-заемщике никак не отразится. "Такие случаи очень редки, каждый из них мы решаем в индивидуальном порядке, при этом приоритетная задача - не оставить ребят без дипломов", - говорят представители ведомства.

Инициатива выдавать кредиты отличникам на первый взгляд представляется не слишком обоснованной - ведь они зачастую и так учатся бесплатно. Но в образовательном сообществе придерживаются совсем иного мнения. "Напротив, таким образом хороший студент может одновременно получать две специальности и брать дополнительные модули, ведь по закону бесплатно учиться можно лишь в одном вузе", - отмечает Александр Адамский.

В министерстве всплеск интереса к нововведению ожидают как раз в этом году. "Мы полагаем, что наибольший интерес к кампании будет проявляться как раз летом осенью 2010 года", - полагает Владимир Миклушевский.

СЛИЯНИЕ В ПОЛЬЗУ ОБРАЗОВАНИЯ

Уже в этом году российские вузы должны присоединиться к болонскому процессу, став ближе к западной системе образования. Болонская система предполагает классовое разделение образования, полученного в университете. Так, отучившись четыре года, студенты будут получать степень бакалавра. В дальнейшем с такой степенью или привычным дипломом специалиста возможно поступление в магистратуру, где обучение длится еще два года на очном отделении. Степень магистра присваивается Государственной аттестационной комиссией и дает право на поступление в аспирантуру. Интересно, что получить степени бакалавра и магистра можно по совершенно различным дисциплинам:так, отучившись четыре года на экономиста, вполне возможно продолжить обучение в юридической магистратуре.

Впрочем, сегодня в стране многие вузы уже работают в соответствии с болонскими стандартами, ведь первые мероприятия по реформе начались еще в 2006 году. "Двухуровневая система у нас действует уже несколько лет, - говорит декан факультета журналистики Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Ярослав Скворцов. - Помимо этого на экзаменах и зачетах преподаватель заполняет уже три ведомости:обычную и еще две, где результат выставляется по буквенной и стобалльной шкале". Еще одна важная деталь болонской системы - контакты с европейскими вузами. "Хотя бы один семестр из всего срока обучения студент должен провести за границей, в университете - участнике программы", - поясняет он.

С самого начала переход на новую систему вызывал массу споров и негодования. Ректор МГУ Виктор Садовничий, к примеру, неоднократно заявлял, что с присоединением к болонскому процессу Россия начнет просто готовить лаборантов для Запада. Основной аргумент противников перехода - то, что курс обучения бакалавра много короче и содержит куда меньше дисциплин, чем программа специалиста. "Это очень спорное утверждение. Допустим, программы театральных вузов тоже рассчитаны на четыре года, давайте теперь закроем их, ведь получается, что их выпускники - это тоже недоспециалисты", - возражает Ярослав Скворцов.

Между тем Россия продолжает испытывать голод в квалифицированных кадрах. "Нет ничего зазорного в том, чтобы готовить бакалавров:учителя, младшие инженеры, административные работники госструктур - это именно те, кто сегодня больше всего востребован", - дополняет Александр Адамский.

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

По логике объединение университетов на фоне болонского процесса должно было начаться с небольших вузов:малым университетам выгодно сливаться ради концентрации сил. Однако в России все получилось наоборот, сверху. Самым громким стало объединение МГУ и СпбГУ в минувшем августе:вузы подписали договор, по которому объединят научную базу и образовательные стандарты, а студенты смогут свободно циркулировать между университетами. За минувший год существенные изменения произошли в структуре многих университетов. 14 вузов смогли создать собственные национально-исследовательские университеты, которые позволяют претворять в жизнь разработки студентов и преподавателей самих учебных заведений. Эксперимент проходит в Высшей школе экономики, Казанском государственном техническом университете имени А. Н. Туполева, МАИ, МГТУ имени Н. Э.

Баумана, Московском физико-техническом институте, МИФИ, Московском институте стали и сплавов, Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского, Новосибирском госуниверситете, Пермском государственном техуниверситете, Самарском государственном аэрокосмическом университете имени академика С. П. Королева, Санкт-Петербургском государственном горном институте имени Г. В. Плеханова, Санкт-Петербургском госуниверситете информационных технологий, механики и оптики, Томском политехническом университете.

Осенью все вузы - участники программы получили от государства по 1,8 млрд рублей на пятилетний срок. Деньги должны пойти на формирование современной лабораторной и научно-исследовательской базы. Одновременно в вузах будут создаваться малые предприятия (МП), в задачу которых входит реализация плодов интеллектуальной деятельности. Поэтому в дальнейшем новых траншей ожидать не стоит - предполагается, что через пять лет университетские МП перейдут на самоокупаемость.

Помимо этого по президентскому указу 26 региональных вузов были превращены в пять, получив статус федеральных университетов (ФУ). Пока в России их будет действовать семь:Южный, Сибирский, Северный (Арктический), Приволжский, Уральский, Северо-Восточный и Дальневосточный. Создание федеральных университетов финансируется довольно щедро - в бюджете на него заложено 48 млрд рублей. При этом создание таких комплексных образований мало что изменит для самих студентов - в новых вузах останутся те же факультеты и преподаватели. Главная цель проекта - опять же генерация и выработка научных достижений.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Существенные изменения превратили сегодняшний рынок образования в динамичную систему. Свою лепту вносит и демографическая ситуация - число абитуриентов неуклонно сокращается. Уже летом 2009 года многие вузы недосчитались своих студентов. Конечно, речь идет не о федеральных образовательных учреждениях, скорее о небольших частных вузах и филиалах. В минувшем году абитуриенты получили возможность свободно поступать на бюджетные места, платные отделения потеряли свою актуальность. "Этого стоило ожидать:сегодня с проблемой нехватки абитуриентов сталкиваются даже серьезные университеты, что уж говорить о частных вузах, - рассуждает Александр Адамский. - Буквально недавно на совещании мы всерьез обсуждали вопрос:можно ли позволить ребятам с 35 баллами по ЕГЭ по математике поступать на факультет ракетостроения федерального университета".

О естественном сокращении числа университетов не раз говорил и министр образования и науки Андрей Фурсенко. По словам чиновника, проблемы из этого делать не следует, все логично:нет студентов, не нужны и лишние вузы. "Мне кажется, теперь будет иметь место более существенная дифференциация - все вузы разделятся на три категории:ведущие, исследовательские и те, которые смогут готовить только бакалавров, - дополняет Ярослав Скворцов. - Последнюю категорию составят те, которые не могут занять более серьезных позиций в сегодняшней реальности". В свою очередь, такая дифференциация поможет разрешить дискуссию о необходимости повсеместного высшего образования. По оценкам Виктора Садовничего, сегодня в вузы поступают 90% выпускников школ, в то время как в Советском Союзе доля поступивших не превышала 13%.