• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Средство от топора

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 2010. № 24. 11 июня

Ректор ГУ-ВШЭ представил журналистам новую концепцию аспирантуры

Представляя журналистам новую концепцию аспирантуры, к реализации которой ГУ-ВШЭ собирается приступить в этом году, ректор университета Ярослав Кузьминов весьма нелицеприятно оценил нынешнее положение дел с подготовкой кадров высшей квалификации в России. «Одной из причин широко обсуждаемого сегодня провала российской науки является фактическое прекращение функционирования аспирантуры, - заявил он. – Сейчас стипендия аспиранта – полторы тысячи рублей. Прожить на такие деньги нельзя. Поэтому, если называть вещи своими именами, очную аспирантуру государство практически уничтожило. А эффективность заочной и в советское время была крайне низкой».

Результат этого, по словам ректора ГУ-ВШЭ, достаточно очевиден. Там, где академические коллективы сохраняют высокую требовательность, процент защит низкий, как, например, и в самой ГУ-ВШЭ. А там, где «дают слабину», - уровень защит приличный, но низкое качество диссертаций.

На учредительной конференции Ассоциации ведущих вузов России, где этот вопрос поднимался, сообщил Я.И. Кузьминов, было решено готовить совместное обращение к руководству страны. Однако, подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ, важно понимать, что «нельзя просто взять и повысить стипендии аспирантам; необходимо загрузить их научной и образовательной работой, как это делают коллеги за рубежом». Разработанная в Высшей школе экономики концепция «аспирантуры полного дня» базируется на этих же принципах: достаточное жизнеобеспечение, научная работа, обучение. При успешной реализации она может стать примером для других университетов, озабоченных подготовкой научной смены, а также сигналом для государства, что и как можно изменить в системе подготовки кадров высшей квалификации, чтобы сделать ее эффективной. «Если наш эксперимент удастся, мы можем использовать его для того, чтобы убедить руководство страны в необходимости восстановления нормальной аспирантуры», - заявил Я. Кузьминов.

Решение об организации в ГУ-ВШЭ целевой «аспирантуры полного дня» было принято на заседании Ученого совета вуза. В этом году будут отобраны примерно 10 % аспирантов (25 из 300), не обязательно из выпускников ГУ-ВШЭ. Критерии отбора: кандидат должен проявить свой научный потенциал (иметь публикации) и заручиться рекомендацией научного руководителя. В 2011 году прием таких аспирантов будет увеличен до 50, в 2012 году – до 75. Им будет выплачиваться стипендия 25 тысяч рублей в месяц за счет внебюджетных средств университета, плюс до 15-20 тысяч рублей они смогут заработать в качестве преподавателей и исследователей в рамках своей научной темы. Подработка в других местах для них запрещена.

Целевые аспиранты будут не только заниматься исследованиями, но и учиться. Сейчас разрабатываются курсы для экономистов и социологов. Уже достигнута договоренность с рядом ведущих американских ученых в этих областях. В перспективе – создание программ в сфере бизнес-экономики, менеджмента, математики, компьютерных наук. Курсы, как очные, так и on-line, помогут включить молодых ученых в работу на переднем крае науки.

Поскольку перспективные исследования, как правило, междисциплинарные, у «новых русских аспирантов» будет не один научный руководитель, а как минимум два, причем причем второй – из зарубежного университета – партнера. Раз в полгода на специальных ворк-шопах и семинарах аспиранты будут представлять свои результаты и обсуждать их с ведущими отечественными и зарубежными учеными. Эксперты (отечественные и иностранные) будут присутствовать и на защите диссертации. Вводится также институт консультантов – это коллеги, получившие степень в западных университетах и хорошо понимающие академические стандарты, которые существуют сегодня в мировой практике. На второй год аспирантуры предусматриваются стажировки в зарубежных университетах.

Несмотря на вложение в этот проект собственных бюджетных средств, ГУ-ВШЭ не предполагает никаких ограничений при последующем трудоустройстве выпускников такой аспирантуры. Они смогут работать, где посчитают нужным в том числе и в зарубежных университетах, собственным примером демонстрируя качество образования, полученного в ВШЭ. Со временем, считает руководство вуза, в аспирантуру университета будут приезжать учиться молодые исследователи из других стран.

Реализация «аспирантуры полного дня» логически должна привести к введению собственной стипендии ГУ-ВШЭ. Когда это произойдет? «Как только мы покажем, что наша аспирантура действительно конкурентоспособна с ведущими мировыми экспертно-аналитическими центрами, министерству будет легче сделать этот шаг», - ответил Я. Кузьминов.

Далеко не все проблемы решаются повышением финансирования. «Нормальным» ректор ГУ-ВШЭ назвал такое состояние системы подготовки ученых, при котором степень не может быть куплена, «как новый пиджак», только потому, что, скажем, главе района полагается быть остепененным. «Такого рода процессы должны быть остановлены. И остановить их может только нормальное научное сообщество», - заявил Я. Кузьминов.

И вот тут есть проблемы. Самая тяжелая ситуация в гуманитарных науках – там с начала 1990-х годов нет единого научного профессионального сообщества, члены которого могли бы идентифицировать друг друга по некоему общему «ядру» знания. В естественнонаучных и технических науках проблема несколько другая – провинциализм. Люди не читают на английском языке и, соответственно, не знают большинства новых теорий, которые предлагаются на академическом рынке, но диссертации все-таки защищают. «Я уверен, такие доктора наук есть везде, и беда в том, что мы не можем пока отделить овец от козлищ: у академического сообщества нет инструментов отделения одной докторской степени от другой», - сказал ректор ГУ-ВШЭ. Выход, по его мнению, в создании аспирантур, заведомо включенных в глобальное научное сообщество. Подобные есть сегодня не только у экономистов – они есть в МГУ, Физтехе, некоторых других ведущих вузах. «Когда мы это сделаем, когда будем застрахованы от подмены понятий, от покупки степени, от научного провинциализма, тогда нашу систему подготовки кадров можно будет считать нормальной», - заявил Я. Кузьминов. Кроме того, утверждает он, ученым необходимо критически пересмотреть собственные ряды.

– Беда российского академического сообщества в том, что оно слишком легко относится к тем негативным явлениям, которые сейчас процветают. Если мы миримся, что рядом существуют слабые, неконкурентоспособные ученые, то не надо жаловаться! Тогда сообщество начнут реформировать чиновники – грубо, топором, а не скальпелем.