• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Платное образование в условиях кризиса

Время новостей. 6 июля 2009

Вузы должны искать новый баланс между спросом на образовательные услуги и своими затратами. В связи с этим стоит обратить внимание на два момента в решениях, принятых Ученым советом ВШЭ в отношении политики оплаты обучения на текущий год.

Кризис оказывает влияние на эту сферу по трем основным направлениям. Первое — снижение доходов и вызванное этим падение платежеспособного спроса на платные услуги. Второе — инфляция. Но, пожалуй, самый опасный канал влияния кризиса — резкое повышение неопределенности. Процесс обучения длится четыре-пять лет, и при принятии решения необходимо оценивать и доходы, и расходы на годы вперед и родителям абитуриентов, и вузам, и государству. Желание снизить эту неопределенность у них совпадает, а инструменты они могут использовать разные. Замораживание стоимости обучения в номинальном выражении означает, что вся плата за риск неопределенности перекладывается на вузы, и естественная реакция вузов в этом случае — увеличить замороженную начальную цену, чтобы переложить часть потерь на студента.

Очевидно, что вместо такого «механистического» подхода вузы должны искать новый баланс между спросом на образовательные услуги и своими затратами. К инструментам подобного регулирования относятся, например, образовательные кредиты, гибкая система скидок за академические достижения. Так, в конце мая ученый совет Государственного университета — Высшей школы экономики (ВШЭ) принял важные для будущих абитуриентов решения, определившись с политикой оплаты обучения на текущий год. Это всегда было чувствительной темой. Но в условиях кризиса, когда неясно, как будет развиваться экономическая ситуация, вопрос оплаты с особой остротой может повлиять на решение о поступлении на платное обучение.

В связи с этим стоит обратить внимание на два момента в решениях, принятых Высшей школой экономики. Во-первых, так называемая базовая стоимость обучения будет заморожена на весь срок в реальном выражении. Раньше базовая стоимость первого года обучения возрастала в соответствии с официальным индексом инфляции. Но в этом году базовая стоимость заморожена. То есть риск неопределенности и убытки от инфляции университет взял на себя, и в результате плата за первый год обучения полностью совпадает с тем, что было в прошлом году (а на факультете бизнес-информатики она даже снизилась). Единственное исключение — Международный институт экономики и финансов (МИЭФ), при обучении в котором часть платы идет Лондонской школе экономики и финансов, так что плата изменилась в соответствии с изменениями валютного курса.

Впрочем, стоимость обучения не всегда равна базовой стоимости. ВШЭ давно имеет дифференцированную систему скидок от 70 до 30%. В прошлые годы они были привязаны к проходному баллу (чем больше недобор баллов до проходного, тем ниже скидка). В этом году никто не знает, что произойдет с проходным баллом, потому что сильно изменилась система вступительных испытаний. Собственно, дело даже не в ЕГЭ, а в том, что сейчас предметы имеют одинаковый «вес» и результаты по ним просто складываются. Поэтому наш университет принял решение взять и эти риски на себя. Сумма баллов по ЕГЭ, нужная для получения скидок, установлена теперь вне зависимости от проходного балла, который будет определен позже. Сейчас молодые люди знают свои результаты по ЕГЭ раньше, чем сдают вступительные экзамены. Можно сложить свои баллы и понять: если я поступаю, например, на факультет мировой экономики, мне точно гарантирована скидка в 70% (ну а если сумма баллов по ЕГЭ окажется выше проходного балла, значит, абитуриент вообще поступил на бесплатное место). По опыту предыдущих лет можно сказать, что средний объем скидок на первом году обучения в ВШЭ составляет в расчете на одного платного студента 20-25%.

Если говорить об общих для образовательной системы решениях, то, безусловно, необходимо стабилизировать ситуацию с образовательными кредитами. Опыт программы «Кредо» показал, что эта новая для страны форма хорошо прививается в России. К сожалению, в условиях кризиса коммерческие банки свернули кредитование студентов. Абитуриенты и студенты ждут новой кредитной программы, организуемой Сбербанком и рядом других крупнейших банков (ВТБ-24, Россельхозбанк и Газпромбанк) при государственном участии. По оценке, в следующем учебном году кредиты на обучение смогут получить около 10-15 тыс. человек. Условиями для получения кредитов станут хорошая успеваемость и обучение по востребованным специальностям в вузах, которые дают качественное образование. Как ранее сообщал замминистра образования и науки РФ Владимир Миклушевский, проценты по кредитам для студентов будут минимальными — порядка 11,5% в год, а возвратить его можно будет после того, как студент закончит учебу и устроится на работу. Срок возврата кредита — десять лет после окончания вуза. Поручителем выступает государство. Предполагается, что такая программа образовательных кредитов будет работать также и для второго высшего образования, программ MBA и переподготовки, что особенно важно для меняющегося рынка труда. Кстати, Сбербанк и Высшая школа экономики в июне 2009 года заключили соглашение по предоставлению образовательных кредитов (по ставке 12% годовых) студентам, получающим второе высшее образование, MBA, а также проходящим профессиональную переподготовку.