• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разворот

Эхо Москвы. 28 июля 2009

Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Сейчас у нас на линии телефонной связи проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. Григорий Гельмутович, доброе утро.

Г. КАНТОРОВИЧ: Доброе утро.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вы там тоже зашиваетесь, наверное, в приемных комиссиях?

Г. КАНТОРОВИЧ: Как водится. Конечно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Неужели в этом году ничего для вас не изменилось.

Г. КАНТОРОВИЧ: Для нас изменилось очень многое. Прежде всего, мы такого количества абитуриентов никогда еще не встречали в нашей истории.

А. ОСИН: А во сколько раз?

Г. КАНТОРОВИЧ: Я могу вам сказать, что количество абитуриентов, а не заявлений, превысило 8 тысяч человек, притом что максимально у нас бывало 4,5 тысячи.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Т.е. почти в два раза.

Г. КАНТОРОВИЧ: А если считать по количеству заявлений, то оно достигло почти 25 тысяч человек.

А. ОСИН: Простите, а в чем разница между абитуриентами и заявлениями?

Г. КАНТОРОВИЧ: Разница большая. Это огромные объемы абитуриентов, в которых они сами не могут разобраться. Если один и тот же человек одновременно подает на несколько, иногда на много факультетов. По соотношению люди-заявления вы видите, что в среднем на три с лишним факультета подает один человек.

А. ОСИН: Т.е. все равно где учиться.

Г. КАНТОРОВИЧ: Я думаю, что это не совсем так. Я думаю, что в связи с этими изменениями в порядке приема люди потеряли рациональные ориентиры и на всякий случай заполняет документы на множество факультетов и множество вузом. Ведь вчера большинство вузов (должны были все, но большинство) опубликовали на своих сайтах пофамильные списки своих абитуриентов, упорядоченные по убыванию суммы баллов по ЕГЭ. И видно, что, например, на наших экономических факультетах, на экономическом факультете МГУ, в Финансовой академии значительное количество одних и тех же людей.

А. ОСИН: А как вы будете принимать решение? Предположим, у вас больше заявлений с абсолютным результатом единого государственного экзамена с высшим баллом, чем у вас мест. Что вы будете делать в таком случае?

Г. КАНТОРОВИЧ: С абсолютным... такого, честно говоря, нет. Но есть еще две категории, которых мы обязаны, в соответствии с порядком приема и законом об образовании, принимать без экзаменов. Это победители и призеры олимпиад и так называемые льготные категории — инвалиды, дети-сироты, чернобыльцы. Там вообще 153 категории, не будем сейчас, они разными законами регулируются. У нас на самых популярных факультетах число этих категорий уже значительно превышает число выделенных бюджетных мест.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вам как приходится выбирать тех, кто в итоге будет учиться? Вы же, я надеюсь, не монетку подбрасываете?

Г. КАНТОРОВИЧ: Мы, во-первых, не монетку подбрасываем... Конечно, из этой ситуации нет хорошего выхода. Это недостатки наших нормативных актов. Мы приняли решение, что мы примем всех, кто имеет право на поступление без экзаменов и обязательно оставим не менее четверти мест для тех, кто будет поступать только по результатам ЕГЭ. Это означат, что мы вынуждены будем принять больше людей. Естественно, это пойдет за счет вуза. Но мы примем всех, кто на это имеет право по действующим нормативам.

А. ОСИН: Григорий Гельмутович, понятно с льготными категориями, в этом смысле мало что изменилось, они были и раньше.

Г. КАНТОРОВИЧ: Нет, к сожалению, изменилось. Они почувствовали, что появилась такая лазейка, давайте говорить прямо. Мы обращали внимание, в СМИ уже об этом писали, появились немалочисленные группы, которые становятся детьми-инвалидами где-нибудь в апреле-марте и вплоть до 1 июля текущего года, а осенью заканчивается у них этот статус.

А. ОСИН: Понятно. Это предмет разбирательства компетентных органов по фальсификации этих документов.

Г. КАНТОРОВИЧ: Да, это предмет работы не наш.

А. ОСИН: Я в данном случае говорю все-таки о тех, кто поступает обычным манером, по результатам ЕГЭ. В этом смысле как вы определяете? У вас абсолютно безликие анкеты, результаты государственного экзамена. Как вы решаете, кого из абитуриентов зачислить?

Г. КАНТОРОВИЧ: У нас они не безликие. Когда дети подают документы, мы просим их заполнить некоторую анкету. Но законом не предусмотрен выбор какой-то из этих документов, точнее это не закон, это нормативные акты, давайте аккуратнее будем говорить. По нашим правилам, все, набравшие одинаковую сумму баллов, будут ранжированы единственным образом — преимущество будет отдано тем, у кого более высокий балл по профильному предмету. Остальных, если будет такая ситуация, мы просто вынуждены будем принять всех. Думаю, у нас нет другого выхода в этой ситуации.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Но ведь вузы не резиновые.

Г. КАНТОРОВИЧ: Я с вами согласен. Это, кстати, тоже неожиданный результат перехода на ЕГЭ. Сначала мы увидели, какие оценки в школах, а сейчас мы увидим... А мы уже видим, посмотрите на сайте вузов, какое количество заявлений, как они пользуются спросом от своих потенциальных студентов. Во-первых, сколько их. Во-вторых, видно, с какими баллами ЕГЭ они пришли в тот или другой вуз. И это настолько красноречиво... Просто походите по сайтам. Мне не хотелось бы называть имена вузов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Спасибо большое за участие в нашей программе. Это был Григорий Канторович, проректор Государственного университета — Высшая школа экономики.