• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На свободу с грязной совестью

КоммерсантЪ-Власть. 2003. № 19. 19 мая

...Экспертная оценка
Тамара Морщакова, советник Конституционного суда
Основное направление данных изменений - это гуманизация системы уголовной репрессии. Речь идет о карательной политике государства, создаваемой не только мерами наказаний, но и тем, как государство формулирует уголовно-правовые запреты. В результате мы имеем положение, существенно отличающееся от других стран. В соотношении с одинаковым количеством совершаемых преступлений, если брать, например, европейские страны, у нас гораздо больше тюремного населения...

В Госдуме готовится ко второму чтению президентский пакет поправок в Уголовный кодекс, смягчающий наказание за нетяжкие преступления и расширяющий возможность применения денежных штрафов и общественных работ вместо лишения свободы. Со вступлением этих поправок в силу количество заключенных в России должно резко снизиться.

Молодые и бедные
По статистике половина из 750 тыс. российских заключенных сейчас отбывает первый срок. При этом за убийства и другие тяжкие преступления осуждены только 29% из них, остальные совершили преступления небольшой и средней тяжести (максимальное наказание за которые составляет два года и пять лет лишения свободы). Хорошо известно, что российская система исполнения наказаний, мягко говоря, не способствует улучшению морального облика преступников. Поэтому проект стремится по возможности сократить для них период заключения (нижняя планка сроков опущена с шести до двух месяцев) или сделать так, чтобы они вовсе не попали в тюрьму.
В принципе действующий УК уже содержит целый ряд мер, альтернативных лишению свободы: штраф, обязательные работы (бесплатный общественно полезный труд, вид которого определяется органами местного самоуправления), исправительные работы (по месту работы осужденного с удержанием в доход государства части заработка), ограничение свободы. Но обязательные работы и ограничение свободы пока существуют только на бумаге: соответствующие положения УК должны вводиться в силу отдельными федеральными законами "по мере создания необходимых условий", которых пока нет.
Поэтому президент предложил расширить применение исправительных работ, разрешив назначать их не только по основному месту работы осужденного, но и "в иных местах, определяемых органами местного самоуправления". Эта норма особенно актуальна для тех мелких нарушителей, у которых "основного места работы" просто нет. И теперь безработного, укравшего у соседа велосипед, можно будет не сажать в тюрьму на год, как это нередко происходит сейчас, а отправлять на тот же срок в дворники или ассенизаторы по месту жительства.
Особо президент позаботился о смягчении уголовного преследования несовершеннолетних преступников. Законопроект предусматривает разделение их на две возрастные группы (14-16 и 17-18 лет). Максимальный срок лишения свободы для первой группы будет составлять шесть лет, для второй - девять (независимо от максимальной санкции, предусмотренной УК). При этом за впервые совершенное преступление подростков не могут лишить свободы. Правда, это касается лишь преступлений небольшой и средней тяжести для первой возрастной группы и преступлений небольшой тяжести - для второй.
Другими словами, 16-летний подросток останется на свободе, если, например, умышленно причинит "средней тяжести вред здоровью" или сознательно заразит другое лицо БИЧ-инфекцией. А 18-летний нарушитель избежит тюрьмы, скажем, украв у одноклассника пару компакт-дисков. Но если он заодно прихватит еще и СD-плеер стоимостью свыше 2500 руб., то ущерб станет "значительным", а кража - "преступлением средней тяжести", за которое вору светит срок до пяти лет.

Взрослые и богатые
Взрослым президентские поправки также предлагают много нового. Значительно расширяется область применения штрафных санкций и изменяется принцип их начисления. В действующем УК штрафы указаны в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ). Однако МРОТ для исчисления штрафов (100 руб.) отличается от МРОТ, применяемого для составления тарифной сетки (400 руб.), что нередко вызывает путаницу. Поэтому президент предложил исчислять штрафы в абсолютном выражении, как это уже сделано в Налоговом кодексе. При переходе на новый порядок исчисления размер большинства штрафов возрастет в несколько раз. А это, в свою очередь, позволит судам чаще применять штрафные санкции вместо лишения свободы, поскольку штрафные выплаты в гораздо большей степени, чем раньше, будут компенсировать нанесенный ущерб. Скажем, за приобретение или сбыт краденого гражданин может получить не два года тюрьмы, а штраф в 40 тыс. руб. (в старом исчислении - 100 МРОТ, то есть 10 тыс. руб.). А нарушители санитарно-эпидемиологических правил, допустившие по неосторожности, к примеру, массовое заболевание атипичной пневмонией, могут вместо тех же двух лет лишения свободы отделаться штрафом в 80 тыс. руб.
Кроме того, законопроект отменяет институт конфискации всей собственности осужденного - изъятию подлежит только имущество, нажитое преступным путем. А сроки, назначавшиеся прежде "с конфискацией", будут теперь сопровождаться денежным штрафом. Так, сейчас разбой, совершенный неоднократно группой лиц по предварительному сговору, наказывается сроком от 7 до 12 лет "с конфискацией". Срок предлагается сократить (5-10 лет), но одновременно взимать штраф (до 1 млн руб.).

Наркоманы и наркопроизводители
Особое место в законопроекте занимают статьи о борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Суть предложений президента сводится к тому, чтобы ужесточать борьбу с производителями и распространителями наркотиков и одновременно избирать более мягкие меры ответственности для людей, больных наркоманией.
Сейчас за приобретение или хранение наркотиков без цели сбыта в крупном размере предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет. При этом крупным размером признается всего одна разовая доза потребления. И наркоман, "повязанный" с одной дозой, обязательно загремит на нары, поскольку никаких других санкций, кроме лишения свободы, УК не предусматривает.
Президент предложил принципиально иной подход. Во-первых, крупным размером в проекте признается количество наркотического или психотропного вещества, превышающее среднюю разовую дозу потребления в десять и более раз. За приобретение или хранение меньших доз ответственность наступает не по уголовному, а по административному кодексу (от пяти до десяти МРОТ). Во-вторых, помимо тюремного срока новая редакция статьи предусматривает штраф до 40 тыс. руб. либо исправительные работы на срок до двух лет. Такое наказание суд может установить для наркомана, купившего более десяти доз для личного потребления. Но если запасы - даже для личного пользования - превысят 50 доз, то их хозяину придется не только отправиться на зону на срок от 3 до 10 лет, но и заплатить штраф в размере до 500 тыс. руб.
В то же время производство и сбыт наркотиков будут караться гораздо жестче. Сам факт участия в этом процессе (независимо от объемов производства или сбыта) грозит преступникам лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Если наркотики сбываются несовершеннолетнему, максимальный срок возрастает до 12 лет и сопровождается штрафом до 500 тыс. руб. А за распространение наркотиков среди лиц, "заведомо не достигших 14-летнего возраста", можно поплатиться 20 годами лишения свободы и штрафом в 1 млн руб.

* * *
За
Александр Баранников, депутат Госдумы (СПС)
Принятый в первом чтении законопроект должен переориентировать правоохранительные органы на борьбу с серьезными преступлениями, а не с мелочевкой, по которой зачастую отчитываются наши МВД и прокуратура. У судей появляется возможность назначать наказания, не связанные с лишением свободы. Это будет способствовать тому, чтобы люди чувствовали наказание, поскольку за легкие преступления приоритет отдается штрафу. Данные меры позволят снизить криминализированность нашего общества. При действующей тюремной системе, если человек попадает в тюрьму, в течение года-двух он становится законченным преступником. Поэтому закон и направлен на то, чтобы сосредоточить основную часть работы правоохранительных органов на тяжких и особо тяжких преступлениях и не сажать в тюрьму людей, совершивших незначительные правонарушения.

* * *
Против
Валерий Воротников, депутат Госдумы ("Народный депутат")
Концепция законопроекта сводится к либерализации уголовного права. Но самый главный вопрос - требует ли реальная ситуация у нас в стране таких кардинальных мер? К сожалению, инициаторы проекта не приводят каких-либо весомых аргументов в пользу этой либерализации. А если говорить конкретно, то из всего этого огромного законопроекта я бы оставил три-четыре статьи. И то, только те положения, которые уже отработаны в нашем комитете по законодательству. В частности, мы серьезно проработали законопроект об усилении борьбы с наркобизнесом и наркотрафиком. Он являет собой плод работы большого количества депутатов и синтезирован из десятка предложений. В президентском проекте наш вариант переписан практически слово в слово. Это действительно актуально. Хотя это не либерализация, а наоборот - усиление уголовной ответственности.

* * *
Экспертная оценка
Тамара Морщакова, советник Конституционного суда
Основное направление данных изменений - это гуманизация системы уголовной репрессии. Речь идет о карательной политике государства, создаваемой не только мерами наказаний, но и тем, как государство формулирует уголовно-правовые запреты. В результате мы имеем положение, существенно отличающееся от других стран. В соотношении с одинаковым количеством совершаемых преступлений, если брать, например, европейские страны, у нас гораздо больше тюремного населения. К этому приводят и формулировки составов преступлений, и сама система наказаний. У судов небольшой выбор - они назначают в основном "лишение свободы" и "лишение свободы условно". Судебная практика последнего времени поразила даже специалистов в области уголовного права, поскольку выяснилось, что суды выносят более 50% условных приговоров. Это свидетельство несовершенства существующей системы наказаний.