• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юристов никто не ищет

Учительская газета. 2005. № 15. 12 апреля

Оксана Олейник, декан факультета права Высшей школы экономики:
- Мы готовим юристов для того, чтобы они потом стали адвокатами, судьями, консультантами в крупных фирмах. Поэтому хорошо бы узнать, что о наших выпускниках говорит работодатель, чего он от них хочет. Я провела небольшое экспресс-обследование по газетам, которые публикуют объявления о приеме на работу, и по опросам тех работодателей, с которыми мне по роду деятельности доводится встречаться.

Оксана Олейник, декан факультета права Высшей школы экономики:
- Мы готовим юристов для того, чтобы они потом стали адвокатами, судьями, консультантами в крупных фирмах. Поэтому хорошо бы узнать, что о наших выпускниках говорит работодатель, чего он от них хочет. Я провела небольшое экспресс-обследование по газетам, которые публикуют объявления о приеме на работу, и по опросам тех работодателей, с которыми мне по роду деятельности доводится встречаться. Что же выяснилось? Работодатели хотят, чтобы выпускник юрфака имел специальные знания (20%), чтобы он умел искать информацию и работать с ней (30%), чтобы у него были социально-психологические навыки работы в коллективе (30%) и, наконец, чтобы обладал вспомогательными навыками - работал с компьютером, знал иностранные языки и так далее (20%). То есть спрос на специальные знания, на то, чем мы усиленно пичкаем студентов, составляет примерно 20%, все остальное остается вне сферы нашей деятельности. Работодатель хочет, чтобы выпускник знал: "Гражданское право", "Гражданский процесс", "Трудовое право", "Земельное право", "Финансовое право", "Налоговое право", "Международное право", "Частное право" и немножко "Уголовного процесса". Выделяю в стандарте эти дисциплины и высчитываю их долю. Всего предусмотрено на теоретическую подготовку юриста 9882 часа, если сложить запрашиваемые дисциплины, то мы наберем 2046 часов. То есть для практики пригодна пятая часть знаний. Получается, что мы не улавливаем потребности практики, наши студенты приходят на работу, много зная о том, что не востребовано практикой. Может быть, поэтому в последние полтора года Произошел существенный спад потребностей в юристах, что заработки юристов снизились (если не брать, конечно, суперизвестных адвокатов). У молодых начинающих юристов уже есть проблемы с трудоустройством. Еще один вопрос: кто преподает будущим юристам? Говорят, что преподаватели бегают из вуза в вуз. А это плохо. Давайте составим список преподавателей, которые работают во всех юридических вузах и на всех юридических факультетах. Допустим, получится, что каждый работает по 12 часов в день на полторы ставки. Суммировав все часы, мы получим реальное время, отдаваемое учебному процессу, и оценим размер приписок. При лицензировании вузов нужно учитывать работу преподавателя и на основании этого делать вывод о качестве учебного процесса. Кто у нас оценивает качество подготовки на выходе из вуза, принимает госэкзамены? Те же, кто учил будущего юриста. А почему бы нам не использовать, например, опыт Германии, когда государственную комиссию создает губернатор из адвокатов, прокуроров и судей? Пусть эти люди принимают госэкзамены у наших выпускников, и тогда посмотрим, кто сможет их выдержать.