• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эвакуация - профанация

Аргументы и факты. 2005. № 45. 9 ноября

..."Одна из важнейших особенностей права - то, что его легко дискредитировать, - комментирует Елена Глушко, профессор Высшей школы экономики. - Законы эффективны только тогда, когда обязательны для всех. Если сама власть не подчиняется праву, то ему имеют моральное право не подчиняться и граждане. Другая серьезная проблема - "заурегулированность"...

В город вернулась эвакуаторы. Большинство москвичей отозвались на событие скептически: "Все равно эта мера не сработает. Автовладельцы будут бросать машины под запрещающими знаками, а улицы чище не станут".

Откуда такое отношение к постановлениям городской власти? Ведь снег чистить надо. Когда на обочинах стеной стоят автомобили, делать это невозможно. Значит, машины нужно убирать с помощью эвакуатора. Это общеевропейская практика: неправильно припарковался - ищи авто на штрафстоянке.
Почему же хорошие, проверенные законы не работают в нашем городе?

Много запретов - мало толку
На Западе эвакуация - одно из средств, предписывающих паркующемуся водителю вести себя цивилизованно. Знаки, запрещающие парковку, не могут быть спрятаны за рекламой, засыпаны снегом, висеть там, где их заведомо не видно (что так часто встречается у нас). Большинство парковочных мест, например в Италии, разлиновано: даже если вы просмотрели дорожный знак, разметка подскажет, где можно оставить машину. На крайний случай есть паркоматы, по наличию которых легко ориентироваться на местности.
В Москве эвакуацию вырвали из этого "контекста". Водители часто не могут понять, где машину парковать можно, а где нельзя. Пора наконец оснастить улицы необходимыми дорожными указателями и табличками! По разным оценкам, в Москве не хватает 30-35 тыс. информационных знаков для водителей. И зачастую запрещающие парковку обозначения вывешиваются по одному на большой промежуток улицы.
В столице водители паркуют машины по принципу "все стоят, и я встану". На Западе можно быть уверенным в том, что под запрещающим знаком нельзя стоять никому. Даже машине с синими номерами, мигалками, стопкой удостоверений под лобовым стеклом и "крутым водилой" внутри. Та же политика двойных стандартов действует у нас и при эвакуации. "Мерседес" или "БМВ" останется на своем месте, а отечественную машину или дешевую иномарку увезут на штрафстоянку, хотя они одинаково мешают снегоуборочной технике.
"Одна из важнейших особенностей права - то, что его легко дискредитировать, - комментирует Елена Глушко, профессор Высшей школы экономики. - Законы эффективны только тогда, когда обязательны для всех. Если сама власть не подчиняется праву, то ему имеют моральное право не подчиняться и граждане. Другая серьезная проблема - "заурегулированность".
Например, водитель видит, что висит знак "40", хотя нет причин ехать так медленно. На большинстве улиц "две сплошные", несмотря на то что в некоторых местах можно было бы разрешить разворот или съезд во двор. Если запретов слишком много, они перестают восприниматься. Строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения".

Эвакуация сердит и пугает
Величина штрафа за неправильную парковку всего 50 руб. Может быть, решить проблему можно, увеличив сумму? "Только увеличение штрафа не приведет к желаемому результату, - считает Елена Глушко. - Нужно достаточное количество подземных парковок и правильно организованных наземных стоянок, тогда нарушителей будет меньше".
Кстати, эта мысль пришла в голову и чиновникам. "Необходимо комплексное решение вопроса создания единого парковочного пространства" - записали они в только что вышедшем постановлении. Все существующие парковки приведут в порядок, нелегальные ликвидируют или превратят в городские. Новые парковки будут держать частники, которых выберут по конкурсу. С нового года с водителями начнут рассчитываться за парковку при помощи паркометров. К 1 июля следующего года все расчеты "обезналичатся".
Но возникает несколько вопросов. Возмутительно то, что деньги, которые сдерут с москвичей за стоянку, пойдут не в доход города, не на организацию новых парковок, не на решение транспортных проблем, а... в доход фирмам - владельцам площадок. За зиму, пока автоматы по выдаче талонов на стоянках будут устанавливать, парковщики успеют набить карманы деньгами. А за лето все паркоматы разломают (как это уже раз произошло в нашем городе, когда впервые проводился такой эксперимент). К следующей зиме мы придем с тем же состоянием стоянок, что и к нынешней.
Эвакуаторы - мера не столько фактическая, сколько психологическая. Столичные власти объявили, что на улицы города выйдут 45 "машин-убиралок", которые будут работать в две смены. Давайте считать. На эвакуацию одного автомобиля уходит в лучшем случае полчаса. Даже если машины будут убирать круглосуточно, на штрафстоянке окажется не более 2 тыс. автомобилей. Но нарушителей неизмеримо больше! На улицах города одномоментно стоит 300 тыс. автомобилей. Значит, городских мощностей не хватит, чтобы убрать ВСЕ! Значит, опять закон будет действовать выборочно...