• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сенаторы хотят создать коллегию уполномоченных прокуроров

Известия. 2005. № 211. 21 ноября

...Генпрокуратура может заниматься расследованиями без изъятий. Создание коллегии - довольно странная штука, - удивляется политолог Марк Урнов...

"В Совете федерации будут настаивать на рассмотрении Госдумой законопроекта "О коллегии уполномоченных прокуроров", разработанного группой сенаторов" - с таким заявлением выступил в воскресенье член верхней палаты Федерального собрания Анатолий Лысков. Суть проекта-контроль за деятельностью высших должностных лиц страны с помощью назначаемой Совфедом коллегии прокуроров. Под действие закона подпадает и генеральный прокурор, судьбу которого предлагается доверить его подчиненным.
- Нам необходимы правовые процедуры и механизмы в отношении высших государственных лиц с тем, чтобы обеспечить объективное расследование в случае совершения ими преступных деяний, - говорит сенатор Анатолий Лысков, "двигатель" законопроекта.
Сенаторы (Анатолий Лысков, Владимир Федоров, Николай Рыжков, Вячеслав Попов и Владимир Гусев) предлагают создать в структуре Генпрокуратуры специальную коллегию из 17 человек в ранге замов генпрокурора сроком работы на 8 лет. Президент и главы обеих палат парламента вносят по 5 кандидатур, еще 2 - уполномоченный по правам человека. Назначает и освобождает спецпрокуроров, естественно, Совет федерации. Сфера деятельности коллегии - расследование действий 12 высших должностных лиц.
Спецпрокуроры не обойдут вниманием и непосредственного шефа - генпрокурора. Если ни один из 12 высших чиновников не попадет в зубы спецпрокуроров, закон позволяет им отвлечься и размяться на "мелкой рыбешке" - федеральных министрах. Сказать "фас! " может президент или парламент. Проект был внесен авторами в начале октября, а уже через неделю комитет Госдумы по безопасности рассмотрел его и вернул в Совфед на доработку.
- Генпрокуратура категорически возражает против проекта, аргументируя это тем, что он противоречит Конституции, - пояснил "Известиям" депутат Александр Хинштейн. - В этой связи любая попытка контроля за прокуратурой вызывает у нее естественное отторжение. В сегодняшних условиях это непроходной закон, госвласти не нужен дополнительный контроль.
В прокуратуре версию подтвердили.
-Законопроект предполагает довольно странную структуру, которая будет существовать в рамках органов прокуратуры, но при этом не подчиняться генпрокурору, - сказал "Известиям" высокопоставленный сотрудник Генпрокуратуры. - Конституция не предусматривает существования прокуроров, не подчиняющихся генеральному.
Как выяснили "Известия", этот документ - не первый в череде попыток Совфеда получить контроль над неподотчетной ему по закону прокуратурой. В начале 2005 года группа сенаторов во главе со спикером также вносила в нижнюю палату проект, согласно которому Совфед должен "контролировать соблюдение присяги" генпрокурором. Эта инициатива была отклонена, что не помешало верхней палате без дискуссий продлить в апреле полномочия Устинова. Позднее сенаторы смогли обязать его ежегодно отчитываться о своей работе перед Совфедом.
- Генпрокуратура может заниматься расследованиями без изъятий. Создание коллегии - довольно странная штука, - удивляется политолог Марк Урнов.

***
Справка "Известий"
Из Закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Статья 1
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации Прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами... Статья 4
Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.