• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это просто произвол»

Профиль. 2006. № 11. 27 марта

О том, что думают сами судьи о переезде КС в Санкт-Петербург, обозревателю «Профиля» Владимиру Рудакову рассказала бывший заместитель председателя Конституционного Суда РФ (1995—2002), а ныне — судья в отставке Тамара Морщакова.

О том, что думают сами судьи о переезде КС в Санкт-Петербург, обозревателю «Профиля» Владимиру Рудакову рассказала бывший заместитель председателя Конституционного Суда РФ (1995—2002), а ныне — судья в отставке Тамара Морщакова.

— Как сами судьи относятся к идее перемещения КС в Санкт-Петербург?
— Все судьи считают, что это бред. Я думаю, что даже в нашей российской истории, богатой на проявления разного рода волюнтаризма, трудно найти еще одно такое бессмысленное мероприятие. На самом деле это просто произвол.
— Но ведь должны быть какие-то рациональные мотивы у инициаторов переезда?
— Мотив есть: нужно потратить большие деньги, и эту трату нужно как-то объяснить. Я не говорю о средствах, которые потратят собственно на переезд суда. Речь идет, в первую очередь, о средствах, которые планируется потратить на восстановление зданий, на развитие инфраструктуры Петербурга. Для решения этих задач можно было бы руководствоваться бюджетом субъекта Федерации, но, видимо, захотелось выйти за пределы этого бюджета. И поэтому понадобилось серьезное обоснование. Вот оно и было найдено: необходимость разместить суд — это весьма уважительное обоснование...
— А почему решили перевезти именно КС?
— Это очевидно: КС — маленький суд (всего 19 судей) и у него, в отличие от Верховного и Высшего арбитражного, нет нижестоящих судов. Он один, и поэтому его легко взять и пересадить.
— Может ли, на ваш взгляд, иметь какую-то судебную перспективу попытка оспорить принимаемый Думой закон?
— Если говорить о существе нормативного решения, то, конечно, его можно оспорить. И вероятно, тем, кто захочет это сделать, придется обратиться в КС: таким образом, суду самому придется решать «свое» дело. Вообще, эта проблема не раз уже возникала: многие вопросы, касающиеся статуса судей, в том числе и судей КС (но не исключительно КС, как в этот раз), судом рассматривались. Но каждый раз противная сторона указывала на то, что КС не может быть судом в своем собственном деле.Однако в целом ряде стран конституционные суды давно уже решают вопросы, касающиеся их непосредственно. И я считаю, что это правильно. Ведь они исходят из простой идеи, что больше решать некому.
— Теоретически такой запрос может быть подан самыми разными субъектами?
— Самыми разными.
— Больнее всего переезд суда ударит по его аппарату...
— Да. Если судьи смогут ездить на заседания из Москвы в Санкт-Петербург, то аппарат практически уничтожается — это абсолютно ясно. Но это никого не смущает. Губернатор Матвиенко недавно опять заявила, что ничего страшного в этом нет, поскольку в Петербурге прекрасная юридическая школа и недостатка в кадрах не будет. Так может говорить человек либо абсолютно близорукий, либо заведомо говорящий неправду. Потому что сотрудников для аппарата КС нельзя набрать в вузе: их перед этим нужно долго учить и готовить. Кстати, мы всегда очень строго подходили к вопросу о том, как обеспечить правильное соотношение между уже опытными сотрудниками и молодежью...
— Почему в КС такое особое отношение к аппарату? Ведь обычно аппарат отвечает за чисто техническую работу...
— Фактически аппарат КС — это небольшой научно-исследовательский институт. Посмотрите на его состав — в основном доктора и кандидаты юридических наук. И именно аппаратом суда разрабатывается вся научно-правовая основа конституционного судопроизводства. Это очень творческая работа, требующая высокой научной и практической подготовки. Ясно, что все эти знания не могут обрушиться на человека из учебника.