• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Судьям сменили "казенный дом" Дума предписала Конституционному суду работать только в Петербурге

Известия. 2006. № 237. 21 декабря

...Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова назвала произволом принятие Госдумой этого закона...

"Подрыв независимости, самостоятельности и престижа" Конституционного суда - так его председатель Валерий Зорькин оценивает в письме президенту и Федеральному собранию принятый вчера Госдумой закон о переезде КС. В последний момент депутаты внесли принципиальные поправки. КС лишился возможности выбирать место проведения заседаний, а вместо представительства КС в столице будет создано лишь представительство его аппарата. КС возмущен и тем, и другим. Зорькин указывает, что эти поправки не были согласованы с судьями, и выражает надежду, что Совет федерации при рассмотрении законопроекта учтет позицию Конституционного суда. Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова назвала произволом принятие Госдумой этого закона.
Предложение разместить Конституционный суд в Петербурге прозвучало год назад. Президент назвал эту идею "удачным решением" (он, согласно закону, и определит окончательную дату переезда). Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму соответствующий законопроект, а правительство распорядилось в 2006-2008 годах подготовить условия для размещения суда, выделив на это 5 млрд 264 млн 900 тыс. рублей. Несмотря на высочайшее одобрение, план перевода КС в Санкт-Петербург вызвал много нареканий. В Госдуме депутаты от оппозиции указывали на расходы и выражали опасения в связи с возможным нарушением нормальной деятельности Конституционного суда, который лишится высококвалифицированного аппарата. Сами судьи публично выражать свое мнение по законопроекту, который может стать предметом их рассмотрения, не могут.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что переезд "в определенной степени повысит независимость Конституционного суда и общественно-политический статус Санкт-Петербурга". Такая мотивировка дала возможность критикам поупражняться в остроумии, предлагая отправить Конституционный суд в Томск, Анадырь и другие отдаленные места. Но запущенную машину остановить не удалось. Финальным аккордом стало вчерашнее голосование: КС лишился права выбирать место заседания. Такая норма была заложена еще в самый первый закон о КС в 1991 году. "Любой районный суд может проводить, выездные заседания, а Конституционный - нет" - такое положение, по данным источника в КС, судьи называют "дикостью". А глупостью они называют "представительство аппарата": "Аппарат - не юридическое лицо!" В уже упомянутом письме Зорькин отрицает предположений, что КС намеревался все заседания проводить в Москве, и указывает, что для обеспечения связи КС с другими органами власти необходимо именно представительство самого суда "как участника соответствующих отношений", а не его аппарата. Представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский так прокомментировал "Известиям" решение Думы: "У меня нет слов!".
В свою очередь, председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников заявил нам, что право на выездные заседания важны судам общей юрисдикции, а КС в этом не нуждается: "Вот акт, вот Конституция, зачем куда-то ехать?". С Крашенинниковым согласен и глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин: "Это особый вид судопроизводства, а кроме того, КС ни разу не проводил выездных заседаний, и депутаты просто привели норму в соответствие с практикой". Поправку же о представительстве в Москве Владимир Плигин оправдывает необходимостью уточнить его форму: "Специальный орган, необходимый для повышения уровня доступности суда для граждан и объединении". Он также не исключил возможности переезда в город на Неве и части сотрудников аппарата КС, хотя подчеркнул, что "в Санкт-Петербурге есть своя очень хорошая юридическая школа с историческими традициями".