• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В АВИАПРОМЕ У РОССИИ ОСОБЫЙ ПУТЬ ИЛИ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ?

Газета. 2007. № 154. 22 августа

ИГОРЬ ЮРГЕНС, вице-президент РСПП:
В каких-то деталях мы сможем встроиться в мировую интеграцию, но своим особым путем пройти не сможем. Потому что, во-первых, для этого нужны передовые ученые, которых мы не воспитываем, и они, к сожалению, уезжают, и, во-вторых, требуются слишком большие первоначальные вложения.
Но потом, когда сделаем НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и когда осуществим дватри прорывных направления на этом интеграционном пути, то там и бизнес может поучаствовать.


МАРТИН ШАККУМ, председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям (фракция "Единая Россия")

О каком-то особом пути по аналогии с временами СССР, когда мы пытались производить буквально все — от иголки до самолета, сегодня говорить просто наивно. Без масштабного сотрудничества самостоятельно авиационную промышленность не выстроить.

И все равно это особый путь, ведь мы не заново выходим на этот рынок, у нас есть богатая история, школа и традиции. По большому счету это особый путь возвращения, и мы должны его приспосабливать под себя, учитывая, но не копируя опыт других стран.

И еще. Наш авиапром строится не только на производстве собственной авиатехники, но и на способности закупать авиационную технику для перевозчиков. Если мы ограничим себя жесткими рамками: дескать, летать и пользоваться только техникой нашего авиапрома, — то простонапросто убьем своих авиаперевозчиков. А ведь именно они вытаскивают наш авиапром, а не наоборот. Если мы сегодня похороним своих авиаперевозчиков, то уж тогда вообще никакой надежды на возрождение российского авиапрома точно не будет.

АЛЕКСАНДР РУЦКОЙ, генерал-майор авиации, бывший вице-президент России

Слава богу, что президент серьезно занялся этим вопросом и собирает то, что было разбросано по всей стране. Ведь нашу авиационную промышленность довели до полного коллапса. Живя в России, просто стыдно летать на самолетах, произведенных не у нас. Кстати, разработки самолета "Боинг" — это на 70% наши разработки.

Но интегрироваться в авиапром других государств надо, потому что без совместной деятельности перспективы возрождения российской авиационной промышленности будут значительно растянуты во времени.

Я бы также сделал акцент на тех разработках, которые и сегодня лежат на полках. Например, на разработках уникальных гидросамолетов, которых вообще ни у кого в мире нет, а мы в этом лет на 50 вперед ушли.

Также есть разработки перевооружения ВВС на более современное. Но, как говорится, одной рукой за два места сразу не ухватишься. А той перспективе, которая сегодня открывается перед авиапромом, остается только радоваться.

АНАТОЛИЙ КОРНУКОВ, главнокомандующий ВВС в 1998—2002 годах, генерал армии

Еще недавно, когда мы ни с кем не взаимодействовали и все делали сами, у нас был особый путь, а сейчас интеграционно особенный.

Например, строящийся самолет "Суперджет100" — наглядный пример интеграции. Установка на наши вертолеты французского оборудования — тоже. И то, что Як-130 мы делаем во взаимодействии с итальянцами.

Правда, в свое время в Як-130 я внес свою лепту, предложив наделить его именно нашими особенностями. Просто настоял тогда, сказав: нам не нужен, понимаешь, голубь мира, который будет только взлетать и садиться, а нужен учебно-боевой самолет, на котором должно быть вооружение, и чтобы курсанты, отлетав на нем, по окончании училища умели стрелять, бомбить и пускать ракеты. То есть иметь такой учебно-боевой самолет, который в случае необходимости можно было бы использовать в локальных войнах, в горах, ущельях, а не применять для этого Су-25, который раз в 10 дороже Як-130.

ИГОРЬ ЮРГЕНС, вице-президент РСПП

В каких-то деталях мы сможем встроиться в мировую интеграцию, но своим особым путем пройти не сможем. Потому что, во-первых, для этого нужны передовые ученые, которых мы не воспитываем, и они, к сожалению, уезжают, и, во-вторых, требуются слишком большие первоначальные вложения.

Но потом, когда сделаем НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и когда осуществим дватри прорывных направления на этом интеграционном пути, то там и бизнес может поучаствовать.